kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причины девиантного (отклоняющегося) поведения подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описаны основные причины девиантного поведения подростков.

Результаеты анкетирования по выявлению основных причин проявления девиантного поведения среди подростков: семейное неблагополучие, девиантое окружение и др.

Так же имеется разделы:

1) стили семейного воспитания на проявление отклоняющегося поведения;

2) Классификация акцентуаций (по Шмишеку)  и их влияние  на отклоняющееся поведение с описанием проявлений девиантного поведения по каждой акцентуации характера.

3) Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анкета»



Уважаемый учащийся! Просим тебя внимательно прочитать вопросы и ответить на них откровенно. АНКЕТИРОВАНИЕ ПРОВОДИТСЯ АНОНИМНО. На некоторые вопросы можно деть несколько вариантов ответа, а также, иногда ты можешь написать собственный вариант.

  1. Укажи свой пол Ж М

  2. Сколько тебе полных лет ______________________________

  3. С кем ты живёшь:

  • с родителями; с бабушкой;

  • с мамой; с папой;

  • свой ответ _____________________________________________



  1. Бывали ли у тебя побеги из дома? По какой причине?

  • таких случаев не было;

  • уходил из дома в поисках приключений или без объяснения причин;

  • часто уходил;

  • свой вариант ответа ____________________________________;

ПРИЧИНА ухода ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Употребляешь ли ты спиртные напитки? Как часто?

  • не употребляю;

  • употребляю редко (не больше 2-3 раз в год);

  • раз в неделю;

  • несколько раз в неделю;

  • раз в день;

  • несколько раз в день

  1. Какие напитки ты употребляешь (можно выбрать несколько вариантов):

коктейли; энергетические напитки;

пиво; крепкие алкогольные напитки (водка; коньяк; виски)

свой вариант _______________________________________________________________________



  1. Совершая что-либо, задумываешься ли, как это оценят другие? Да Нет

  2. Приходилось ли тебе пропускать занятия в лицее без уважительной причины?

Да Нет

  1. Причины употребления алкогольных напитков (несколько вариантов):

  • из любопытства; - за компанию; - для веселья;

  • от скуки, просто так, от нечего делать;

  • под влиянием друзей не могу отказаться;

  • чтобы почувствовать себя взрослым;

  • из-за неприятностей (укажите причину ______________________________________________

____________________________________________________________________________________)

  • обратить на себя внимание родителей;

  • твой вариант ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________













  1. Принято ли в твоей семье вместе проводить свободное время (заниматься спортом; совместно обсуждать различные вопросы/проблемы; посещать различные выставки, кино):

- очень редко; - часто; - постоянно;

- не принято; - периодически;

свой вариант_________________________________________________________________________

  1. Куришь ли ты? Как часто?

не курю; - курил (а) раньше, сейчас нет; - ежедневно

иногда (не больше трёх раз в месяц);

регулярно (несколько раз в неделю);

  1. Укажи причину, почему ты куришь:

нравится; за компанию;

от нечего делать; чтобы чувствовать себя взрослее;

из-за неприятностей (укажи причину ______________________________

_____________________________________________________________);

твой вариант ответа _____________________________________________

  1. Как вы охарактеризуете своё отношение с родителями:

- доброжелательные; - конфликтные; - не общаемся;

- общаемся редко; - я безразличен родителям;

родители мною руководит (слишком сильно опекают);

родители никак не могут на меня повлиять;

твой вариант ___________________________________________________

  1. Куришь (курил) что-нибудь кроме табака:

курительные смеси (спайс); -травку;

твой вариант___________________________________________________

  1. Бывают ли моменты, когда ты чувствуешь, что от тебя все отвернулись?

никогда не было; - бывает редко; - бывает часто; - иногда

  1. Считаешь ли ты с мнением родителей? Да Нет

  2. Твоё хобби ____________________________________________________________________

  3. Как ты проводишь свободное время ____________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Участвовал ли ты когда-нибудь в незаконных акциях, экстремистских движениях

да; - нет; - участвовал однажды;

- участвую постоянно

  1. Пробовал (а) ли ты когда-нибудь наркотик?

да нет; сейчас употребляю

  1. Если пробовал (а), то какой ____________________________________

  2. Много ли тебе времени посвящают родители?

да; нет; слишком много посвящают;

посвящают, но хотелось бы больше; вообще не посвящают

  1. Случалось ли тебе быть участником драки/каких-либо разборок?

- да; - нет; - участвую постоянно



  1. Какое утверждение характеризует отношение родителей к тебе?

  • родители ни в чём меня не ограничиваю и никогда не достают с «воспитанием»;

  • я чувствую угрозу со стороны родителей;

  • моим родителям всегда было на меня наплевать;

  • иногда я «задыхаюсь» от заботы родителей;

  • твой вариант ответа _________________________________________





  1. С какими из утверждений ты согласен? (несколько вариантов ответа)

  • «лёгкие» наркотики безвредны;

  • наркотики, алкоголь помогаю мыслить творчески;

  • марихуану стоило бы легализовать;

  • в хорошей компании грех не выпить;

  • алкоголь помогает преодолеть стеснение;

  • курение снимает стресс;

  • энергетические напитки никак не влияют на организм;

  • твой вариант __________________________________________________

  1. Ставите ли вы своим родителям условия «Делайте, как сказано, или…»

ставлю постоянно; не ставлю;

мои родители не обращают на это внимание;

родители делают так, как я сказал (а)

  1. Охарактеризуйте свою семью:

в моей семье не принять проявлять чувства;

дома у меня нет личного пространства;

в моей семье не принято говорить о проблемах;

в моей семье каждый сам за себя;

в моей семье мы обсуждаем возникшие проблемы вместе

твой вариант _________________________________________________

        1. Когда друзья предлагают сделать что-то запретное, но интересное, я соглашаюсь да нет

  1. Считают ли в вашей семье, что пить, курить в больших количествах – это нормально? Да; нет

  2. Приходилось ли тебе объясняться по поводу своего поведения в органах правопорядка (полиции, комиссии по делам несовершеннолетних):

да (причина) ___________________________________________________

______________________________________________________________;

нет

  1. Во время ли ты возвращаешься вечером домой с улицы? Да; Нет

  2. Есть ли в вашей семье зависимые от алкоголя? Да; Нет

  3. Интересуются ли родители о твоих делах в лицее? Да; Нет

  4. Делаешь ли ты что-нибудь для того, чтобы твои родители гордились тобой? Да Нет

  5. С какими из утверждений ты согласен (несколько вариантов):

  • «лёгкие» наркотики безвредны;

  • наркотики, алкоголь помогаю мыслить творчески;

  • марихуану стоило бы легализовать;

  • в хорошей компании грех не выпить;

  • алкоголь помогает преодолеть стеснение;

  • курение снимает стресс;

  • энергетические напитки никак не влияют на организм;

  • твой вариант __________________________________________________





Просмотр содержимого документа
«Выступление по причинам девиантного поведения»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Социально-технологический техникум»









Подготовила:

педагог-психолог

ГБПОУ МО «СТТ»

Степина Жанна Александровна









г.о. Орехово-Зуево

2014 г.


Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться

(ведущий мотив подростка)

Кондратьев М.Ю.

С каждым годом в России отмечается рост детской преступности, алкоголизма, наркомании. В настоящее время подростки ставят целью жизни достижение материального благополучия любой ценой, наживы любыми способами. Труд и учёба утратили общественную значимость и ценность. Многие подростки живут под девизом: «Получать больше благ и привилегий – меньше работать и учиться».

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту (к, сожалению пока не решаемую) проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.

Первым в России термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», в употребление ввёл Я.И. Гилинский. С точки зрения которого, отклоняющееся поведение может быть как со знаком «минус» (негативное, отрицательное), так и со знаком «плюс» (позитивное — социальное, научное, техническое, художественное творчество) [2].

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Первым значительным социологическим исследованием, затрагивающим проблему девиантности, следует считать “Самоубийство” Э. Дюркгейма. Самоубийство фактически представляет собой агрессивное поведение, направленное против самого субъекта. Дюркгейм первым показал, что девиантный поступок (самоубийство) есть результат взаимоотношений общества и индивида. Уровень самоубийств определяется спецификой социальных отношений, а не личностных качеств людей. Возникающее социальное напряжение приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности, будет реагировать на это той или иной формой девиантного поведения (в том числе и связанно с агрессией и насилием).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков (сравнительно незначительные поступки) или преступлений (серьёзные поступки и наказываются в уголовном порядке). Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

На основании ключевых положений работ отечественных (А.А. Александров, В.В. Королев, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, В.Г. Степанов и др.) и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки, Робине Фаррингтон и др.) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности).

Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С.Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой.


Одной из классификаций различных форм отклонений в поведении и развитии является, приведенная в работе Халагана и Кауфман. Путем факторного анализа описания всех элементов девиантного поведения ими были выделены четыре типа синдромов (аномалий):

1) нарушения поведения (непослушание, деструктивность, вспыльчивость, безответственность, наглость, ревность, гневливость, навязчивость)

2) нарушения личности (чувство неполноценности, развитое самосознание, избегание общения, тревожность, плаксивость и т.д.);

3) незрелость (рассеянность, неуклюжесть, пассивность, нервный смех, мастурбация);

4) асоциальные тенденции (наличие плохих товарищей, прогулы, преданность асоциальным группам).

В.В. Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

1. уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;

2. систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;

3. антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;

4. антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;

5. антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;

6. злоупотребление алкоголем;

7. употребление наркотических и токсических веществ;

8. уходы из дома, бродяжничество;

9. азартные игры;

10. прочие виды отклоняющегося поведения.

В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причини условий, способствующих его развитию.

Среди традиционных причин девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие:

  • нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Т.П. Шилова);

  • в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б.Эльконин, М.Ю. Кондратьев);

  • влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), образа

  • жизни семьи и семейных отношений—детско-родительских, детско-детских, родительских;

  • характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, В.А. Петровский, Л.Б. Шнейдер и др.);

  • выраженное протекание подросткового кризиса (Л.С. Сагатовская, Э. Эриксон);

  • членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм (А.В. Петровский);

  • влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности;

  • мира компьютерных игр.





Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

  • повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

  • неблагополучная ситуация в семье;

  • стремление к самостоятельности и независимости;

  • отставание в учебе;

  • пренебрежение со стороны сверстников;

  • непонимание взрослыми трудностей детей;

  • недостаточная уверенность ребенка в себе;

  • отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

  • стрессовые жизненные ситуации;

  • примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;

  • чрезмерная занятость родителей;

  • конфликты с родителями;

  • обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

  • постоянные нарекания, брань в семье;

  • слабость интеллектуальной сферы ребенка;

  • одиночество, непонимание другими;

  • излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

  • неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

  • генетическая предрасположенность;

  • неравномерность психофизического и полового созревания;

  • отсутствие навыков социального поведения;

  • масса свободного времени;

  • скука, «просто так»;

  • желание обратить на себя внимание;

  • неполные семьи.



В сентябре-октябре 2013 года педагогом-психологом ГБПОУ МО «СТТ» был проведён опрос среди подростков по выявлению основных форм и причин девиантного поведения.

Результаты показали, что причинами девиантного поведения являются:

  1. неблагополучие семейных взаимоотношений (вседозволенность, гипоопека, гиперопека, нехватка родительского внимания; конфликты с родителями, хаотичное воспитание в семье) – глубокий психический дискомфорт. Подростки с девиантным поведением имеют менее близкие отношения с родителями, в таких семьях весьма невысок уровень взаимопонимания и взаимной поддержки.

  2. психологические особенности характера (акцентуации характера). А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение [7].

  3. девиантное окружение. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т. д. Наличие девиантной группы (окружения):

а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова;

б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях.

4) привлечение внимания. Ощущая недостаток внимания, подростки придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность. Нарушая дисциплину, демонстрируя деструктивные способы поведения, подросток часто хорошо осознает, что ведет себя неправильно.

Особое значение среди всех этих причин играет социально-педагогическая безнадзорность, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в семьях, отличающихся строгой организацией и жесткой дисциплиной, более высока вероятность того, что у детей возникнет та или иная форма девиантного поведения, чем в семьях с гибкой и допускающей компромиссы структурой.

Классификация типов акцентуаций по Г. Шмишеку

1. Гипертимический тип акцентуации характеризуется повышенным жизненным тонусом, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, смелостью, склонностью к лидерству. Из-за неустойчивости, учатся неровно, несмотря на хорошие способности. В подростковом возрасте - почти всегда приподнятое настроение, но часты раздражения, если их активность подавляется. Гипертимные подростки легко игнорируют правила и законы. Они тянутся в компании, стремятся к роли вожака, тяготятся одиночеством. Допускают неразборчивость в выборе друзей, могут легко попасть в сомнительное окружение. Легко меняют увлечения. Начатые дела часто не доводят до конца.Половое чувство у гипертимных подростков появляется рано, бывает сильным, что может приводить к ранней сексуальной жизни, но фиксаций на этом не обнаруживается. Слабости: Плохо переносят однообразие, изоляцию, безделье, ситуации конкурентной борьбы за лидерство. При встрече с серьезными событиями проявляется легкомысленность, нарушаются этические нормы, бывают утрачены чувство долга и способность к раскаянию. Жажда деятельности становится бесплодным разбрасыванием себя. Богатство идей превращается в пустое прожектерство, а чрезмерная веселость переходит в раздражительность. На фоне яркой гипертимности могут возникать острые аффективные и патохарактерологические реакции, ранняя алкоголизация, токсикомания, эмансипационные побеги, уход в асоциальные компании.

2. Циклотимический тип акцентуации. Циклотимные дети могут производить впечатление гипертимных. Первые субдепрессивные фазы возникают с наступлением пубертатного периода. В дальнейшем - чередуются с фазами гипертимности или ровного настроения. Длительность фаз - от нескольких дней до одной- двух недель. В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, трудности в учебе, склонность к уединению. Чувство безысходности для циклотимных не характерно, их одолевает просто скука. В этой фазе падает сексуальная активность, могут усиливаться переживания из-за онанизма. Смена гипертимического и дистимического настроений происходит иногда без видимых причин. Слабым, местом в субдепрессивной фазе является ломка жизненных стереотипов, всего привычного. На фазе подъема циклотимические личности отличаются всеми чертами гипертимного типа. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение циклотимным личностям не свойственны.

3. Аффективно-экзальтированный тип акцентуации. Экзальтированные личности отличаются более бурным, чем у других реагированием на жизнь. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние — от печальных. Имеют очень сильные привязанности, им свойственны восторженные порывы, сильные увлечения, любовь ко всему прекрасному: музыке, искусству, природе и т.д. Характерна крайняя впечатлительность по поводу печальных событий. Жалость, сострадание к другим способна довести их до отчаяния. Высокая способность к сочувствию, сопереживанию. Иногда неудачу другого человека переживают болезненнее, чем сам пострадавший. Экзальтированным свойственно переживание чувства страха, причем страх нарастает очень резко. Внешне переживания страха проявляются в дрожи, у некоторых выступает холодный пот, может нарушаться ритм дыхания. Экзальтированность тесно связана с высокой эмоциональной возбудимостью, с аффективным проявлением эмоций, причем эти проявления очень артистичны, экспрессивны. Практический здравый смысл таким натурам не свойственен. Конфликты с жизнью происходят у них именно из-за слишком больной чувствительности и неспособности осилить прозу жизни. Такие конфликты могут привести иногда к психическим заболеваниям. Готовность к отчаянию, у экзальтированных "лириков" бывает связана с мыслями о самоубийстве.

4. Эмотивный тип. В подростковом возрасте появляется крайняя лабильность настроения, которое меняется часто, резко и от ничтожных поводов. Нелестное слово, неприветливый взгляд могут погрузить в мрачное состояние, а комплимент, приятная встреча способны вселить жизнерадостность, веселость. От настроения зависит все - самочувствие, аппетит, работоспособность и т.д. Им присущи глубокие чувства, искренняя привязанность, преданность. В общении предпочитают тех, кто способен утешить, понять, разделить радость, удовольствие. Они любят компании и новую обстановку, но в отличие от гипертимных ищут здесь не поле деятельности, а только новые впечатления. Очень чутки к различным знакам внимания. Эмотивные личности очень чувствительны, их волнует все, что связано с душой, отзывчивостью, гуманностью. Увлечения эмотивных имеют информационно-коммуникативный характер. Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом, ухаживаниями. Влечения долго остаются малодифференцированными, поэтому у эмотивных могут легко возникать отклонения в сторону транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются. Душевные потрясения оказывают глубокие болезненные воздействия и способны вызвать реактивную депрессию. Душевный разлад иногда приводит к суицидным попыткам. Угнетенность приводит к потере сопротивляемости, и протест, как таковой, становится невозможным.

5. Тревожный (боязливый) тип акцентуации. Уже в детстве тревожные личности пугливы, боязливы. Они боятся темноты, животных, им страшно оставаться одним. Сторонятся шумных сверстников, не любят подвижных игр и озорства, более уверенно чувствуют себя среди маленьких. Создается впечатление, что они замкнуты, но они весьма общительны с теми, с кем, к кому привыкли. В школе им трудно отвечать у доски, они боятся контрольных и экзаменов, старательно учатся. Начало пубертатного периода у тревожных подростков протекает нормально. Позднее, вступая в самостоятельную жизнь, из-за чрезмерной впечатлительности и чувства неполноценности оказываются в окружении почти неразрешимых проблем. Упреки и наказания вызывают слезы, отчаяние, и гораздо реже - протест. Сочувствие со стороны, участие, особенно неожиданные, могут вызвать бурные слезы. У сензитивных рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерное требование к себе и окружающим. У подростков возможна гиперкомпенсация, когда они пытаются утвердиться именно в той области, где чувствуют себя слабо. Ни к делинквентности, ни к алкоголизации, ни к курению у таких личностей склонности не отмечается. Под воздействием алкоголя усиливаются, обостряются депрессивные переживания. Самооценка у тревожных подростков обычно высоко объективна. Лгать и притворяться не любят, не умеют. Им проще отмолчаться. Самый сильный удар для них - стать объектом насмешек, подозрений в недобрых делах, несправедливого обвинения, особенно публичного. С возрастом, при благоприятной обстановке сензитивность сглаживается. Обострения могут быть у "старых дев", одиноких людей.

6. Педантичный тип акцентуации. Педантичные или психастеничные подростки отличаются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждениям, "интеллектуальным" историям. Иногда возникают фобии - боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, страх остаться за закрытой дверью и т.д. Если ребенок воспитывается в условиях повышенной ответственности за другого, то у него резко усиливаются психастенические черты. Ребенок страшится не оправдать родительских ожиданий, потерять их любовь, и такие переживания, опасения приводят к синдрому "повышенной ответственности". Этот синдром усиливают и высокие требования родителей. В пубертатном периоде обострения этого типа акцентуации редки и возникают только в силу очень высоких требований. У педантичных подростков часто наблюдаются реакции гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности, безапелляционных высказываний, утрированной решительности, скоропалительности действий именно тогда, когда требуется осмотрительность, осторожность. Подростковая эмансипация выражена слабо и заслонена патологической привязанностью к кому-либо из близких людей. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Их увлечения больше интеллектуального и эстетического плана. Педантичные личности отличаются нерешительностью, склонностью к бесконечным рассуждениям, тревожностью за будущее. Им свойственны мнительность, легкость возникновения навязчивых опасений. Придумывание ритуалов, условностей, наделение определенным смыслом предметов, могут рассматриваться как психологическая защита. Другой формой защиты являются педантизм и формализм, проявляющиеся в том, что личность поступает по принципу: если все заранее продумать, предусмотреть, то ничего плохого не произойдет. Психастеничный тип акцентуации мало подвержен трансформации, и если степень акцентуации не доводит человека до болезненного состояния, она считается безопасной.

7. Возбудимый тип акцентуации. Черты акцентуации этого типа особенно ярко проявляются в подростковом возрасте. Появляется склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с потребностью выместить на ком-нибудь зло. Эмоциональные вспышки кажутся внезапными, но на самом деле аффект накипает постепенно, долго. Аффекты сильны и продолжительны. У возбудимых личностей отмечается сильное половое влечение, а склонность к сексуальным эксцессам может сочетаться с садистскими и мазохистскими проявлениями. Их подростковая «гиперсоциальность» однобока: в одной ситуации они примерны, в другой обнаруживают крайнее себялюбие, злобность, физическую жестокость. Бережное отношение к себе сочетается со злопамятством, неспособностью прощать обиды. В группе эпилептоидные стремятся к власти над другими, общаться предпочитают с подчиненными, нестроптивыми, конформными. Они могут хорошо адаптироваться в жестких дисциплинарных условиях из-за умения вовремя польстить руководству, у которого могут заполучить определенную власть над другими. Для возбудимых характерны вязкость, тяжеловесность мышления. Возможен допекающий всех педантизм, достойное соблюдение всех правил, что рассматривается как компенсация их собственной инертности. Самооценка у возбудимых личностей неоднозначна: они осознают, что их «заносит», «на них находит», они понимают свою осмотрительность, педантизм, но считают себя более конформными, чем это есть на самом деле. В роли психологической защиты может быть стремление уединиться за каким-нибудь «успокаивающим нервы» делом. У возбудимых доминируют не благоразумие и здравый смысл, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения, импульсивность реакций. Юные возбудимые девушки легко меняют партнеров, так как лишены моральных устоев. К ранним сексуальным отношениям с мужчинами приводят импульсивные побеги из дома, неразборчивость в контактах, отсутствие понятия разумной осторожности. У некоторых возбудимых состояние эмоционального расстройства нередко носит депрессивный характер, что, в свою очередь, способно привести к суицидным попыткам.

8. Демонстративный тип акцентуации. Такой тип личности характеризуется как истероидный, а его основные черты - эгоцентризм, жажда внимания окружающих к себе, потребность вызвать у других удивление, восхищение, почитание, сочувствие. Негодование и ненависть других к себе демонстративные личности переносят легче, чем безразличие, равнодушие. Чтобы обратить на себя внимание они способны лгать и фантазировать, а ложь и фантазии направлены на приукрашивание их личности. Кажущаяся эмоциональность демонстративных - это всего лишь театральная наигранность переживаний. Они склонны к риску, позерству, но глубокие переживания им не свойственны. В подростковом возрасте, чтобы привлечь внимание сверстников, легко идут на нарушение общепринятых норм и правил поведения. Делинквентность сводится к прогулам уроков, к нежеланию учиться и работать. Их не устраивает «серая жизнь», но добиться желаемого положения, соответствующего их запросам, они не могут из-за небольших способностей, недостатка терпения и настойчивости. Безделье и праздность истероидных подростков сочетается с очень высокими претензиями. Они склонны к вызывающему поведению в общественных местах, но на тяжкие преступления обычно не идут. Асоциальные поступки у демонстративных не обязательны. Но среди делинквентных подростков и в группе с преступным поведением, как правило, почти все - истероидные личности. Для представителей этого типа акцентуаций характерны детские побеги. Причем они убегают туда, где их быстро и легко найдут. Для истероидных подростков характерен инфантилизм, яркие, резкие реакции оппозиции. Воруя, выпивая и совершая асоциальные проступки, подростки демонстрируют свою «покинутость» и таким образом требуют внимания к себе. Среди сверстников подростки претендуют на лидерство или на исключительное положение в группе. Лидерский потенциал, и психологический, и физический у них невелик, поэтому утверждаться могут только в силу того, что очень хорошо чувствуют настроение группы, ее назревающие устремления. В своих увлечениях они не оригинальны, так как всегда кому-то подражают. Сексуальные влечения у подростков этого типа не отличаются ни силой, ни напряжением. Особенно у мальчиков. Девочки допускают самооговоры, изображая из себя распутниц, и при этом наслаждаются произведенным впечатлением. Самые тяжелые, непереносимые удары для истероидов - удары по эгоцентризму: неспособность занять нужное место, опасность быть свергнутым с пьедестала, быть осмеянным. Все это легко может привести к аффективным реакциям, включая истерический невроз и суицидные попытки. Самая распространенная форма психологической защиты для демонтративных - вытеснение, стремление забыть, не думать о неприятном, о том, что беспокоит.

9. Застревающий тип акцентуации у детей возникает в силу "маятникового" воспитания, когда ребенок "колеблется" между преувеличенной строгостью родителей, с одной стороны и мягкостью - с другой. Ребенок мечется между возможностью исполнения желаний и наложением полных запретов на них. Этот тип называют еще паранойяльным из-за стойкого аффекта, действие которого прекращается гораздо медленнее, чем возникает. Сильные эмоциональные переживания легко оживают только при одном воспоминании о неприятном событии. Эгоистические аффекты наблюдаются тогда, когда задеты личностные интересы, уязвлены гордость, самолюбие. Застревающих личностей часто называют злопамятными, мстительными, болезненно обидчивыми, чувствительными. У них очень сильны жажда материальных благ и страсть к приобретательству. Когда они борются за гражданские права, справедливость, то они борются лишь в той мере, в какой это касается их интересов. Натыкаясь на преграды по пути к цели, они испытывают враждебность, а в силу чередующихся удач и провалов может возникать состояние «шатания» из стороны в сторону, своеобразный эмоциональный «маятник». Такие ситуации вызывают аффективные реакции, когда сила аффекта зависит от длительности чередования успехов и неудач. Стойкие мощные аффекты приводят к застревающим тенденциям, к возникновению сверхценных, бредовых, параноических идей. Особенно ярко проявляются аффекты на почве ревности. У эпилептоидных страдания от осознания измены легко достигают апогея и здесь же противопоставляются ощущениям счастья, связанного с надеждой на то, что измены не было. Застревающие личности очень часто бывают вовлечены в различные судебные тяжбы. Они находятся в состоянии подъема и ликования, когда выигрывают процесс, и резко "падают" в состояние отчаяния, если проигрывают дело. Застревающий тип акцентуации, в тяжелой его форме, может привести к паранойяльному психозу, а иногда - ипохондрическому симптомокомплексу.

10. Дистимический тип акцентуацию Дистимичность легко определяется уже в детстве. На нее указывают явная робость, нерешительность, застенчивость, подавленность, частые слезы, уход от инициативы в контактах, опрятность. Дистимных подростков часто не принимают в группе сверстников, поэтому они проявляют искреннюю благодарность тем, кто оказывает им внимание. Пассивность, медлительность мышления при нормальном интеллектуальном развитии заставляет дистимного подростка тратить много времени на подготовку уроков и, тем не менее, такие подростки часто не успевают в школе. Дистимность - прямая противоположность гипертимности; проявляется в серьезности, обычной сосредоточенности на мрачных, печальных сторонах жизни. Радости у дистимных подростков редки и быстро проходящие. Глубоко потрясшее событие может довести до состояния реактивной депрессии. Серьезная настроенность дистимных подростков приводит к серьезным этическим позициям. На переднем плане у них - тонкие возвышенные чувства, совершенно не совместимые с эгоизмом. Субдепрессивное состояние, которое характерно для них, может переходить при определенных условиях в депрессивное психическое заболевание. Дистимическим личностям свойственны критическое отношение к себе, чувство вины — во всех неудачах они склонны обвинять только себя. Надеясь что-то изменить, они иногда пытаются попробовать что-то новое, например, поменять профессию, но это не приносит им ощущения равновесия и, как правило, это новое тоже окрашивается печальными красками. С возрастом дистимичность снижается, а при умеренной выраженности она соответствует норме.




Типы семейного воспитания. Их влияние на формирование девиантное поведение.

Под типом семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка. Выделяют шесть типов семейного воспитания:

Авторитарный (автократический) – когда все решения, касающиеся детей, принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождают их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины и страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Обычно результатом такого управления является рост сопротивления или, напротив, зависимости.

Авторитетный, но демократический – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. В этом случае решения принимаются совместно родителями и детьми. Родители в таких семьях пользуются властью, но проявляют свою заботу добрыми советами. Такой тип семьи формирует правильное социальное поведение как у девочек, так и у мальчиков.

Попустительский (либеральный) – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний со стороны родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Взрослея, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Хаотический – это отсутствие единого подхода к воспитанию. Управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально. Такой тип воспитания оказывает на подростков крайне негативное влияние, фрустрируется одна из базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках, что провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях - агрессивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию [12].

Опекающийстремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Несмотря на внешнюю заботу, это приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, социальной незрелости.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и принимаются ребенком как справедливые и обоснованные.



В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, повышенном ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.






























Библиография

  1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. СПб, 2003.

  2. Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. -СПб., 1993.

  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.

  4. Захаров А.И. Отклонение в поведении ребенка. - М., 1993.

  5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

  6. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

  7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. - Л.,1983

  8. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1993.

  9. Ольхов С.Г. Общественные болезни. - Тюмень, 1996.

  10. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1997.

  11. Психология подростка / Подред. А.А. Реана. СПб., 2003.

  12. Психология: словарь/ Под ред. А.В. Петровского.- М., 1990.

  13. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999.__

  14. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1989.

  15. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. С69 - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

  16. Хомич А.В. Психология девиантного поведения Учебное пособие. Южно-Российский Гуманитарный Институт. Ростов-на-Дону – 2006

  17. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростов. - М.:АкадемическийПроект; Трикста, 2005. —336 с. — (Психологическиетехнологии).

  18. Энциклопедический философский словарь/ Под ред. Е.В. Губелого.- М., 1996.

  19. Энциклопедический словарь медицинских терминов/ Под ред. Г.В. Петровского.- М., 1989.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Причины девиантного (отклоняющегося) поведения подростков

Автор: Степина Жанна Александровна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков"
    ["seo_title"] => string(61) "probliemaotkloniaiushchieghosiapoviedieniiadietieiipodrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "275442"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452579688"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Причины девиантного поведения подростков"
    ["seo_title"] => string(46) "prichiny_dieviantnogho_poviedieniia_podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "424771"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1501655951"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"
    ["seo_title"] => string(61) "profilaktikadieviantnoghopoviedieniiasriedidietieiipodrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "268383"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450622490"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Профилактика девиантного поведения школьников."
    ["seo_title"] => string(47) "profilaktikadieviantnoghopoviedieniiashkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "261932"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449229934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства