Просмотр содержимого документа
«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
Профилактикадевиантного поведениясреди детей и подростков
Цель :
Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса.
Задачи:
Знакомство участников с основами девиантного поведения;
Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;
Формирование основных направлений работы;
Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия
Что должны знать
участники образовательного процесса по
работе с детьми девиантного поведения .
Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений)
Факторы риска
Причины отклонений
Алгоритм действий по профилактике ДП
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Основные направления работы с девиантными детьми
Основные направления работы с родителями
Основные направления работы с педагогами
Формы и методы психолого-педагогического воздействия
Модели пропаганды здорового образа жизни
Модели профилактики злоупотребления ПАВ
Девиантное поведение
– поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.
Факторы, обуславливающие девиантное поведение
Биологические факторы – это особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию. К ним относятся генетические, психофизиологические и физиологические
Психологические факторы - наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера.
Социально-педагогические - дефекты школьного, семейного или общественного воспитания.
Социально-экономические - социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция и, как следствие, социальная напряженность.
Морально-этические - низкий морально-нравственный уровень современного общества.
Формы отклоняющегося поведения:
Антисоциальное поведение –
поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих:
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство и кражи
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
2. Асоциальное поведение –Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство.
Беспорядочные половые связи
Настенные надписи и рисунки непристойного характера
Ненормативная лексика
3. Аутодеструктивное поведение-Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
Линии нарушений
Нарушения в поведении
Нарушения в общении
Нарушения в обучении
Нарушения в самосознаниии
ситуации
Факторы риска:
Семья
Наследственность
Проблемы в подростковом возрасте
Отсутствие прочных социальных связей
Причины отклонений
Необразованные
родители
Низкий уровень
нравственности
семьи
Неадекватное воспитание
и низкий контакт
родителей с детьми
Семья
Семейные конфликты
Жестокое отношение
родителей к детям
Высокий уровень стресса
Злоупотребление
родителями
алкоголем и наркотиками
Очень большая семья
Асоциальные, психически
больные родители
Нестабильная семья
Отсутствие родителей
Наиболее частые причины подростковой и юношеской девиации
причины, связанные
с психическими и
психофизиологическими
расстройствами
причины социального и
психологического характера
причины, связанные с
возрастными кризисами
Межличностный стресс,связанный с учебой
Учителя, учеба
Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;
Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
Анализ полученных данных и выявление отклонений.
Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
Работа с детьми всех участников образовательного процесса
Работа с детьми, родителями, педагогами
Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
1-й этап
Групповое изучение класса(сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Тест «несуществующее животное»
ярко выраженный уровень проявления агрессивности
Тест «несуществующее животное»
средне выраженный уровень проявления агрессивности
Тест «несуществующее животное»
слабо выраженный уровень проявления агрессивности
Тест «несуществующее животное»
низко выраженный уровень проявления агрессивности
Групповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Группы критериев
Критерии, определяющие «Группу риска»
МЕДИЦИНСКИЕ
Имеют хронические заболевания внутренних органов
Проблемы с органами зрения
Часто и длительно болеют
Состоят на учете у невропатолога, психиатра
Перенесли сложные медицинские операции
Перенесли стресс
Групповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
(Продолжение)
СОЦИАЛЬНЫЕ
Вновь прибывшие
«Отверженные» в классе
Не определились с выбором профессии (выпускники)
УЧЕБНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Имеют стойкую неуспеваемость
Прогуливают, пропускают уроки без уважительных причин
Остались на повторный курс обучения
Обучаются в 1 классе
Обучаются в 5 классе
Групповое изучение класса
(сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Продолжение
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
Имеют стойкие нарушения поведения (нарушение режима)
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками
Трудности во взаимоотношениях с учителями
Трудности во взаимоотношениях с младшими детьми
Повышенная тревожность
Склонность к вредным привычкам (курение, алкоголь)
Склонность к суициду
Склонность к воровству
Склонность к побегам
Нарушение влечений
2-й этап
Диагностика нарушений
и заполнение диагностической карты
диагностическая карта
3-й этап
Анализ полученных данных
и выявление отклонений.
Применение и заполнение различных методик
4-й этап
Проблемы
В обучении
В поведении
Направления работы
В самосознании
В общении
5-й этап
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми
План работы
с ребенком на месяц
Ф. и. ребенка ________________________________________
Месяц _______________
Направления работы
Групповая работа
Ответств
Индивидуал. работа
Ответств
Отметка о выполнении, примечания
Модели профилактики:
Работа
Зам. по ВР
Родители
Работа
социального
педагога
Я - ребенок
Работа
психолога
Работа
классного
руководителя
6-й этап
Реализация плана работы .
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Проявления доброты, внимания и заботы;
Просьба
Поощрение
Авансирование личности
Прощение
Проявление огорчения
Поручительство
Убеждение
Внушение
Доверие
Вовлечение в интересную деятельность
Моральная поддержка
7-й этап
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития
Основные направления работыс девиантными детьми
Нарушения в обучении:
Нарушения в обучении:
Нарушения в обучении:
Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех
Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении
Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком;
Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения
Создание комфортных условий ребенку в коллективе;
4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качествпосредствомвключение ребенка в КТД класса,школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.
4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качествпосредствомвключение ребенка в КТД класса,школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.
Организация групп педпомощи для всесторонней помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений
ОПЫТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЮРЧИКОВОЙ, ОПЫТ ГПП ЖДАНОВА, ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГРУППОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ»
Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении
Проведение классных часов по формированию навыков конструктивного общения
Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности
Организация системы поощрений при применении навыков общения
РЕКЛАМА ЗАНЯТИЙ ИЗ ТРЕНИНГА ПО КОНСТРУКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ, РЕКЛАМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Основные направления работы с девиантными детьми
Нарушения в самосознании
Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ;
Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха
Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление;
Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты.
ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ «БАРЬЕР», ОПЫТ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЖДАНОВА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЕМЬЯ, СВОБОДНАЯ ОТ КУРЕНИЯ» КОРЯГИНА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ
Основные направления работы с педагогами
Проведение тренингов по овладению навыками саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения
Организация педагогических советов по обучению навыкам эффективного взаимодействия
Организация педагогических семинаров по обсуждению линий поведения в построении взаимодействия с девиантными детьми.
4. Организация системы поощрений при улучшении линий поведения ребенка
Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних:
пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением
организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения и принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.
Программа профилактики девиантного поведения включает в себя:
работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье;
обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе;
методическую помощь в преодолении учебных трудностей;
нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха;
нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью, общения с природой и искусством;
обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения;
тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям;
разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой;
формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;
формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.
Заключение
Всему миру и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования и развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
На формирование девиантного поведения у подростков оказывают влияние социально-экономические условия.
Подростки, занятые в дополнительном образовании наименее подвержены девиантному поведению, потому что , у них мало свободного времени.
Профилактические программы:
"Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский.
"Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н.
"Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г.
"Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г.
"Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 2003г.
"Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А.
Программа «Здоровье» Касаткин
Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того,каким он является, а из-за того, каким он не являетсяЭ.Ландау