Просмотр содержимого документа
«Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, как условие успешности развития школьников.»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Преемственностьпри переходе учащихся
из начальной школы в среднее звено,
как условие успешности развития школьников.
Составила:
Практический психолог
Ялбуган Кристина Георгиевна
Донецк
2020 г.
Не секрет, что перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность, и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
В период адаптации к новым условиям ребенок ежедневно задается вопросом «Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке?» Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Порой, идя на урок, учитель может забыть о том, что если у школьников, пришедших к нему на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения и это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным.
Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, совместные поездки и так далее.
В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.
Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов.
Первая трудность - психологическая.
Принято считать, что младший школьник, становясь учеником среднего звена, испытывает сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника, пришедшего в школу первого сентября. Мы все знаем, что надо делать, чтобы снять психологическое напряжение и привить первокласснику любовь к учёбе. Но с пятиклассниками такая работа, как правило, не ведётся.
Младшие школьники, привыкшие к «своему учителю», к его манере работы, к его требованиям (к концу начальной школы ученики понимают своего учителя едва ли не с полуслова), сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразием методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя: если в начальной школе учитель говорил быстро, темпераментно, то теперь его выпускникам сложнее воспринимать медленную, спокойную речь. На перестройку младшим школьникам нужно время, и этот процесс может занять не один месяц. Учителю-предметнику некогда вникать в психологические проблемы малышей. Ему не хватает для этого времени, а иногда, что скрывать, нет и желания.
Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема психологической совместимости со своим учеником, ведь это в значительной степени обеспечивает успешность обучения. В средней школе этот процесс более долгий и не всегда удачный, ведь сюда переходят уже сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями.
Таким образом, в основную школу уже в массовом порядке приходят ученики, не те, к которым привыкли учителя - предметники. Эти дети по-другому усваивали содержание, они привыкли к другому построению процесса обучения, к другим отношениям и к другой оценке их труда.
Нескоординированность требований программы выпускников 4 классов и 5, отсутствие преемственности в самом важном - в программах и, как следствие, в учебниках - вот корень проблемы снижения успеваемости учащихся. Хотя наличие комплекта учебников - это важная составляющая преемственности, но не решающая. На первый план выходят отношения, в которых протекает учебная деятельность: построение процесса учения школьников как самостоятельного, так и творческого.
На всех этапах должны действовать единые цели, задачи, дидактические принципы, типические свойства методической системы, модифицируясь с учётом возрастных особенностей учеников, их интересов и потребностей. Все эти составляющие реализуются в содержании, в построении процесса, в характере отношений, в системе изучения результативности и в организационных формах. Безусловным достижением современного обучения в 5 классе является существенное обогащение его содержания. Те знания, которые ученик получил в начальной школе, закрепляются и ещё более углубляются в основном звене школы.
Каждому учителю-предметнику необходимо учитывать психологическую аксиому о неравномерном развитии человека. Подхватите совет Л.С. Выготского: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной.
Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.
Необходимо провести комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу на средний уровень обучения. Он отражает степень сформированности основных психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения:
Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Резкое снижение успеваемости учащихся 5 классов остается актуальной проблемой. Успешно учившиеся в начальной школе дети, переступив порог среднего школьного звена, вдруг оказываются среди отстающих учащихся.
Учителя-предметники хватаются за голову, учителя начальных классов удивляются. Как избежать такого падения и помочь учащимся, вступившим в трудный подростковый возраст, сохранить и развить дальше свой творческий потенциал? Нужна своевременная помощь со стороны учителей, классных руководителей, родителей.
Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик. Если для учащихся начальной школы личностно-значимой является оценка учителя, то в 5 классе – это оценка товарищей по классу, сверстников. Если раньше был один оценивающий, то теперь их много. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему другие, подчас даже суровые, оценки.
Возникающие внутренние противоречия (и внешние конфликтные ситуации) склоняют пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся и находят поддержку и у своих одноклассников. В итоге, дети испытывают стресс, из которого выходят только к концу пятого класса.
Главная фигура в школе – классный руководитель. Он и учитель, дающий знания, и друг детей, и руководитель их многогранной духовной жизни. В воспитании все главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения в коллективе.
Направления работы по организации преемственности:
1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей на первом этапе и учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.
2. Работа с обучающимися (учитель, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь):
изучение программ начальной школы и методики преподавания в начальной школе учителем 5 класса, программ средней школы - учителем начальных классов;
изучение уровня знаний, умений и навыков в 4 классах;
знакомство с психологическими особенностями учащихся;
изучение психологии подросткового возраста;
знакомство с семьями детей.
3. Работа с родителями (учитель, педагог-психолог, социальный педагог). Ставятся задачи повышения педагогической культуры семьи, формирования ее педагогического сознания.
В организации преемственности между начальной школой и средним звеном обучения можно выделить два этапа: первый этап - формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации (выпускной класс начальной школы); второй этап - социально-психологическая адаптация к новой социальной ситуации (пятый класс, 1 полугодие).
Цель первого этапа:подготовка учащихся к более высокой ступени обучения, сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в среднем звене.
Задачи:
Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.
Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
Формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другие виды активности в различных видах деятельности.
Развивать компетентность в сфере отношения к миру, людям, себе.
Включать детей в различные формы сотрудничества.
Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению.
Социально-психологическая адаптация к новой социальной ситуации
Организация адаптационного периода в школе
Цель второго этапа: сохранение качества знаний учащихся в период адаптации, обеспечение условий для дальнейшего успешного обучения.
Задачи:
Создать условия для организации связей между педагогами разных ступеней обучения.
Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность в обучении.
Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.
Способствовать успешному процессу адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.
Поддерживать психофизическое здоровье учащихся.
Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 3 месяца и более.
Практические рекомендации в помощь учителям-предметникам
Проблема
Предварительная работа по решению проблемы
Пути решения проблемы на уроке
1
2
3
Адаптация в условиях предметной системы обучения
1. Изучение программ начальной школы учителем 5 класса, средней школы - учителем начальных классов.
2.Изучение особенностей образовательного процесса в 4 классах.
3. Знакомство с психологическими особенностями учащихся
Формирование детского коллектива
1. Изучение психологии подросткового возраста.
2. Знакомство с семьями детей
Использование коллективных и групповых технологий
Преемственность технологий начальной школы
Изучение технологий, используемых в начальных классах
1. Использование основных приемов технологий начальной школы.
2. Адаптация технологии начального обучения к технологиям основной школы
Проблема одаренных детей
1. Изучение того, в какой зоне учится одаренный ребенок в начальной школе.
2. Изучение психологических особенностей данного ребенка
Построение урока с учетом способностей учащихся
Проблема организации самостоятельной работы на уроке
Наблюдение уроков в начальной и основной школе
Обучение самостоятельной работе
Соблюдение единых требований
Наблюдение уроков в начальной и основной школе
1. Подготовка ученика к уроку.
2. Своевременность проверки домашних заданий.
3. Контроль поведения учащихся.
4. Выставление оценок учителем- предметником.
5. Работа над ошибками
Осуществление обратной связи
Изучение данного вопроса при посещении уроков в начальных классах
Использование приемов обратной связи
Преемственность форм и методов организации учебной деятельности
Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и учителями-предметниками
Использование форм и методов организации учебного процесса в начальной школе и осуществление плавного перехода к методам и формам организации учебного процесса в средней школе
Единая система итогового повторения в 4 классах и вводного повторения и контроля в 5 классах
Разработка единой системы повторения и контроля
Использование системы итогового повторения и контроля в 4 классах
Использование средств наглядности
Изучение системы использования наглядности в начальной школе
Использование системы наглядности начальной школы
Методическиерекомендации по преемственности преподавания русского языка
Русский язык
Начальная школа
5 класс
1. Русский язык
Разбор простого предложения производится без названия видов обстоятельств
Учителям нужно иметь в виду, что:
1. Разбор простого предложения производится без названия
видов обстоятельств.
2. Расстановка знаков препинания при обращениях и прямой
речи проводится на уровне ознакомления
Рекомендуется работать с однородными членами предложения, используя терминологию
Изучение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений проводится в начальной школе на уровне ознакомления
К концу преподавания в начальной школе давать единую со средней школой запись звукобуквенного анализа слов
Запись звукобуквенного анализа слов
Коньки, конь - ки - 2 слога.
к - [к] - согласный, глухой, парный, твердый парный.
о - [а] - гласный, безударный.
н - [н] - согласный, звонкий, непарный, мягкий парный и т. д. 6 букв, 5 звуков
Необходимо учитывать, что в начальной школе для морфологического разбора не берутся слова типа основание, лисий, быстрее, взялся
К концу преподавания в 4 классе научить учащихся единому со средней школой морфологическому разбору частей речи
Схема разбора частей речи:
1. Часть речи - значение, вопросы.
2. Морфологические признаки:
• начальная форма;
• постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение;
• непостоянные признаки: падеж, число.
3. Синтаксическая роль
Методическиерекомендации по преемственности преподавания математики
Математика
Начальная школа
5 класс
Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел 1
Отработать письменные вычислительные навыки основных четырех действий с однозначными и двузначными числами
В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число дается в пределах умений, навык по программе не отрабатывается. Рекомендуется на эту тему обратить внимание
Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения
Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят
Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
Вести работу с величинами (именованными числами) в соответствии с программой начальной школы
Довести работу над порядком действий в выражениях, содержащих до 4 знаков, до навыка
Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий)
Использовать отработанные умения в решении задач более 2 действий
Научить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и изображать на листе с разлиновкой в клетку. Учителям рекомендуется организовывать изучение объемных геометрических фигур только в ознакомительном порядке
Тему нахождения объема геометрических фигур перенести в программу основной школы
Работа на уроках проводится только с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями). Сравнение и действия с дробями отрабатываются на уровне навыка
Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы
Продолжить развитие математической речи обучающихся
Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента арифметического действия в начальной школе изучается только на одношаговых уравнениях.
Приложение
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ НАЧАЛЬНЫМ
И ОСНОВНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Классному руководителю
(памятка учителю 5-го класса)
1. Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
2. С первых дней обучения в 5-м классе организуйте работу ученического актива
3. Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
4. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
5. Поддерживайте тесную связь с учителями - предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы, логопедического пункта.
6. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ НАЧАЛЬНЫМ
И ОСНОВНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Классному руководителю
(памятка учителю 5-го класса)
1. Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
2. С первых дней обучения в 5-м классе организуйте работу ученического актива
3. Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
4. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
5. Поддерживайте тесную связь с учителями - предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы, логопедического пункта.
6. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особых поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с Директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение между преданностью вам и уважением к своему учителю.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4. Знайте программу и особенности школы.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
5. Помогайте ребенку выполнять домашнее задание, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросом, связанным с домашним заеданием, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
7. Особенные усилия прилагайте, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.