kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа профилактики безнадзорности, правонарушений и суицидального поведения несовершеннолетних на 2016-2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возросло количество подростков состоящих на внутришкольном Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу социального педагога, психолога с родителями, педагогами и детьми. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогут  избегать трагедий.Социально-экономическая нестабильность общества в первую очередь сказалась на самой незащищенной категории граждан - несовершеннолетних.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики безнадзорности, правонарушений и суицидального поведения несовершеннолетних на 2016-2020 гг.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Кировский»

Утверждаю: _________________

Директор школы _____________






Программа

профилактики

безнадзорности, правонарушений

и суицидального поведения

несовершеннолетних

на 2016-2020 гг.






разработала программу: Харламова Н.В.., зам. директора

по воспитательной работе, социальный педагог МБОУ «СОШ № 2 пгт.Кировский»

















п. Кировский

2016г.


Оглавление

Пояснительная записка. 3

Паспорт Программы. 5

План мероприятий Программы 7

Приложение 1 10

Алгоритм 11

работы с учащимися пропускающими занятия без уважительной причины 11

Акт обследования семьи 12

Карточка учета (характеристика) 13

на учащегося МОКУ «СОШ №2» для постановки на внутришкольный учет 13

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка 15

Признаки детей «группы риска» 1

Примерный план изучения семьи. 3

Работа с неблагополучными семьями 4

Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе. 7

Приложение 2 9

«Профилактика суицидального поведения» 9

Что такое суицид, и кто на него способен? (рекомендации по выявлению подростков группы суицидального риска) 9

Факторы суицидального риска 12

Формы и методы профилактика суицидального поведения 14

Взаимодействие классного руководителя и учителей - предметников по профилактике суицидального поведения 16

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки ребенку, 18

имеющему признаки суицидального риска 18

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток 18

Мифы и факты о самоубийстве 20

Тест «Оценка склонности к конфликту» (Методика В.А. Алексеенко) 21

Как помочь ребенку преодолеть тревожность 23

(рекомендации для родителей тревожных детей) 23

Источники дополнения программы (приложение 2) 25












Пояснительная записка.


Социально-экономическая нестабильность общества в первую очередь сказалась на самой незащищенной категории граждан - несовершеннолетних.

Важнейшей проблемой для преодоления подростковой безнадзорности и преступности и суицидального поведения является полноценная реализация воспитательной функции. В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни.

В результате нарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Возросло количество подростков состоящих на внутришкольном контроле, относящихся к группе риска. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье и бродяжничеству, приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.

Одной из причин совершения правонарушений подростками – незнание родителями, чем занят их ребенок в свободное время. Многие родители, к сожалению, не знают круга общения своего ребенка. Большое влияние на «умы» наших детей оказывают компьютеры. Анализ статейных материалов из различных источников, что примерно 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека,

С 2011 года увеличивается число родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей в начальной школе. Наблюдается увеличение количества неблагополучных семей, в которых падает авторитет родителей. В таких семьях в основном совершаются подростками правонарушения и преступления.

Остается низкой занятость детей данной категории в дополнительном образовании.

В целях предупреждения и снижения уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения эффективности профилактической работы возникает необходимость активизировать и повысить эффективность профилактической работы в школе. Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу социального педагога, психолога с родителями, педагогами и детьми. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогут избегать трагедий.

Основные понятия используемые в программе:

  • несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

  • безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

  • антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

  • группа социального риска - любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних;

  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

  • Суицидсамоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

  • Суицидальная попыткаэто целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

  • Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

  • Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

  • Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

  • Суицидентчеловек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

  • Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

  • УОО – участники образовательного процесса.




Паспорт Программы.

Наименование программы.


Программа профилактики безнадзорности, правонарушений и суицидального поведения несовершеннолетних.


Основание для разработки Программы.


Социальный заказ населения.


Основные разработчики Программы.


Педагогический коллектив школы.


Правовые и нормативные акты.


  • Федеральный закон № 120 – ФЗ от 24.06. 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  • Устав ОУ.

  • Положение о Совете профилактики правонарушений.

  • Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года

  • Письмо Минобрнауки России от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,

  • Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года).




Цель Программы.

  • Повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Активизация совместной работы ОУ с Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  • Улучшение взаимодействия с различными структурами, осуществляющими профилактическую работу с детьми и подростками «группы риска».

  • Формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между родителями, сверстниками другими людьми и миром в целом, с самим собой.

Задачи Программы.

  • обеспечение максимально раннего выявления детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • педагогическое сопровождение семей и детей, находящихся в социально опасном положении;

Инструментарий.

  • посещения на дому;

  • дежурство на общешкольных мероприятиях;

  • анкетирование;

  • наблюдение ;

  • собеседование;

  • лекции;

  • беседы.

Основные направления реализации Программы.


Программа ориентирована на повышение эффективности взаимодействия ОУ и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Достижение цели Программы будет осуществляться по нескольким направлениям:

  • координация деятельности ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • организация профилактической деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

  • охрана прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • организация досуга и занятости несовершеннолетних.


Сроки реализации Программы.


2016-2020 учебные годы.


Механизм реализации Программы.


  • Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий.

  • Совет профилактики осуществляет организацию и координацию исполнения Программы.


Ожидаемые результаты.


Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

  • повысить качество работы учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • добиться снижения численности безнадзорных детей ОУ;

  • осуществление нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения несовершеннолетних;

  • утверждение здорового образа жизни у несовершеннолетних;

  • взаимодействие с государственными организациями и учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации.



Достоинства программы:

В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

  • В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

  • В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.



Система организации управления реализацией Программы и контроля за ее исполнением.

Управление и контроль за исполнением Программы осуществляет директор МБОУ

«СОШ № 2 пгт.Кировский» Н.Н. Григорьева

Лица, указанные в графе «ответственный», являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий Программы.

Исполнители программы несут ответственность за своевременное и полное выпол

нение мероприятий.



План мероприятий Программы

«Профилактика безнадзорности, правонарушений и суицидального поведения несовершеннолетних в МБОУ «СОШ № 2 пгт.Кировский» на 2016-2020 учебный год

п/п

Мероприятие

Сроки

проведения

Ответственные

1

Развивать и укреплять систему работы учреждения по вопросам профилактики подростковой преступности.

в течение года

Директор школы

2

Разработать и реализовать в ОУ план работы с учащимися «группы риска». Организовать деятельность Совета профилактики ОУ

сентябрь

ЗДВР

3

Осуществлять мероприятия по более раннему выявлению неблагополучных семей, не обеспечивающих надлежащего воспитания детей. Выявлять факты жестокого обращения с несовершеннолетними.

в течение года

администрация

кл. руководители

4

Проводить анализ правонарушений среди несовершеннолетних, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению


в течение года

совет профилактики

5

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (обстановке, угрожающей их жизни и здоровью).


постоянно

администрация

кл. руководители

6

Проведение индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении

постоянно

администрация

кл. руководители

7

Проведение в ОУ бесед с учащимися на правовые темы с участием сотрудников органов внутренних дел


в течение года

администрация

кл. руководители

8

Проведение мероприятий антинаркотической направленности для подростков «группы риска»

в соответствии с планом работы

кл. руководители

9

Проведение профилактических мероприятий , направленных на выявление несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству, совершению правонарушений, употреблению алкоголя, наркотических средств и токсических веществ


в течение года

администрация

кл. руководители

родительский комитет

10

Оказание психолого-педагогической помощи по проблемам семейных отношений, воспитания, насилия в семье и коррекции детско-родительских отношений

постоянно

администрация

кл. руководители

11

Социально-педагогическая поддержка детей и подростков и сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (индивидуальные беседы и консультации, занятия по предметам.

постоянно

администрация

кл. руководители

12

Привлечение общественности к работе с «трудными» подростками и неблагополучными семьями


постоянно

Директор школы


13

Ведение учета детей школьного возраста, не обучающихся в ОУ, организация работы по выявлению детей и подростков, не посещающих ОУ без уважительной причины, проведение с ними профилактической работы и принятие мер к получению каждым ребенком среднего (полного) общего образования

постоянно

кл. руководители

14

Работа с учащимися с целью привлечения максимального количества детей и подростков к посещению кружков во внеурочное время.

в течение года

администрация

кл. руководители

15

Организация и проведение спортивных соревнований для детей и подростков.

в течение года

согласно плану физкультурно-озд. работы

кл. руководители

учителя физ-ры

16

Организация и проведение досуговых мероприятий для детей и подростков во внеурочное время.

в течение года

согласно плану восп. работы

ЗДВР

кл. руководители

17

Ежедневный контроль за посещаемостью уроков учащимися, в случае пропуска занятий учеником выяснить у родителей причины отсутствия

в течение года

Завуч

кл. руководители

18

Принимать меры к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием детей (приглашать на заседания Совета профилактики), писать ходатайства в ОП №17 о принятии мер к родителям.


по мере необходимости

Директор школы

19

Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета по профилактике с учащимися «группы риска»

1 раз в четверть

Совет профилактики

20

Посещение на дому учащихся, пропускающих занятия, состоящих на внутришкольном учёте и учёте ПДН.

в течение года

администрация

кл. руководители

21

Осуществлять меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.

постоянно

Директор школы


Психолого-педагогическая поддержка учащихся к Г(И)А (9 клаксс), ЕГЭ (11 класс). Составление памяток

март

апрель

Педагог-психолог, классный руководитель

22

Организации и проведении тематических бесед, диспутов и лекций для подростков по пропаганде здорового образа жизни

в декаду

кл. руководители


Вопрос МО классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

По плану МО

завуч по УВР, социальный педагог, педагог психолог КМУЦОМОУ


Тревожность и её влияние на развитие личности.

Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта.

Родительский всеобуч

Классные руководители





23

Оказывать содействие в трудоустройстве с целью обеспечения занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ОДН ОВД.

в летний период

Директор школы

кл. руководители

24

Организация отдыха школьников в летний период.

в летний период

Директор школы

кл. руководители

25

Ежегодно включать в план работы МО классных руководителей вопрос по проблемам работы с детьми «группы риска». Доводить решения МО до всех участников образовательного процесса.(УОО)

Заседания МО классных руководителей

Директор школы





Приложение 1


Учащиеся «группы риска»





Потенциальная «группа риска»










Алгоритм работы с учащимися пропускающими занятия без уважительной причины



№п-п

Форма работы

Сроки

Ответственные

1

Сбор информации об учащемся отсутствующем в школе, информирование классного руководителя

Ежедневно

Учителя предметники

2

Установление причины неявки ребенка в школу

Ежедневно

Классные руководители

3

Запись информации в рапортичку

Ежедневно

Классные руководители

4

Индивидуальная работа с отсутствующими учащимися и их родителями

Ежедневно

Классные руководители

5

Приглашение уч-ся на совещание при завуче

1 раз в неделю

Классные руководители

Завучи

6

Приглашение уч-ся и их родителей на совещание при директоре

2 раза в месяц

Классные руководители

Директор

7

Приглашение уч-ся на Совет профилактики

По мере необходимости

Классные руководители

Соц педагог

8

Приглашение уч-ся и их родителей на педсовет

1 раз в четверть

Классные руководители

9

Ходатайство в РОВД о неисполнении родителями обязанностей по воспитанию

По мере накопления пропусков

Соц педагог

10

Отслеживании е работы классных руководителей с уч-ся, пропускающими уроки без уважительной причины

1 раз в 2 недели подавать отчет по форме

(форма прилагается)

Завучи:

1-6 -Григорьва Н.Н.

7-9- Самойлченко О.Б.

10-11- Харламова Н.В.

11

Корректировка деятельности по результатам работы за четверть

1 раз в четверть

Директор, управленческое решение











Акт обследования семьи

Ф.И.О.__________________________Дата____________200___г._________час.


Мы, нижеподписавштеся_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


посетили смью________________________________________________________________


проживающую по адр-су:_______________________________________________________


с целью______________________________________________________________________


Состав семьи ________________________________________человек___________________


_____________________________________________________________________________


Семья занимает ___________________кв.м.________________________________________


В момент посещения дома находились _____________________________________________________________________________


Санитарное состояние жилья на момент проверки__________________________________

_____________________________________________________________________________


Ребенок имеет место для занятий, отдыха_________________________________________

_____________________________________________________________________________


Место для сна________________________________________________________________


Ребенок ложиться спать ________________________________________________________


Загруженность домашними делами _______________________________________________

_____________________________________________________________________________


Ребенок занят в свободное время________________________________________________



Родители контролируют выполнение домашних заданий____________________________


Контакт осуществляется со школой ______________________________________________


Результат проверки (рекомендации, заключения)___________________________________

_____________________________________________________________________________


Подписи, ФИО ________________________ ________________________

проверяющих__________________________ _______________________


Карточка учета (характеристика) на учащегося МОКУ «СОШ №2» для постановки на внутришкольный учет

1. Общие сведения о школьнике:

Ф.И.О _________________________________________________________________­­­___________ Дата рождения (число, месяц, год) ____________________ Класс ________

Домашний адрес: ул. ____________________________________ дом ______кв.______ тел: ______________

Дополнительное образование: (кружки, секции, и т.д.)_____________________________________________

___________________________________________________________________________________________

2. Сведения о родителях:

Мать: Ф.И.О ________________________________________________________________Возраст_________ Образование________________________________________________________________

Место работы, должность, раб.тел._______________________________________________________________

Отец: Ф.И.О ________________________________________________________________________________

Возраст________ Образование__________________________________________________________________

Место работы, должность, раб.тел _______________________________________________________________

Другие члены семьи, проживающие с ребёнком: ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________


Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.) ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Причина постановки на учет:

  • Поведение

  • Пропуски уроков

  • Другое

4. Дополнительные сведения о ребёнке

4.1. Ребёнок посещает следующие кружки, секции, клубы _____________________________________________________________________________

4.2. Состоит на внутришкольном учёте (когда поставлен?)__________________________

4.3. Состоит на учёте в ___ (с какого времени) ___________________________________

4.4. Имеет условную судимость (указать статью и срок); __________________________

4.6. Был воспитанником спецшколы

4.7. Как часто он пропускает уроки без уважительной причины?(подчеркнуть)

4.7.1. постоянно

4.7.2. часто (4-7 уроков в неделю)

4.7.3. редко (до 3 уроков в неделю)

4.7.4. не пропускает

4.8. Как часто он убегал из дома?

4.8.1. очень часто (более 5 раз)

4.8.2. часто (от 3 до 5)

4.8.3. редко (1-2 раза)

4.8.4. никогда

4.9. Кто из родителей имеет влияние на ребенка (какое?)________________________________

4.10. Были ли случаи физического воздействия родителей на ребенка? ______________

4.11. Откликаются ли родители на вызов в школу? __________________________

4.12. Появляется ли дома «проблемное» поведение ребенка?______________________

4.13. Способности: _________________________________________________________

4.14. Интересы: ____________________________________________________________

4.15. Любимое занятие:________________________________________________________

4.16. Друзья (Ф.И, класс)_____________________________________________

_____________________________________________________________________________


5. Дополнительные сведения о семье ребёнка(подчеркнуть)

5.1. Уровень дохода семьи на одного человека (подчеркнуть) :

5.1.1. значительно выше прожиточного уровня

5.1.2. несколько выше прожиточного уровня

5.1.3. соответствуют прожиточному уровню

5.1.4. несколько ниже прожиточного уровня

5.1.5. значительно ниже прожиточного уровня

5. 2. Семейная ситуация (подчеркнуть):

5.2.1. Семья в состоянии развода

5.2.2. Неполная семья (одна мать или один отец)

5.2.3. Отчуждённость родителей из-за занятости

5.2.4. Недостаточное психолого-педагогическое образование родителей

5.2.5. Жестокое и холодное отношение родителей с детьми

5.2.6. Оба родителя алкоголики, полная семья

5.2.7. Один родитель алкоголик, полная семья

5.2.8. Родитель-алкоголик в неполной семье

5.2.9. Семья с опекунами

а) престарелые; б) употребляют алкоголь; в) педагогически неграмотны

5.2.10. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

5.3. Родители относительно хорошо выполняют свои функции

5.4. Условия проживания (подчеркнуть)

5.4.1. благоустроенная квартира

5.4.2. одна или две комнаты в общежитии

5.4.3. коммунальная квартира в кирпичном доме

5.4.4. коммунальная квартира в деревянном доме

5.4.5. семья проживает в частном доме.

5.4.6. Другой вариант_______________________________

6. Опираясь на ответы школьника укажите:

6.1. Причины пропуска занятий_______________________________________

6.2. Причины побегов из дома (если убегал)_____________________________

6.3. Группы людей нарушающие его права______________________________

6.4. Что ему нравится в школе________________________________________

6.4. Кому подросток может доверять___________________________________

6.5. Какие способы улучшения ситуации он видит?

7. Межличностное общение (подчеркнуть)

7.1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?

Лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный.

7.2. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям?

Благожелательно, серьезно, болезненно, равнодушно, враждебно.

7.3. Имеет ли друзей?

Только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит.

7.4. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?

Инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует.

7.5. С кем чаще всего бывают конфликты?

С одноклассниками, учениками других классов, учителями, родителями, родственниками.

7.6. Какие виды труда предпочитает?

Умственный, физический, и тот и другой в равной мере, не любит трудиться.

7.7.Отношение к себе?

Уверен в себе, неуверен в себе, самокритичен, самоконтроль, стремиться к успеху.

7.8. Владеет ли навыками культуры?

