kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика детских и подростковых суицидов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суицидальное поведение представляет собой одну из основных проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидов»


Профилактика детских и подростковых суицидов


Суицид (от лат. sui – сам себя и caedes – убийство) – преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство2 . Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни 3 .

Суицидальное поведение представляет собой одну из основных проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.

Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности. Это и мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, особенно данный термин применим к подростковому возрасту, когда проявления активности отличаются многообразием.

Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14–15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16–19 лет.

Лишь у 10 % детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90 % суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома в дневное и вечернее время. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается само- убийством по неосторожности.

Первым шагом в решении проблемы суицидального повеления среди несовершеннолетних является его профилактика. Только совместными уси- лиями специалистов: педагогов, психологов, социальных и медицинских ра- ботников и семьи можно достичь положительного результата в профилакти- ке суицида.

Ученые на протяжении веков стремились дать теоретическое обоснова- ние суицидальному поведению, как взрослых людей, так и детей, но по настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийств. Среди множества концепций выделяются три основные концепции суицида: психопатологическая, психологическая и социологическая.

Большинство ученых-социологов считают, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на уровень опасности совершения суицида. Французский социолог Э. Дюркгейм дока- зал, что этот уровень напрямую связан с социальной интеграцией человека, т. е. степенью, согласно которой он чувствует себя частью большой группы.

У детей и подростков социальной причиной мо- жет стать изоляция в классе, изоляция в референтной группе, дезадаптация в новом коллективе (например, при переходе в другую школу или помещении ребенка в социальный приют).

Отечественные психологи отмечают, что дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказ- ки, события жизни и т. д.). Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. До этого возраста смерть оценивается детьми как вре- менное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмо- циональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. С 14–15 лет суицидальная активность резко возрастает. Поэтому самыми пси- хологически уязвимыми и склонными к совершению суицидальных дей- ствий являются подростки.

Подросткам присуща недостаточная оценка последствий суицидальных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте воспринимается весьма аб- страктно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с соб- ственной личностью. Кроме того, для этого возраста характерно несоответ- 13 ствие целей и средств суицидального поведения: иногда при желании уме- реть выбираются неопасные с точки зрения взрослых средства, и наоборот – демонстрационные попытки нередко «переигрываются» из-за недооценки применяемых средств.

Около 80 % несовершеннолетних, совершающих суицид, предваритель- но дают знать о своих намерениях другим людям, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы. Это обычно происходит в форме разго- вора о суициде или сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении или упоминаний о суициде в картинах и литературных произведениях.

Профилактическая работа с несовершеннолетними, склонными к суи- циду и их семьями, проводится по следующим направлениям: своевременная диагностика суицидального риска у несовершенно- летних и неблагополучия в семье; 33 активная эмоциональная поддержка несовершеннолетнего, имеюще- го высокую вероятность совершения суицида (повторного суицида), поощ- рение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию, обуче- ние социальным навыкам и умениям преодоления стресса; развитие знаний и навыков у ближайшего окружения ребенка (се- мьи) с целью формирования у них психологической готовности к взаимо- действию с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению

Прогнозирование суицидального поведения у несовершеннолетних с це- лью профилактики суицидов – одна из основных задач, стоящих перед меди- ко-социально-психологическими службами

Важное место в диагностической работе по выявлению суицидального риска у несовершеннолетних отводится семейной диагностике, так как именно семье принадлежит значительная роль в жизни ребенка, в усвоении им социально-культурных норм и моделей поведения, поэтому изучение се- 36 мейного окружения является одним из необходимых условий для понимания причин, формирующих девиантное поведение. Основная трудность состоит в выявлении того, с чем именно в семье связано появление у ребенка отклонений в поведении, в том числе суици- дального поведения, и в определении объекта семейной диагностики. Под семейной диагностикой понимается обычно выявление супруже- ских или семейных нарушений, «патогенных семейных отношений».

Главным в преодолении кризисного состояния ребенка является индивидуальная профилактическая беседа с несовершеннолетним.

Такая беседа является первичной формой профилактики (превенции) суицида у ребенка и необязательно может быть проведена специалистом, а любым человеком, находящимся рядом с несовершеннолетним, пережива- ющим кризис душевного состояния.

Прежде всего, необходимо помнить о серьезном отношении ко всем угрозам. Ребенок должен почувствовать, что вы не равнодушны к его про- блемам. Слушайте с чувством искренности и понимания. Настаивайте на том, что самоубийство – неэффективный способ решения всех проблем. По- пытайтесь заключить соглашение о несовершении самоубийства. Основным пунктом этого соглашения должно быть обещание ребенка не причинять себе боли никоим образом.

Если в ходе беседы ребенок активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учрежде- ние. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: что тяжелое эмоциональное состояние – яв- ление временное; что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д.

Особую важность в профилактической работе приобретают различные формы психологического обучения, направленные на повышение жизне- стойкости ребенка, предлагающие ему различные способы управления сво- им состоянием.

Что касается профилактической работы с массовой родительской аудиторией, то мы рассматриваем ее не только как основную форму просвещения родителей и сообщение им достоверной информации о суицидальном поведении несовершеннолетних. Мы полагаем, что работа с родительской аудиторией может выступать как особая форма коррекции семейных отношений и снижения риска девиантного поведения в целом.

Цель групповой работы, направленной на повышение родительской компетентности, – дать родителям знания и навыки, способствующие эф- фективному, социально поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика детских и подростковых суицидов

Автор: Вороная Татьяна Юрьевна

Дата: 27.11.2018

Номер свидетельства: 487771

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Работа с родителями по предупреждению суицида среди детей и подростков"
    ["seo_title"] => string(74) "rabota_s_roditeliami_po_preduprezhdeniiu_suitsida_sredi_detei_i_podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "483696"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1541467755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Из опыта работы "Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних в школе""
    ["seo_title"] => string(89) "izopytarabotyprofilaktikasuitsidalnoghopoviedieniiasriediniesoviershiennolietnikhvshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "323376"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461899620"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "
    ["seo_title"] => string(105) "priedupriezhdieniie-dieviantnogo-poviedieniia-i-profilaktika-pravonarushienii-sriedi-dietiei-i-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "185439"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426179841"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Как прекрасен мир"
    ["seo_title"] => string(19) "kak_priekrasien_mir"
    ["file_id"] => string(6) "434421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508906810"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства