Профилактика склонности к суицидальному поведению несовершеннолетних
Профилактика склонности к суицидальному поведению несовершеннолетних
Цель: обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использовать информацию в работе с педагогами и родителями.
2. Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказать экстренную первую помощи, обеспечить безопасности ребенка, снять стрессовое состояние.
3. Изучить особенности социално-психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создать систему социально-психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика склонности к суицидальному поведению несовершеннолетних »
Профилактика склонности к суицидальному поведению несовершеннолетних
Составители:
Тимонова Елена Сергеевна,
социальный педагог.
Хромова Татьяна Юрьевна,
педаог-психолог
Программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон).
Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года)
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 21 ноября 2011 года
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"
Закон Кемеровской области от 16 июня 2014 года №55-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области"
Постановление от 18.10.2012 № 3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области».
Введение.
Сегодня Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии). За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Всего же в период с 1990 по 2010 гг. в России было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. В имеющейся статистике отмечается рост числа детско-юношеского суицида. Так, если в 2009 году в стране было совершено 260 подростковых суицидов, то в 2010 их было в 1,2 раза больше. У нас в стране происходит порядка 19-20 случаев самоубийств на 100 тысяч подростков. Это в 3 раза больше, чем мировой показатель.
Наибольшая частота суицида наблюдается у детей и подростков в возрастном диапазоне 13-16 лет. У этой категории суицидентов на 1 смерть приходится до 100 нереализованных суицидальных попыток. Отягощающими факторами риска суицида в большинстве случаев выступают школьная дезадаптация и трудности обучения, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации. Это следует учитывать при организации профилактической работы в образовательном учреждении.
Исходя из социального паспорта школы и психолого-педагогической диагностики склонности к суицидальному поведению за период 2012-2015 гг. отмечен рост учащихся вышеуказанной группы: 2012 г- 5 человек, 2013 г. – 3 человека, 2014 г. – 4 человека, 2015 г. – 6 человек. Из них
Причины по основным выявленным факторам
2012
2013
2014
2015
Напряженное взаимоотношение в семье
3
2
2
3
Школьная дезадаптаия
проблемы в обучении
1
0
1
1
взаимоотношение в референтной группе
0
0
0
1
поведенческие девиации
1
1
1
1
Нервно-психические заболевания
0
0
0
0
Итого
5
3
4
6
В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении факторов и коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.
Данная программа социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся, является многоуровневой.
Основным критерием выделения уровня социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса выступает степень суицидального риска. Это и обосновывает комплексный подход – по уровням социальной структуры образовательного учреждения на базе возрастного и индивидуального подходов, где целевые группы каждого уровня характеризуются и как объект, и как субъект деятельности.
Программа кроме описания алгоритма взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса непосредственно в образовательном учреждении, предусматривает организацию межведомственного взаимодействия (активного привлечения юристов, педагогических и медицинских работников).
Основные цели и задачи программы
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Программа разработана на основе:
Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”,
Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся
Цель: обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использовать информацию в работе с педагогами и родителями.
2. Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказать экстренную первую помощи, обеспечить безопасности ребенка, снять стрессовое состояние.
3. Изучить особенности социално-психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создать систему социально-психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Основные направления деятельности
1. Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2. Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
3. Работа с неблагополучными семьями.
Терминологический словарь
Адаптация социальная — постоянный процесс активного,
приспособления к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Социальная адаптация идет непрерывно.
Адаптивное поведение — это приспособительное поведение человека.Оно характеризуется сознательным включением человека в деятельность, активным и добросовестным отношением к делу, проявлением инициативы и высоким эмоциональным самочувствием. Адаптивное поведение воспитывается в процессе и посредством обучения. Успешность его формирования зависит от отношения личности к себе, т.е. самооценки, от отношений между учителем и учеником, от отношений детей в коллективе.
Антисуицидальный потенциал личности — комплекс личностныхустановок, ценностей, характерологических особенностей, препятствующих формированию суицидального поведения или реализации суицидальных действий.
Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами психотерапии.
Истинная попытка суицида — акт,потенциально направленныйпротив себя и совершенный с присутствием желания уйти из жизни.
Кризисная психотерапия —набор психотерапевтических приемов иметодов, направленных на помощь людям, находящимся в состоянии социально-психологической дезадаптации, обусловленной реакцией на тяжелый стресс, и предназначенных для предотвращения саморазрушительных форм поведения и, в первую очередь, попыток самоубийства (суицидальных попыток).
Негативные отклонения в поведении — система поступков илиотдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Несуицидальное самоповреждающее поведение — наносимые себеповреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия.
Остановленная попытка суицида — самостоятельно прерваннаяпопытка суицида.
Отклоняющееся (девиантное) поведение (лат. deviatio —
отклонение) — поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам ( стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.). Негативные отклонения в поведении человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоениисоциальных ролей , учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.).
Прерванная попытка суицида — не состоявшаяся в силу внешнихобстоятельств истинная попытка суицида.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали иправа, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок и т.д. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение, как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом, нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального , антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.
Суиицдогенные факторы — какие-либо причины,условия иливоздействия, обусловливающие формирование суицидального поведения.
Суицид — это умышленное самоповреждение со смертельнымисходом, следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта. Намеренное лишение себя жизни. Это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, жестокость окружающих, отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания и др.
Суицидальное поведение — различные формы активности человека,направленные на лишение себя жизни и служащие средством разрешения личностных кризисов в условиях конфликтной ситуации, (все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки самоубийства).
Суицидальный риск — степень вероятности возникновениясуицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий. Степень выраженности суицидального риска (вероятность осуществления суицидальных действий) можно определить путем сопоставления суицидогенаых и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных (характер и значимость суицидогенного конфликта) и средовых (социально демографических) факторов.
Факторы риска суицида — внешние и внутренние параметры,свысокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.
Принципы реализации программы
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности учащегося.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детской и детско-родительской среде.
Достоинства программы
· В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
· В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
· В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Программа реализуется как целостная система совместной деятельности классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, администрации школы и родителей (законных представителей), направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде.
В качестве основных направлений психолого-педагогическогосопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся обозначены:
научно-методическое;
информационно-аналитическое;
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
профилактическое;
консультационное;
просветительское;
социально-диспетчерское.
Научно-методическое направление
Задача —создание междисциплинарной(разные дисциплины иучебные предметы) и межведомственной (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура) системы действенной помощи в обеспечении социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся.
Содержание:
обеспечение взаимосвязи социально-психолого-педагогической науки и школьной практики;
организация экспериментальной деятельности;
- апробация и внедрение позитивного опыта и результативных технологий, современных достижений психологической науки в образовательный процесс в части социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся;
обучение педагогов работе по диагностике, профилактике и коррекции суицидального поведения.
Формы реализации:
конференции, мастер-классы, семинары и т.п.;
- публикации в научно-методических изданиях;
разработка и апробация новых диагностических, профилактических и коррекционных программ;
курсы повышения квалификации по проблеме профилактики детского суицида;
консультации для родителей.
Информационно-аналитическое направление
Задача —социально-психологическое сопровождение образовательногопроцесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий, в том числе и с использованием компьютерных технологий и возможностей Интернета.
Содержание:
постоянный мониторинг социально-психолого-педагогического статуса каждого ученика школы;
- выявление образовательных потребностей участников образовательного процесса;
- сбор, накопление, анализ и обобщение социально-психолого-педагогической информации.
Формы реализации:
- ведение базы данных по всем возрастным категориям учащихся;
хранение, обработка и интерпретация результатов индивидуальных и групповых обследований учащихся;
планирование диагностической, коррекционной и развивающей
работы;
обеспечение участников образовательных отношений необходимыми документами и информацией справочного характера.
Диагностическое направление
Задача —получение своевременной и достоверной информации обиндивидуально -психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.
Содержание:
диагностика особенностей личности и поведения ребенка;
- диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;
- диагностика эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи, уровень тревожности) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса;
диагностика личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития.
Формы реализации:
обследование дошкольников на этапе поступления в школу с целью выявления уровня развития, страхов, тревог, психологических проблем личности, сформированности предпосылок к участию в учебной деятельности;
обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;
- мониторинг личностных и поведенческих проблем младших школьников;
диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую;
мониторинг адаптации учащихся к обучению в следующей ступени;
мониторинг личностных особенностей школьников в период возрастных кризисов.
- наблюдение классных руководителей за психоэмоциональном состоянием учащихся 1-11 классов с целью выявления детей и подростков с признаками астенического состояния по карте риска суицида.
- на основании полученных результатов мониторингов, наблюдений и диагностики проведение индивидуальной углубленной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление
Задача —обеспечение продуктивного психического развития истановления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и профессионального самоопределения; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения.
Содержание:
коррекция межличностных отношений в классах;
содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников;
формирование социально-поведенческих навыков;
реализация специальных психолого-педагогических тренингов детей, входящих в группу особого психологического внимания.
Задача —предупреждение девиантного и деликвентного поведения,алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у учащихся школы.
Содержание:
формирование жизни и ценности здоровья;
ориентирование школьников на здоровый образ жизни;
пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;
формирование и развитие коммуникативных навыков.
Формы реализации:
лекции, семинары, тренинги для школьников, классные часы;
консультации (групповые и индивидуальные) для педагогов и родителей;
мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной среды;
Консультационное направление
Задача –оказание помощи учащимся,педагогам и родителям повопросам организации социально-психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения детей и подростков.
Содержание:
консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценности жизни и здоровья, особенностям взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
консультирование руководителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.
Формы реализации:
групповые и индивидуальные консультации.
Просветительское направление
Задача —повышение уровня психологических знаний ипсихологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.
Содержание:
распространение психологических знаний;
формирование психологической культуры.
Формы реализации:
педагогические советы;
родительские собрания;
- классные часы.
Социально-диспетчерское направление
Задача —обеспечение получения детьми,их родителями и педагогамисоциально-психологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьной психологической службы с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации ( учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями).
Содержание:
- мониторинг социально-психологических проблем;
- организация междисциплинарного (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственного взаимодействия (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура), поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, психотерапевтическими учреждениями окружного (городского) уровня с целью профилактики детского суицида и рискового поведения детей и подростков;
Форма реализации: направление субъектов образовательного процесса
специализированные учреждения при выявлении социально-психологических и медицинских проблем.
Методы и приемы работы
Диагностические: использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.
Помимо функционального разделения на направления социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся, программа «Доверие» предусматривает разделение на самостоятельные этапы в соответствии с периодами школьного обучения, к которым «привязываются» наиболее полные и системно организованные процессы социально-психолого-педагогического сопровождения. Каждый цикл такого сопровождения имеет определенную структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и решения задач сопровождения и решает частные задачи сопровождения, применяя необходимые формы, методы и технологии.
Постановка проблемы определяется как запросом к специалистам социально-психолого-педагогическогосопровождения со стороны самого ребенка, педагога или родителей относительно некой ситуации или психического состояния ученика, так и результатами мониторинга или другого диагностического обследования школьников по итогам диагностики. Задача специалистов сопровождения – определить состояние социально-психолого-педагогического статуса ребенка в данный момент с точки зрения наличия-отсутствия определенных признаков и предпосылок суицидального поведения.
Запрос, полученный от педагогов и родителей, должен пройти определенную «психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем перейдет на следующий уровень — уточнение проблемы. Задача этого уровня — уточнить суть проблем, возникших у ребенка, найти их скрытые причины, и предполагает применение методов беседы, анализа продуктов деятельности, изучения социальной ситуации развития ребенка, проведение углубленной психодиагностики, а также сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического статуса ребенка.
Основные этапы системного социально-психолого-педагогическогосопровождения в общеобразовательной школе:
Диагностический этап.Целью данного этапа является осознание сутипроблемы и ее целевых групп. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования, которая включает в себя первичную диагностику соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используются различные методы: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации.
Поисковый этап.Цель—сбор необходимой информации о путях испособах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).
Консультативно-проективный этап.На этом этапе специалисты посоциально-психолого-педагогическому сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, анализируют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.
После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.
Деятельностный (внедренческий) этап.Этот этап обеспечиваетдостижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации социально-психолого-педагогического плана, как педагогу, так и ребенку, что часто требует активного вмешательства внешних специалистов — психологов, медицинских работников, юристов и т.д.
Рефлексивный этап —период осмысления результатов деятельностисоциально-психолого-педагогического сопровождения по решению определенной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
План работы
по профилактике суицидального поведения учащихся
Цель деятельности: профилактика и преодоление социально-психологической дезадаптации.
Основные задачи:
оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками;
содействовать профилактике неврозов;
способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.
№
Наименование мероприятия
Форма проведения
Сроки проведения
Участники
Ответственные
Диагностическая работа
1
Особенности детско-родительских отношений
Диагностика
Ноябрь (повторно в течение года)
Родители
Педагог-психолог.
Социальный педагог
2
Удовлетворенности учащихся школьной жизнью и сформированности ученических коллективов.
Диагностика в рамках ВШК
Октябрь-ноябрь
Учащиеся
Педагог-психолог
3
Личностный рост
Диагностика в рамках ВШК
Декабрь, апрель
Учащиеся
Педагог-психолог
4
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения.
Диагностика
По запросу классных руководителей, законных представителей
Учащиеся 1 - 11 классов
Педагог-психолог.
5
Исследование социального статуса
Диагностика
По плану
3-11 классы
Педагог-психолог
6
Исследование уровня адаптации
Диагностика
Октябрь-ноябрь
Ампрель-май
1, 5, 10 классы
Педагог-психолог
7
Определение личностных отклонений подросткового возраста:
ПДО по А. Е. Личко,
Опросник Басса-Дарки,
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.
Диагностика
По запросу
Учащиеся «группы риска»
Педагог-психолог
8
Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:
Анализ семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер),
«Сенсорные предпочтения» (Н. Л. Васильева),
Экспресс-диагностика семейного состояния (Р. В. Овчарова),
«Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера),
«Родительская тревожность» (А. М. Прихожан)
PARI (измерение родительских установок и реакций)
Диагностика
По запросу
Родители учащихся «группы риска»
Педагог-психолог
Коррекционно-развивающая работа
1
Вовлечение детей «группы риска» во внеклассную и
внеурочную работу. Мониторинг
Внеурочная деятельность
Сентябрь.
В течение года
Учащиеся «группы риска»
Классные руководители
2
Способы преодоления кризисных ситуаций
Психологическое занятие
ноябрь, апрель
Учащиеся 9, 11кл
Педагог-психолог
3
«Как научиться жить без драки» (3 кл, ШП №10 2006)
«Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6 кл, цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности), ШП №19 2002)
«Мир глазами агрессивного человека» (8 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Подросток и конфликты» (8-9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Проблема отцов и детей в современном обществе» (10-11 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Расскажи мне обо мне» (10-11 классы, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс)
Дополнительные темы для групповых встреч родителями:
«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;
«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
«Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
«Капля никотина убивает верблюда»;
«Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;
«Ваш ребенок—пятиклассник»;
«Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
«Курение и статистика»;
Родительские собрания
По плану родительских собраний (по запросу)
Родители
Педагог-психолог,
Соц. педагог
Консультативная работа
1
«Пути решений конфликтных ситуаций в классном коллективе»
Индивидуальные консультации по результатам диагностики в соответствии с планом ВШК
Октябрь-апрель
Педагоги
Педагог-психолог.
Социальный педагог.
2
«Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков». 7-11 классы
Индивидуальная консультация,
В течение года
Родители
Законные представители.
Педагог –психолог
Социальный педагог.
3
«Пути решения конфликтных ситуаций в классном коллективе»
Индивидуальные консультации
Октябрь-апрель
Педагоги
Психолог,
Соц. педагог
Организационно-методическая работа
1
Посещение детей из неблагополучных семей, и детей группы риска
Акт обследования жилищно- бытовых условий проживания несовершеннолетния, профилактические беседы
В течение года
Учащиеся и законные представители
Классные руководители.
Педагог-психолог.
Социальный педагог.
2
Пополнение базы нормативно-правовых документов
Методическая копилка
В течение года
Педагог-психолог.
Социальный педагог
Список литературы
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
Лапшин В.Е. Педагогические основы профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи. Автореферат … доктора пед.наук. – Кострома, 2010.
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).