kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правила эффективного общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Секрет эффективного ощения заключается в том, ЧТО вы говорите и КАК вы говорите. Это значит, что наилучшего эффекта можно добиться с помощью всевозможных выразительных средств, имеющихся в вашем распоряжении - жестов, интоннации и лексики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правила эффективного общения»

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ


1. Умейте слушать друг друга.

— Это означа­ет необходимость смотреть на говоря­щего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий беру­щий слово начинает с краткого обзора того, что было сказано, только что гово­рившим, прежде чем он приступит к изло­жению своих мыслей. Некоторые используют ключ, который дер­жит говорящий. Ключ передается следую­щему выступающему, в то время как про­чие хранят молчание.

2. Говорить должен кто-то один.

— Во время обсуждения группой говорить должен только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение слушать и требование, что говорить дол­жен только один человек — это два пра­вила, которые дополняют друг друга.

3. Говорить по существу.

— Иногда учащие­ся отклоняются от предмета разговора. Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может в таком случае сказать: "Я немного не понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты по­яснить, что имеется в виду?" Это позво­лит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.

4. Необходимость делиться мыслями и чувствами.

— Сле­дует поощрять стремление учащихся по­делиться своими мыслями. Дайте по­чувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте на это примерно так: "Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Одна­ко, известно, что..." Таким образом уче­ник не будет поставлен в неловкое поло­жение и будет избавлен от чувства смуще­ния за неправильный ответ.

5. Необходимость щадить чувства других.

— К участию в обсуждении и других видах работ всем классом необходимо побуж­дать всех учащихся. Однако, ученик дол­жен обладать правом отказаться от по­добного участия, когда это ему крайне неприятно.

6. Недопустимость умаления достоинства.

— Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что мож­но не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отно­шении других людей лишь на основе из­ложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что есть обидное заме­чание/высказывание и как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что такое поведение недопустимо и будет пресекаться.

7. Уважительное отношение ко всем учени­кам без исключения.

— Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к лю­бому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они полу­чат ответ в рамках учебной программы.




НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ,

НЕОБХО­ДИМЫЕ УЧИТЕЛЮ:

Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать учени­кам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Су­ществуют пять основных навыков межлич­ностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установления кон­такта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии.

1. Умение слушать — Выслушивание — обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одно­временного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица. Учитель может совершен­ствовать умение слушать, обращая внима­ние на вербальные и невербальные приз­наки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предвари­тельные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противо­речия и опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.

2. Воспроизведение сказанного — Воспроиз­ведение сказанного — это почти дослов­ное повторение того, что сказал собесед­ник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убе­диться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у уча­щегося имеется возможность поправить учителя. Воспроизводить сказанное мож­но и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.

3. Умение разъяснять — Разъяснение помо­гает учащимся и учителю выработать но­вое понимание темы за счет создания све­жей схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретаци­ей. Разъяснение выходит за рамки про­стого воспроизведения сказанного уча­щимся. В данном случае у учителя есть определенная свобода в объединении не­скольких суждений ученика для формиро­вания нового подхода к пониманию проб­лемы. Поступая таким образом, руково­дитель может сказать: "Во время урока вы сказали следующее... Можно ли это понять, как...?" Таким образом у учаще­гося появляется возможность обдумать мысль или идею в новом свете (согла­шаясь или не соглашаясь с ней).

4. Умение задавать вопросы При попыт­ках учителя понять мысли, высказывае­мые по теме учеником, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно.

5. Подбор примеров — При попытках выра­зить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос, "Не могли бы вы привести пример или описать то, что имеете в виду?", поможет учащемуся донести свою мысль.

Все пять навыков межличностного общения, при использовании в сочетании друг с дру­гом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подроб­но изложить ее. Эти навыки общения помо­гают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных обсуждений, ро­левых игр, во время других видов работ, а также при выработке альтернатив в проце­ссе принятия решений.


НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ о том,

как следует эффективно задавать вопросы:


  • Задавайте вопросы, оставляющие сво­боду выбора ответа. "Не скажите ли несколько подробнее?" "Каково ваше мнение?" "Не хотите ли еще что-либо сказать?"


  • Задавайте лишь один вопрос зараз. Не задавайте несколько вопросов один за другим.



  • Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Прежде чем предложить вариант ответа, повреме­ните по крайней мере полминуты. Иногда на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.


  • Оцените ответ учащегося. Поблагода­рите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.



  • Не загоняйте ребенка в угол. Задавая вопрос, внимательно следите, не об­наруживает ли ребенок признаков беспокойства, страха или неспособ­ности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажи­те: "Кажется, вы очень тщательно об­думываете мой вопрос. Вам нужно еще время или может быть, вам по­мочь с ответом?"


  • Заканчивайте на положительной ноте.



  • Заканчивая вопросы и ответы, созда­вайте положительный настрой. Ска­жите ученикам, что ваши вопросы были не из легких и они хорошо по­работали, отвечая на них.















НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ

 

  • Учащиеся могут обнаруживать признаки того, насколько хорошо они понимают ма­териал через невербальный язык или язык поз и жестов. Если учитель умеет читать язык телодвижений, это зачастую может по­мочь ему относиться к отдельным ученикам с большим пониманием и человечностью. К языку телодвижений или невербальному спо­собу передачи информации относятся мими­ка человека, взгляд, позы, жесты и внешний вид индивида. Если вы, как учитель, не уве­рены в реакции ученика на урок, обратите внимание на следующую информацию, кото­рую он выражает всем своим телом.

  • Если кисти рук лежат спокойно друг на друге или с переплетенными пальцами, уче­ник спокоен и уверен в себе. И, наоборот, если руки сжаты или если пальцы впиваются в стол либо перебирают что-то, он нервни­чает или напуган. Если руки прикрывают глаза, он защищает себя от внимания учи­теля или спрашивающего.

  • Если голова склонена набок, ученик внимательно слушает. Если голова склони­лась вперед, он вспоминает информацию. Если ученик встречает ваш взгляд глазами, он уверен в себе и заинтересован. Если зрач­ки глаз расширены, ученику приятно. Если же зрачки сужены или ученик смотрит с при­щуром, возможно ему комфортно в классе.

  • Если ученик потирает нос или дергает себя за ухо либо за волосы, это обычно сви­детельствует о том, что он не уверен, что по­нимает, что говорит учитель.

  • Если ученик пожимает плечами, это признак безразличия. Ученик, у которого руки сложены на груди, пытается отгоро­диться от информации или защищается.

  • Если тело скособочено, ученик демон­стрирует невнимание. С другой стороны, если он сидит прямо, слегка подавшись вперед, это показатель его интереса к уроку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правила эффективного общения

Автор: Шапуленкова Ирина Николаевна

Дата: 12.04.2017

Номер свидетельства: 408684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Мероприятие для педагогов. Тема:"Правила межличностного общения". "
    ["seo_title"] => string(78) "mieropriiatiie-dlia-piedaghoghov-tiema-pravila-miezhlichnostnogho-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124275"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414671900"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Правила овладения искусством общения"
    ["seo_title"] => string(40) "pravilaovladieniiaiskusstvomobshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "257072"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448272606"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта практического занятия Тема: Типы и каналы общения. Эффективное общение."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_praktichieskogho_zaniatiia_tiema_tipy_i_kanaly_obshc"
    ["file_id"] => string(6) "402398"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490187310"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Радость общения"
    ["seo_title"] => string(19) "radost-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "133323"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416495573"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Радость общения"
    ["seo_title"] => string(21) "radost-obshchieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "133326"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416495947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства