kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика склонности к суицидальному поведению несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

1.  Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использовать информацию в работе с педагогами и родителями.

2.  Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказать  экстренную первую помощи, обеспечить безопасности ребенка, снять стрессовое состояние.

3.  Изучить особенности социално-психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4.  Создать систему социально-психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.

5.  Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

6.  Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

7.  Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика склонности к суицидальному поведению несовершеннолетних »

Профилактика склонности к суицидальному поведению несовершеннолетних

Составители:

Тимонова Елена Сергеевна,

социальный педагог.

Хромова Татьяна Юрьевна,

педаог-психолог


Программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон).

  2. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;

  3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  4. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года)

  5. Семейный кодекс Российской Федерации;

  6. Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 21 ноября 2011 года

  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

  9. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"

  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  11. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"

  12. Закон Кемеровской области от 16 июня 2014 года №55-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области"

  13. Постановление от 18.10.2012 № 3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области».

Введение.

Сегодня Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии). За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Всего же в период с 1990 по 2010 гг. в России было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. В имеющейся статистике отмечается рост числа детско-юношеского суицида. Так, если в 2009 году в стране было совершено 260 подростковых суицидов, то в 2010 их было в 1,2 раза больше. У нас в стране происходит порядка 19-20 случаев самоубийств на 100 тысяч подростков. Это в 3 раза больше, чем мировой показатель.

Наибольшая частота суицида наблюдается у детей и подростков в возрастном диапазоне 13-16 лет. У этой категории суицидентов на 1 смерть приходится до 100 нереализованных суицидальных попыток. Отягощающими факторами риска суицида в большинстве случаев выступают школьная дезадаптация и трудности обучения, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации. Это следует учитывать при организации профилактической работы в образовательном учреждении.

Исходя из социального паспорта школы и психолого-педагогической диагностики склонности к суицидальному поведению за период 2012-2015 гг. отмечен рост учащихся вышеуказанной группы: 2012 г- 5 человек, 2013 г. – 3 человека, 2014 г. – 4 человека, 2015 г. – 6 человек. Из них

Причины по основным выявленным факторам

2012

2013

2014

2015

Напряженное взаимоотношение в семье

3

2

2

3

Школьная дезадаптаия





  1. проблемы в обучении

1

0

1

1

  1. взаимоотношение в референтной группе

0

0

0

1

  1. поведенческие девиации

1

1

1

1

Нервно-психические заболевания

0

0

0

0

Итого

5

3

4

6



В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении факторов и коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.

Данная программа социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся, является многоуровневой.

Основным критерием выделения уровня социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса выступает степень суицидального риска. Это и обосновывает комплексный подход – по уровням социальной структуры образовательного учреждения на базе возрастного и индивидуального подходов, где целевые группы каждого уровня характеризуются и как объект, и как субъект деятельности.

Программа кроме описания алгоритма взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса непосредственно в образовательном учреждении, предусматривает организацию межведомственного взаимодействия (активного привлечения юристов, педагогических и медицинских работников).


Основные цели и задачи программы

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Программа разработана на основе:

  • Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”,

  • Книга Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006,

  • Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся

Цель: обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

1.  Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использовать информацию в работе с педагогами и родителями.

2.  Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказать экстренную первую помощи, обеспечить безопасности ребенка, снять стрессовое состояние.

3.  Изучить особенности социално-психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4.  Создать систему социально-психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.

5.  Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

6.  Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

7.  Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.


Основные направления деятельности

1.    Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

2.    Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

3.    Работа с неблагополучными семьями.


Терминологический словарь

Адаптация социальная — постоянный процесс активного,


приспособления к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Социальная адаптация идет непрерывно.

Адаптивное поведение — это приспособительное поведение человека. Оно характеризуется сознательным включением человека в деятельность, активным и добросовестным отношением к делу, проявлением инициативы и высоким эмоциональным самочувствием. Адаптивное поведение воспитывается в процессе и посредством обучения. Успешность его формирования зависит от отношения личности к себе, т.е. самооценки, от отношений между учителем и учеником, от отношений детей в коллективе.


Антисуицидальный потенциал личности — комплекс личностных установок, ценностей, характерологических особенностей, препятствующих формированию суицидального поведения или реализации суицидальных действий.


Деструкция — разрушение, деструктивное разрушающее поведение, противоположное — конструктивное поведение.


Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами психотерапии.

Истинная попытка суицида — акт, потенциально направленный против себя и совершенный с присутствием желания уйти из жизни.


Кризисная психотерапия набор психотерапевтических приемов и методов, направленных на помощь людям, находящимся в состоянии социально-психологической дезадаптации, обусловленной реакцией на тяжелый стресс, и предназначенных для предотвращения саморазрушительных форм поведения и, в первую очередь, попыток самоубийства (суицидальных попыток).


Негативные отклонения в поведении — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.


Несуицидальное самоповреждающее поведение — наносимые себе повреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия.


Остановленная попытка суицида — самостоятельно прерванная попытка суицида.


Отклоняющееся (девиантное) поведение (лат. deviatio —

отклонение) — поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам ( стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.). Негативные отклонения в поведении человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей , учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.).


Прерванная попытка суицида — не состоявшаяся в силу внешних обстоятельств истинная попытка суицида.


Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок и т.д. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение, как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом, нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального , антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Суиицдогенные факторы — какие-либо причины, условия или воздействия, обусловливающие формирование суицидального поведения.


Суицид — это умышленное самоповреждение со смертельным исходом, следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта. Намеренное лишение себя жизни. Это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, жестокость окружающих, отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания и др.


Суицидальное поведение — различные формы активности человека, направленные на лишение себя жизни и служащие средством разрешения личностных кризисов в условиях конфликтной ситуации, (все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки самоубийства).


Суицидальный риск — степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий. Степень выраженности суицидального риска (вероятность осуществления суицидальных действий) можно определить путем сопоставления суицидогенаых и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных (характер и значимость суицидогенного конфликта) и средовых (социально демографических) факторов.

Факторы риска суицида — внешние и внутренние параметры, с высокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.


Принципы реализации программы

1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности учащегося.

2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детской и детско-родительской среде.

Достоинства программы

·  В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

·  В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

·  В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Программа реализуется как целостная система совместной деятельности классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, администрации школы и родителей (законных представителей), направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде.

В качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся обозначены:


  • научно-методическое;


  • информационно-аналитическое;


  • диагностическое;


  • коррекционно-развивающее;


  • профилактическое;


  • консультационное;


  • просветительское;


  • социально-диспетчерское.

Научно-методическое направление


Задача создание междисциплинарной (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственной (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура) системы действенной помощи в обеспечении социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся.

Содержание:


  • обеспечение взаимосвязи социально-психолого-педагогической науки и школьной практики;


  • организация экспериментальной деятельности;


- апробация и внедрение позитивного опыта и результативных технологий, современных достижений психологической науки в образовательный процесс в части социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся;


  • обучение педагогов работе по диагностике, профилактике и коррекции суицидального поведения.

Формы реализации:

  • конференции, мастер-классы, семинары и т.п.;


- публикации в научно-методических изданиях;


  • разработка и апробация новых диагностических, профилактических и коррекционных программ;


  • курсы повышения квалификации по проблеме профилактики детского суицида;

  • консультации для родителей.


Информационно-аналитическое направление


Задача социально-психологическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий, в том числе и с использованием компьютерных технологий и возможностей Интернета.

Содержание:


  • постоянный мониторинг социально-психолого-педагогического статуса каждого ученика школы;


- выявление образовательных потребностей участников образовательного процесса;

  • систематизация социально-психолого-педагогических материалов;


- сбор, накопление, анализ и обобщение социально-психолого-педагогической информации.

Формы реализации:


- ведение базы данных по всем возрастным категориям учащихся;


  • хранение, обработка и интерпретация результатов индивидуальных и групповых обследований учащихся;


  • планирование диагностической, коррекционной и развивающей


работы;


  • обеспечение участников образовательных отношений необходимыми документами и информацией справочного характера.


Диагностическое направление


Задача получение своевременной и достоверной информации об индивидуально -психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.


Содержание:


  • диагностика особенностей личности и поведения ребенка;


- диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;


- диагностика эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи, уровень тревожности) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса;


  • диагностика личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития.


Формы реализации:

  • обследование дошкольников на этапе поступления в школу с целью выявления уровня развития, страхов, тревог, психологических проблем личности, сформированности предпосылок к участию в учебной деятельности;


  • обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;


- мониторинг личностных и поведенческих проблем младших школьников;


  • диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую;

  • мониторинг адаптации учащихся к обучению в следующей ступени;


  • мониторинг личностных особенностей школьников в период возрастных кризисов.

- наблюдение классных руководителей за психоэмоциональном состоянием учащихся 1-11 классов с целью выявления детей и подростков с признаками астенического состояния по карте риска суицида.

- на основании полученных результатов мониторингов, наблюдений и диагностики проведение индивидуальной углубленной диагностики.


Коррекционно-развивающее направление


Задача обеспечение продуктивного психического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и профессионального самоопределения; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения.

Содержание:

  • коррекция межличностных отношений в классах;

  • содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников;

  • формирование социально-поведенческих навыков;


  • реализация специальных психолого-педагогических тренингов детей, входящих в группу особого психологического внимания.


  • коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.


Формы реализации:

  • тренинговая работа с учащимися;


  • развивающие занятия;


  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия;


  • консультации ребенка и родителей.


Профилактическое направление


Задача предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у учащихся школы.

Содержание:

  • формирование жизни и ценности здоровья;


  • ориентирование школьников на здоровый образ жизни;


  • пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;



  • формирование и развитие коммуникативных навыков.

Формы реализации:

  • лекции, семинары, тренинги для школьников, классные часы;


  • консультации (групповые и индивидуальные) для педагогов и родителей;


  • мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной среды;



Консультационное направление


Задача оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам организации социально-психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Содержание:

  • консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценности жизни и здоровья, особенностям взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

  • консультирование руководителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;

  • консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.


Формы реализации:


  • групповые и индивидуальные консультации.


Просветительское направление


Задача повышение уровня психологических знаний и психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.

Содержание:

  • распространение психологических знаний;


  • формирование психологической культуры.


Формы реализации:

  • педагогические советы;


  • родительские собрания;



- классные часы.


Социально-диспетчерское направление

Задача обеспечение получения детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьной психологической службы с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации ( учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями).

Содержание:


- мониторинг социально-психологических проблем;


- организация междисциплинарного (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственного взаимодействия (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура), поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, психотерапевтическими учреждениями окружного (городского) уровня с целью профилактики детского суицида и рискового поведения детей и подростков;

Форма реализации: направление субъектов образовательного процесса


  • специализированные учреждения при выявлении социально-психологических и медицинских проблем.


Методы и приемы работы


Диагностические: использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.


Психотехнологии личностно-ориентированной терапии: индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия, тренинг.

Реабилитационные психотехнологии (тренинги): транзактный анализ, психодрама, интеллектуальный тренинг, тренинги личностного роста, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.

Организационные: педагогические советы, обсуждения на методическом объединении классных руководителей.


Информационные: памятки, стендовая информация, информационные листы, школьный сайт.


Этапы


Помимо функционального разделения на направления социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся, программа «Доверие» предусматривает разделение на самостоятельные этапы в соответствии с периодами школьного обучения, к которым «привязываются» наиболее полные и системно организованные процессы социально-психолого-педагогического сопровождения. Каждый цикл такого сопровождения имеет определенную структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и решения задач сопровождения и решает частные задачи сопровождения, применяя необходимые формы, методы и технологии.

Постановка проблемы определяется как запросом к специалистам социально-психолого-педагогического сопровождения со стороны самого ребенка, педагога или родителей относительно некой ситуации или психического состояния ученика, так и результатами мониторинга или другого диагностического обследования школьников по итогам диагностики. Задача специалистов сопровождения – определить состояние социально-психолого-педагогического статуса ребенка в данный момент с точки зрения наличия-отсутствия определенных признаков и предпосылок суицидального поведения.


Запрос, полученный от педагогов и родителей, должен пройти определенную «психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем перейдет на следующий уровень — уточнение проблемы. Задача этого уровня — уточнить суть проблем, возникших у ребенка, найти их скрытые причины, и предполагает применение методов беседы, анализа продуктов деятельности, изучения социальной ситуации развития ребенка, проведение углубленной психодиагностики, а также сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического статуса ребенка.



Основные этапы системного социально-психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе:


Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы и ее целевых групп. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования, которая включает в себя первичную диагностику соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используются различные методы: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации.


Поисковый этап. Цель сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).


Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты по социально-психолого-педагогическому сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, анализируют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.


После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.


Деятельностный (внедренческий) этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации социально-психолого-педагогического плана, как педагогу, так и ребенку, что часто требует активного вмешательства внешних специалистов — психологов, медицинских работников, юристов и т.д.


Рефлексивный этап период осмысления результатов деятельности социально-психолого-педагогического сопровождения по решению определенной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении.


Ожидаемые результаты


Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.


План работы

по профилактике суицидального поведения учащихся

Цель деятельности: профилактика и преодоление социально-психологической дезадаптации.

Основные задачи:

  • оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками;

  • содействовать профилактике неврозов;

  • способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.



Наименование мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

Участники

Ответственные

Диагностическая работа

1

Особенности детско-родительских отношений

Диагностика

Ноябрь (повторно в течение года)

Родители

Педагог-психолог.

Социальный педагог

2

Удовлетворенности учащихся школьной жизнью и сформированности ученических коллективов.

Диагностика в рамках ВШК

Октябрь-ноябрь


Учащиеся

Педагог-психолог

3

Личностный рост

Диагностика в рамках ВШК

Декабрь, апрель

Учащиеся

Педагог-психолог

4

Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения.

Диагностика


По запросу классных руководителей, законных представителей

Учащиеся 1 - 11 классов

Педагог-психолог.


5

Исследование социального статуса

Диагностика

По плану

3-11 классы

Педагог-психолог

6

Исследование уровня адаптации

Диагностика

Октябрь-ноябрь

Ампрель-май

1, 5, 10 классы

Педагог-психолог

7

Определение личностных отклонений подросткового возраста:

  • ПДО по А. Е. Личко,

  • Опросник Басса-Дарки,

  • Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.

Диагностика

По запросу

Учащиеся «группы риска»

Педагог-психолог

8

Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:

  • Анализ семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер),

  • «Сенсорные предпочтения» (Н. Л. Васильева),

  • Экспресс-диагностика семейного состояния (Р. В. Овчарова),

  • «Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера),

  • «Родительская тревожность» (А. М. Прихожан)

  • PARI (измерение родительских установок и реакций)

Диагностика

По запросу

Родители учащихся «группы риска»

Педагог-психолог

Коррекционно-развивающая работа

1

Вовлечение детей «группы риска» во внеклассную и

внеурочную работу. Мониторинг

Внеурочная деятельность

Сентябрь.

В течение года

Учащиеся «группы риска»

Классные руководители

2

Способы преодоления кризисных ситуаций

Психологическое занятие

ноябрь, апрель

Учащиеся 9, 11кл

Педагог-психолог

3

  • «Как научиться жить без драки» (3 кл, ШП №10 2006)

  • «Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6 кл, цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности), ШП №19 2002)

  • «Мир глазами агрессивного человека» (8 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)

  • «Подросток и конфликты» (8-9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)

  • «Проблема отцов и детей в современном обществе» (10-11 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)

  • «Расскажи мне обо мне» (10-11 классы, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)

  • «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс)

  • «Способы саморегуляции эмоционального состояния» (11 класс, ШП №2 2006, №4 2005)

Психологические классные часы


В течение года (по запросу)

Учащиеся 3-11кл

Классные руководители

Соц. Педагог

Педагог-психолог

4

  • «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);

  • «Права и обязанности учащихся» (5-7 классы);

  • «Умей сказать «нет»» (5-11 классы);

  • «Вредные и полезные привычки» (5-11 классы)

Правовые классные часы


В течение года (по запросу)

Учащиеся 5-11кл

Соц. педагог

5

Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации, ШП № 17 2004)

Занятие с элементами тренинга

октябрь

Учащиеся 1 кл.

Педагог-психолог

6

Игра «Две планеты» для учащихся 5-х классов (цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека, ШП №20 2010)

Психологическая игра

ноябрь

Учащиеся 5 кл.

Педагог-психолог

7

Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству, ШП №19 2010)

Психологическая игра

ноябрь

Учащиеся 2-3 кл.

Педагог-психолог

8

Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению,


в течение года (по запросу)

Учащиеся 9 кл.

Педагог-психолог

9

Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)


В течение года (по запросу)

Учащиеся 8-11 классов


10

Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ


март-апрель


Педагог-психолог

Просветительская работа

1

Нормативно – правовая база по профилактике суицида среди детей и подростков

Заседание М/О классных руководителей

Сентябрь

Педагоги

Социальный педагог.


2

Заседание МО классных руководителей «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»


сентябрь


Психолог,

Соц. педагог

3

Рекомендации «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»


Сайты

Октябрь

Педагоги

Педагог- психолог

4

«Подростковый возраст и его особенности» - 6,7 класс «Преодоление стресса в экзаменационный период» 9,11 классы

Родительское собрание





Ноябрь

По запросу классных руководителей


Родители

Законные представители.


Педагог –психолог

Социальный педагог.

5

«Признаки употребления алкоголя, табака, наркотических

средств».

7-9 классы

Памятки

Ноябрь

Родители

Законные представители.


Педагог –психолог

Социальный педагог.

6

Международный день телефона доверия

Круглый стол с участием директора службы «Телефон доверия» Ефремовым С.С.

Май

Учащиеся 7-9 классов

Педагог-психолог.

7

Профилактическая работа совместно с МБОУ «ЦДК»

Сопроводительные документы, характеристики

В течение года

Выявленные учащиеся

Педагог-психолог.

8

Профилактическая работа совместно с КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН межрайонного ОВД «Мариинский»,

НпДН ЛоП на ст.Мариинск.

Информация, акты обследования жилищно- бытовых условий проживания н/летних, Характеристика.

В течение года

Выявленные учащиеся

Социальный педагог.

9

Оказание посильной психологической и правовой помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Консультация

В течение года (по запросу)

Родители (законные представители)

Соц. педагог

Педагог-психолог

10

Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков»

Консультация

В течение года

Педагоги

Педагог-психолог

11

Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

Консультация

В течение года

Педагоги

Педагог-психолог

12

Темы родительских собраний и консультаций

  • «Подростковый возраст и его особенности» - 6,7 класс «Преодоление стресса в экзаменационный период» 9,11 классы

  • «Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков». 7-11 классы

  • «Признаки употребления алкоголя, табака, наркотических средств» 7-9 классы

Дополнительные темы для групповых встреч родителями:

  • «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;

  • «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;

  • «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;

  • «Капля никотина убивает верблюда»;

  • «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;

  • «Ваш ребенок—пятиклассник»;

  • «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;

  • «Курение и статистика»;

Родительские собрания

По плану родительских собраний (по запросу)

Родители

Педагог-психолог,

Соц. педагог

Консультативная работа

1

«Пути решений конфликтных ситуаций в классном коллективе»

Индивидуальные консультации по результатам диагностики в соответствии с планом ВШК

Октябрь-апрель

Педагоги

Педагог-психолог.

Социальный педагог.

2

«Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков». 7-11 классы


Индивидуальная консультация,


В течение года

Родители

Законные представители.





Педагог –психолог

Социальный педагог.

3

«Пути решения конфликтных ситуаций в классном коллективе»

Индивидуальные консультации

Октябрь-апрель

Педагоги

Психолог,

Соц. педагог

Организационно-методическая работа

1

Посещение детей из неблагополучных семей, и детей группы риска

Акт обследования жилищно- бытовых условий проживания несовершеннолетния, профилактические беседы

В течение года

Учащиеся и законные представители

Классные руководители.

Педагог-психолог.

Социальный педагог.

2

Пополнение базы нормативно-правовых документов

Методическая копилка

В течение года


Педагог-психолог.

Социальный педагог


Список литературы

  1. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

  2. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.

  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.

  4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.

  5. Калягина Е.А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. – Абакан, 2009.

  6. Кий Н.М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков. Автореферат … канд. пед.наук. – Петропавловск-Камчатский, 2005.

  7. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.

  8. Лапшин В.Е. Педагогические основы профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи. Автореферат … доктора пед.наук. – Кострома, 2010.

  9. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

  10. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

  11. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд.- СПб, КАРО.- 2006.-176с.

  12. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.-М.:Владос, 2001.-96с.

  13. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19

  14. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20

  15. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14

  16. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16

  17. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Профилактика склонности к суицидальному поведению несовершеннолетних

Автор: Тимонова Е.С., Хромова Т.Ю.

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Профилактика Суицида в образовательной среде»"
    ["seo_title"] => string(44) "profilaktika_suitsida_v_obrazovatelnoi_srede"
    ["file_id"] => string(6) "475850"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1534316056"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Профилактика суицида"
    ["seo_title"] => string(21) "profilaktika_suitsida"
    ["file_id"] => string(6) "510692"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558072479"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "план работы социального педагога"
    ["seo_title"] => string(37) "plan-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "256639"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448192879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства