Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»
Родительское собрание «СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР»
1сл. Добрый день, уважаемые родители, педагоги. Мы с вами уже неоднократно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Предметом нашего сегодняшнего разговора будет — психическое здоровье школьников, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? Кто повинен в этом?
2сл.Данные статистики в ответ на эти вопросы – 92 % случаев суицида в среде подростков спровоцированы семьей.
Детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше среднего достатком.
80 процентов детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, были психически здоровы.
По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 самое большое число суицидов совершают мальчики - их психика более хрупкая. С 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки.
Попыток суицида в 10 раз больше, чем состоявшихся самоубийств.
Что же происходит с детьми? Почему они прибегают к этому?
3 сл Специалисты условно различают три вида детских самоубийств: самоубийство-шантаж, самоубийство из любопытства и самоубийство из-за... нежелания жить.
Психологи практически единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. При этом ситуация в семье играет определяющую роль.
Сегодня отношения в семье меняются, теряется степень поддержки, которую имел в ней человек, что служит условием возникновения разного рода расстройств. При исследовании множества подростковых самоубийств, специалисты обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью.
Как бы подросток ни был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится НЕСОВМЕСТИМОЙ С ЖИЗНЬЮ, если он отвергнут в родной семье. А роль «последней капли» часто играют школьные конфликты. Ошибаются те, кто утверждает, что к суициду склонны только дети из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны.
Да и что такое «благополучная» семья? Это нередко закрытая семья, которая соответствует социальным нормам, а какой ценой это соответствие достигается — никому не известно. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Они ведь тоже не железные.
В большинстве случаев детский суицид оказывается сложнее предвидеть и предотвратить, чем взрослый. Это связано с некоторыми особенностями детской психики, о которых полезно помнить ВСЕМ родителям.
Дети более эмоционально уязвимы, чем взрослые. Каждый взрослый знает, как отвлечься от неприятных переживаний и успокоиться, ребенок же оказывается совершенно беззащитным, оказавшись один на один со своими страхами и печалями.
Для того, чтобы научиться справляться со своими страстями, подрастающему созданию необходима помощь родителей, которые часто не осознают этого и очень небрежно относятся к внутреннему миру своего чада.
Дети не до конца осознают необратимость смерти. В детской голове вполне может зародиться абсурдная с точки зрения взрослого человека мысль: "Вот умру, тогда вы обо всем пожалеете и будете со мной лучше обращаться".
Дети эгоцентричны. А это значит, что они в большей степени, чем взрослые, склонны считать себя причиной происходящих событий. Поэтому маленькие члены семьи очень часто берут на себя ответственность за семейные ссоры и родительские срывы, обрекая себя на невыносимое чувство вины.
Дети мыслят более конкретно, чем взрослые. Поэтому многие фигуры речи (например, "видеть тебя больше не хочу!" или "угораздило же мне тебя родить") склонны воспринимать буквально.
Дети очень непосредственны. Поэтому мелькнувшую в голове мысль о самоубийстве могут воплотить тут же, в отличие от взрослых, которые обычно приходят к намерению лишить себя жизни постепенно, давая окружающим шанс предвидеть и предотвратить суицид. Кстати, если взрослые обычно ни с кем не делятся своими намерениями (за исключением случаев, когда попытка самоубийства носит демонстративный характер), то дети, наоборот, могут открыто рассказывать о своем желании умереть. Обычно подобным разговорам никто не придает значения, подозревая ребенка в попытках шантажировать окружающих, а на самом деле это тоже проявление детской непосредственности.
Дети хуже взрослых информированы о возможных последствиях самоповреждающего поведения. Поэтому даже демонстративные попытки суицидов, когда ребенок вовсе не планирует умирать, могут заканчиваться смертью или инвалидностью.
Также одной из основных причин трагедии является так называемый «детский романтизм». Это несчастная любовь, страдания.
В возрасте 8-10 лет у детей еще нет ценности жизни, а поэтому нет страха смерти. Предпринимая попытку самоубийства, они думают, что все будут плакать и жалеть о том, что не согласились с ними. Да, будет именно так, но они забывают о том, что им это будет уже не нужно.
Обстоятельств, которые могут довести ребенка до смерти еще очень много. И все они индивидуальны, также как и дети. Но в таких обстоятельствах важнее найти ответ на вопрос: как прекратить этот процесс?! Почему так сложилось, что подростки приходят именно к этому разрешению проблем?
Приходит понимание того, что мы не социализировали такого человека еще в детстве. Можно сказать, что самоубийство – это реакция ребенка, который не подготовлен к современной жизни.
Но, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека.
Родителям особенно осторожно стоит относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка.
3 сл. Задумайтесь, пожалуйста, как часто слышат ваши дети?: - Я сейчас занят (а), отстань от меня… - Посмотри, что ты натворил,
- Ты сведешь меня с ума! - Вечно ты во все лезешь! - Уйди от меня!
- У тебя руки не из того места растут! - Прибью тебя! (на языке и в понятии ребенка это звучит как «Убью» и никак иначе!) Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и сначала ребенок отдаляется, становится скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе, и в самом худшем варианте подсознание ребенка выводит простую формулу: Не живи! (я не нужен миру, я мешаю, я недостоин существовать).
Каждый человек – сам кузнец своего счастья. Взамен одной программы можно запустить другую, гораздо более позитивную. 4 сл.Помните: Эти слова ласкают душу ребенка: - Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь! - Спасибо! Что бы мы без тебя делали?! - Иди ко мне! Садись рядом, мы можем поговорить… - Расскажи мне, что с тобой… - Могу я с тобой посоветоваться… - Я готов помочь тебе, если совсем что-то не получается у тебя… - Я радуюсь твоим успехам! Я горжусь, какой ты талантливый! - Что бы ни случилось, помни: я с тобой и готов помочь! Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ценность ее зависит от того, что мы туда бросаем. Чувства отчуждённости, покинутости, вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и поддержать.
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком. (Приложение).
Рождение вашего ребёнка было желанным?
Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
Вы первым идёте на примирение, разговор?
Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.
А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
Какой палкой воздействовать на ребенка?
Волшебной!
"Как воздействовать на ребенка?" - спрашивают родители. Как заставить... Как прекратить... Как остановить... Как объяснить... Как избавиться (от зависимости..) Как повлиять... Как внушить... Как вдолбить...
И почему-то никто не спрашивает «Как не помешать?».
И «Как подружиться с ребенком?» - почти никогда не спрашивают...
А уж тем более «Как мне говорить, чтобы ребенок меня понимал?».
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.
Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.
Поэтому мой совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".