Культурен в обществе, допускает срывы, не владеет культурой.


«_____»______________20___г.

Классный руководитель ___________________ / ________________ /







Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка



N п/п

Социальные характеристики


Балл

1

Состав семьи ребенка


Мать, отец, дедушка, бабушка

5


Только мать и отец

4


Мать и отчим, отец и мачеха

3


Одна мать, один отец

2


Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2

Школьная успеваемость


Хорошая

5


Удовлетворительная

4


Неудовлетворительная

3


Оставил школу, работает

2


Оставил школу, не работает

1

3

Здоровье ребенка



Практически здоров

5


Часто болеет в пределах нормального развития

4


Имеет хронические болезни

3


Отставание в умственном развитии

2


Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1

4

Санитарно-жилищныс условия жизни семьи


Благоустроенная отдельная квартира, свой дом на земле

5


Отдельная квартира с родителями супругов

4


Более одной комнаты в коммунальной квартире, в общежитии с удобствами

3


Комната в коммунальной квартире с удобствами, снимают жилье

2


Комната в общежитии, в бараке без удобств

1

5

Доход семьи


Могут практически себе ни в чем не отказывать

5


Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

4


На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3


Живут от зарплаты до зарплаты

2


Денег до зарплаты не хватает

1

6

Уровень социального благополучия семьи


Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5


Образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке"

4


В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю

3


Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2


Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

7

Поведение ребенка в школе


Хорошее

5


Удовлетворительное

4


Неудовлетворительное

3


Неоднократно отмечалось асоциальное поведение

2


Стоит на учете в ИДН

1

8

Внешкольное общение ребенка


Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5


Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени

4


Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

3


Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ

2


Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

1

9

Жизненные цели ребенка


Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

5


Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато

4


Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось

3


Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа — сверстники с асоциальной направленностью интересов

2


Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН)

1

10

Эмоциональные отношения родителей с детьми


Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5


Слепая любовь, гиперопека .

4


Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное

3


Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2


Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям


1








































Общая сумма баллов — 150.

При определении характера социаль­ной ситуации и особенностей конкретно­го ребенка набор баллов:

  • ниже 30 — предполагает принадлеж­ность ребенка к группе повышенного риска

(чем меньше баллов, тем выше риск);

  • от 31 до 40 — социальное благопо­лучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

  • более 40 высокий уровень социаль­ного благополучия ребенка

(чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Признаки детей «группы риска»


  1. Отклонение от учебы в следствии:

    • Неуспеваемости по большинству предметов.

    • Отставания в интеллектуальном развитии.

    • Ориентации на другие виды деятельности.

    • Отсутствие познавательных интересов.

2.Общественно – трудовая активность.

  • Отказ от общественных поручений.

  • Пренебрежительное отношение к делам класса.

  • Демонстративный отказ от участия в делах класса.

3.Негативные проявления.

  • Употребление спиртных напитков.

  • Употребление ПАВ.

  • Курение.

  • Тяга к азартным играм.

  • Нездоровые сексуальные проявления.

4. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым.

  • Грубость.

  • Драки.

  • Прогулы.

  • Пропуски занятий.

  • Недисциплинированность на уроках.

  • Избиение более слабых.

  • Вымогательство.

  • Воровство.

  • Нарушение общественного порядка.

  • Немотивированные поступки.

6.Отношение к воспитательным мероприятиям.

    • Равнодушное .

    • Скептическое.

    • Негативное.

    • Ожесточенное.

Анкета (общая).

      1. Где ты проводишь свободное время?

      2. Есть ли у тебя друзья?

      3. Занимаешься ли ты в кружках? Каких?

      4. Какие твои любимые праздники?

      5. Часто ли ты проводишь время с твоей семьей?

      6. Бывает ли так, что ты чувствуешь себя одиноко в своей семье?

      7. Какой характер взаимоотношений в семье?

А) Полное взаимопонимание

Б) Понимают, но недоверяют.

В) Доверяют , но не понимают.

Г) Взаимопонимание.

8. Какое твое собственное положение в семье?

А) Равноправного самостоятельного ч-ка.

Б) Ребенка, которого все опекают.

В) Одинокого человека, которого никто не любит и не понимает.

Г) Постороннего, который живет сам по себе.


Примерный план изучения семьи.


  • Общие сведения о родителях, других членах семьи.

  • Жилищные условия, материальная обеспеченность.

  • Интересы к делам школы.

  • Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности).

  • Уровень педагогической культуры родителей. Семейные традиции. Микроклимат в семье.

Практическая работа с родителями:

  • Родительский лекторий.

  • Индивидуальные беседы, консультации.

  • Посещение семей.

Социально – педагогический паспорт учащегося и его семьи.

Ф.И.О. _______________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Состав семьи ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудности семьи.

Место жительства.

Жилищные условия.


Формы учета неблагополучных семей.


Ф.И. ребенка

адрес

Ф.И.О.родителей

Место работы

Причина постановкина учет

ж\ бытовые условия

Количество детей в семье

Профилактичес. Работа




Работа с неблагополучными семьями


Все чаще педагогам школы приходится сталкиваться с таким понятием как неблагополучная семья. В нашей школе к неблагополучным семьям мы относим:

  • семьи с жестоким обращением к детям (физическое, психическое, сексуальное насилие);

  • невысокий уровень образовательной культуры родителей;

  • семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем;

  • родители – наркоманы;

  • злостное невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних.

Содержание работы

с различными типами неблагополучных семей.




















Этапы работы с неблагополучной семьей .

Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью





Изучение причин неблагополучия в семье



Ее особенностей, целей, ценностных ориентаций и др.

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи






Составление карты семьи: состав семьи: Ф.И.О, родителей и родственников, проживающих вместе; место работы родителей и должность; уровень материального обеспечения








Реализация программы: работа с родителями и ребенком



Привлечение специалистов для помощи в работе с неблагополучной семьей






Снятие семьи с социально – педагогического учета







Алгоритм взаимодействия с неблагополучными семьями.


  1. Выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении в ходе рейдов, устных и письменных сообщений граждан, обхода микроучастка школы, посещения семьи классным руководителем, информации от других субъектов профилактики.

  2. Обследование условий жизни данной семьи.

  3. Составление акта обследования с рекомендациями по определению статуса семьи.

  4. Диагностика, сбор дополнительной информации.

  5. Оценка семейной ситуации как кризисной.

  6. Оформление документации и принятие решения о необходимости вмешательства в жизнь семьи.

  7. Совместная работа семьей, направленная на определение причин ее неблагополучия, характера и влияния имеющихся проблем, выявление ресурсов и связей, способных участвовать в поддержке семьи.

  8. Рассмотрение всех возможных путей решения проблем семьи.

  9. Выбор наиболее эффективных способов работы.

  10. Анализ эффективности работы с неблагополучной семьей, поиск наиболее адекватных средств достижения цели


Документация по работе с неблагополучными семьями:

- социальный паспорт школы;

- банк данных на неблагополучные семьи;

- акт обследования материально-бытовых условий семьи (см. приложение);

































Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе.

Инструкция

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.

АНКЕТА № 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?

  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?

  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?

  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?

  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?

  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?

  7. Сам ли стираешь себе рубашки?

  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?

  9. Помогаешь ли дома по хозяйству?

  10. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?

  11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?

  12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?

  13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?

  14. Куришь ли ты?

  15. Приходилось ли убегать из дома?

АНКЕТА № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?

  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?

  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?

  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?

  5. Случалось ли быть участником драки в школе?

  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?

  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?

  8. Пытался ли избегать общественных поручений?

  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?

  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?

  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?

  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?

  13. Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?

  14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?

  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

АНКЕТА № 3

  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?

  2. Выполняешь ли ты домашние задания?

  3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?

  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?

  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?

  6. Считаешься ли с мнением родителей?

  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?

  8. Выбирали ли тебя в актив класса?

  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?

  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?

  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?

  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?

  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?

  14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?

  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6 N 3

I - начальный уровень трудновоспитуемости

30 N 15

3 N 0

II - дезорганизаторы

15 N 0

N

III - особо трудные

N



Приложение 2 «Профилактика суицидального поведения» Что такое суицид, и кто на него способен?
(рекомендации по выявлению подростков группы суицидального риска)


Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предовращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

В категорию детей с суицидальным поведением включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью. Этот термин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за З. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.

К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно.Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.

Помочь детям и подросткам, имеющим эту тенденцию личности можно лишь только в том случае, если хорошо понимать причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.

Можно определить склонность подростка к суициду по суицидальным проявлениям. Различают внешние и внутренние суицидальные проявления.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

  • суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);

  • суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

  • суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

  • суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;

  • завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.

Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Психодиагностика этих параметров – важная составляющая мероприятий по профилактике суицида.

У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.

В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.

Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Суицид подростков имеет следующие черты:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

  • Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

  • Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

  • Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.

  • Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:

  • тревожное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

  • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

  • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;

  • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;

  • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

  • тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

  • употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешние обстоятельства суицидального подростка:

  • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;

  • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

  • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;

  • отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

  • серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.










Факторы суицидального риска


Физическое, психологическое, педагогическое развитие каждого ученика должно отслеживаться с момента его поступления в школу. Зачастую суицидальные попытки имеют наследственную природу, поэтому классный руководитель, медработник, психолог, социальный педагог должны изучить личное дело ученика, постараться найти ответы на все вопросы по представленной схеме; регулярно вести картотеку группы подростков суицидально риска.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:




№ п/п

Класс

Основные виды деятельности с учащимися

На что обратить внимание

1

1 – 4

Становление и развитие самооценки учащихся.

В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.

Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка
завышена.
Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.

2

5

Адаптация к среднему звену
Активизация интереса к коллективной деятельности.

Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка

3

6

Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»

4

7

Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении

Развитие навыков общения,
Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

5

8

Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой;
Активизация сферы профессиональных интересов

Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов

6

9

Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»

Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору;
Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе

7

10-11

Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях
Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков
Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу

Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания.
Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся






Формы и методы профилактика суицидального поведения


Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения в первую очередь на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными. Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, – подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.

Проблемой суицидального поведения несовершеннолетних занимаются также учреждения социальной защиты населения, управления здравоохранения, общественные организации, психологические центры. Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая формаорганизация социальной среды.

Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальнуюрекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование.

Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения еѐ способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально- экономическим характеристикам.

Третья формаактивное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

1.Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).

2.Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).

3. Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвѐртая формаорганизация деятельности, альтернативной

девиантному поведению.

Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Пятая формаорганизация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов.

Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всѐ это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, еѐ здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий суицидального поведения.

Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы.

По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения суицидального поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.


Взаимодействие классного руководителя и учителей - предметников по профилактике суицидального поведения


Переход учащихся из начального в среднее звено школы – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учѐбе и еѐ результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

В этот период подростки растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Новая обстановка и разные кабинеты, новый коллектив сверстников, разные стиль и методика обучения на уроках – эти условия усиливают необходимость работы классного по организации и координации педагогической работы с учащимися и коллективом.

Учителя-предметники в целом проводят больше время, чем классный руководитель с обучающимися. Педагоги образовательных учреждений должны осуществлять профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. Например, на уроках литературы затрагивая темы вредных привычек и асоциальных форм поведения, учителя формируют критическое отношение к реальной действительности, способствуют выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.

В тоже время педагоги не могут знать, достаточно полно личностных особенностей подростков, обстоятельств их жизни. С целью снижения неблагоприятных факторов адаптации, предотвращения девиантного развития личности подростка классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива.

Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей. С другой стороны классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

В целях профилактики суицидального поведения среди подростков классный руководитель информирует учителей-предметников о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи педагогов и родителей с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Целесообразно привлекать учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, что способствует развитию познавательных и профессиональных интересов школьников.

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов.

Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

В ряде случаев необходимо организовывать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.


Рекомендации педагогам по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска


- не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

- доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

- не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

- дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

- сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

- говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

- постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

- убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно

обратиться за помощью;

- не предлагайте упрощенных решений;

- дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

- помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью

-осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

- помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

-при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько

изменить его внутреннее состояние;

- помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности

не будет длиться вечно.

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток


Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Взаимодействие на основе взаимной заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.

Одной из форм педагогической профилактики является социально- педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика с учащимися и их родителями – специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально- психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально. Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.

Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью:

профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно - просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Основная форма работы класса и родителей – это родительское собрание. Другими, в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.).



Мифы и факты о самоубийстве


МИФЫ

ФАКТЫ

1

Если человек говорит о самоубийстве – он пытается привлечь к себе внимание

Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей

2

Самоубийство случается без предупреждения

Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке

3

Самоубийство – явление наследуемое

Человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении

4

Те, кто кончают жизнь самоубийством, психически больны

Многие, совершающие самоубийство, не страдают никакими психическими заболеваниями

5

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению

Разговор о самоубийстве не является причиной, не может быть первым шагом его предупреждения

6

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повториться

Чаще всего эти действия повторяются вновь, и достигается желаемый результат

7

Покушающиеся на самоубийство желают умереть

Подавляющие большинство суициентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической (иногда физической) боли, чем умереть, поэтому готовы принять помощь

8

Все, приводящие к самоубийству действия, являются импульсивными

Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим

9

Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии

Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают ею

10

Самоубийство невозможно предотвратить

Знания о том, куда можно обратиться за помощью, могут предотвратить большую часть самоубийств

11

Самоубийцы редко обращаются за помощью

В течение полугода, предшествующем суицидальной попытке, 50% подростков обращаются к врачам или психологам



Тест «Оценка склонности к конфликту» (Методика В.А. Алексеенко)


Инструкция: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте кружочком, насколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

1

Рвется в спор

7654321

Уклоняется от спора

2

Свои выводы излагает тоном, не терпящим возражений

7654321

Свои выводы излагает извиняющимся тоном

3

Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать

7654321

Считает, что проиграет, если будет возражать

4

Не обращает внимания на то, что другие не принимают доводов

7654321

Сожалеет, если видит, что другие принимают доводов

5

Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента

7654321

Рассуждает о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6

Не смущается, если попадает в напряженную обстановку

7654321

В напряженной обстановке чувствует себя неловко

7

Считает, что в споре надо проявлять свой характер

7654321

Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8

Не уступает в споре

7654321

Уступает в спорах

9

Легко выходят из конфликта

7654321

Считает, что люди с трудом выходят из конфликта

10

Если взрывается, то считает, что без этого нельзя

7654321

Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины

Итого баллов_______________

Интерпретация результатов

На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 баллов — на высокую, 50 баллов — на выраженную конфликтность. Число 11-15 баллов указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»

Будучи в позиции слушающего:

  • проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении, своих проблем;

  • не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;

  • не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала — и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

Будучи в позиции говорящего:

  • не обвиняйте — не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;

  • не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

  • не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;

  • не характеризуйте — не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т. п. ,» старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;

  • не обобщайте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.

 
















Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

Необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций — приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу — создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным — например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе — не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка — предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям — оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

У оптимистичных родителей — оптимистичные дети, а оптимизм — защита от тревожности.

Антистрессовые приемы для взрослых и подростков

Жизнь наша стремительно несется, всегда есть масса неотложных дел, больше и маленькие проблемы, частые стрессы. Бешенный темп жизни может привести к нервным срывам, депрессиям и реальным физическим заболеваниям. Предлагаю выбрать для себя, своих близких антистрессовые приемы, разработанные разными психологами. Уверена, некоторыми их них Вы уже пользуетесь.

1. Хотя бы полдня в неделю нужно проводить так, как Вам нравится — гуляйте, танцуйте, плавайте или просто валяйтесь на диване с интересной книгой.

2. Не реже раза в день говорите свом близким теплые слова, скорее всего они захотят ответить тем же. Очень важно осознавать, что тебя кто-то любит — это защита от серьезных нервных срывов.

3. Если у Вас малоподвижный образ жизни, несколько раз в неделю давайте себе физическую нагрузку. Это может быть зарядка, активная прогулка в быстром темпе или то, что Вам больше подходит.

4. Пейте больше воды.

5. Хотя бы раз в неделю позвольте себе то, что «вредно», но доставляет Вам удовольствие — побалуйте себя сладеньким, нарушьте диету и т.д.

Внимание! Делать это нужно не часто, иначе пропадет эффект.

6. Не позволяйте расхищать Вашу жизнь! Вы вправе не общаться с бесцеремонными людьми, не отвечать на некоторые телефонные звонки, оставлять без ответа «пустые» письма.

7. Когда Вы подавленны или рассержены, попробуйте заняться интенсивной физической работой — уборка в доме, прополка огорода или что-то другое.

8. Дайте возможность себе «выпускать пар», но делайте это наедине. Можно кричать, громко петь, мять бумагу, стоять на голове, танцевать. Главное — не «вмешивать» в свое настроение окружающих.

9. Если нет аллергии, ешьте минимум один банан в день. Это чудодейственный продукт, который наряду с черным шоколадом прекрасно поддерживает нервную систему.

10. Полезно слушать спокойную музыку на свой выбор или звуки природы, параллельно, если есть возможность, делая спокойные дыхательные упражнения.































Источники дополнения программы (приложение 2)


  1. https://edu.tatar.ru/moskow/page2273.htm/page467770.htm

  2.  shirocay-shcool.ucoz.ru

  3. https://infourok.ru/programma_po_profilaktike_suicidalnogo_povedeniya-155492.htm





17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Харламова Наталья Васильевна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Анализ работы социального педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "analiz-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "136750"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417180412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства