Особенности волевой сферы у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Особенности волевой сферы у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Без специального воспитания и обучения дети с ОВЗ могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами. Обучение дает детям необходимые знания и умения,способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, педагог должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности волевой сферы у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) »
Особенности волевой сферы
у детей с ОВЗ
(интеллектуальная недостаточность)
Педагог-психолог Коваленко Т.Д.
Особенности волевой сферы у детей с ОВЗ
(легкая умственная отсталость)
Воля у умственно отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Они откладывают самые неотложные дела, например, срочную починку одежды. Они устремляются за пригласившим сверстником погулять, вместо того чтобы идти в школу и т. д. «В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка» (Выготский Л. С).
Для умственно отсталых лиц характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям, которые сочетаются с волевыми нарушениями противоположного типа. Сюда относятся неожиданные проявления настойчивости и целеустремленности, умение преодолевать некоторые трудности, обдуманность поведения, возникающие при появлении элементарного стремления получить пищевое удовлетворение, скрыть проступок, добиться удовлетворения эгоистических интересов. При обычной вялости и безынициативности иногда можно видеть безудержность, непреодолимость отдельных желаний. Умственно отсталый ребенок часто не способен отказаться от чего-либо непосредственно желаемого даже ради более важного и привлекательного, но далекого.
Как правило, умственно отсталые лица внушаемы, некритично воспринимают указания и советы окружающих людей. Их легко подговорить обидеть близкого или слабого человека, сломать нужную вещь и т. д. Наряду с этим могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чем их просят. Эти контрасты проявлений воли — выражение незрелости личности, недоразвитие духовных потребностей.
Мотивы учебных, трудовых и других действий умственно отсталого индивида заданы взрослыми людьми, но они не превращаются в собственные действенные мотивы, вытекающие из потребностей их сознания.
Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводит к обилию импульсивных примитивных, непосредственных реакций на внешние воздействия. Ребенок хватает приглянувшуюся ему вещь, не задумываясь о последствиях.
Общим всех этих проявлений незрелости личности является подвластность ребенка непосредственным воздействиям ситуации либо собственным аффектам, а следовательно, отсутствие самостоятельной личностной переработки этих воздействий.
Личность умственно отсталого ребенка формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Однако она, будучи сформированной, полностью не освобождается от подчинения влиянию окружающей среды, не приобретает независимости. Несамостоятельность умственно отсталых лиц с годами, по мере приобретения жизненного и трудового опыта становится менее выраженной. Гипобулия — «тип этих реакций не является непосредственным следствием самой дебильности, но является одним из вторичных или даже более связанных с первопричиной синдромов...» (Выготский Л. С.).
При выполнении конструктивных заданий умственно отсталые дети плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами. Вместо предложенной им задачи они решают более простую. Выполняя какую-либо работу, они руководствуются близкими мотивами. Поэтому создание конкретного изделия выполняется ими лучше, чем познавательные задания (Пинский Б. И.). Развитие волевых качеств умственно отсталых детей, подчиненность их действий отдаленным и разумным мотивам находятся в непосредственной зависимости от уровня развития их потребностей.
Таким образом, произвольная активность лиц с умственной отсталостью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, импульсивностью, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных мотивов. Решения нередко принимаются по типу короткого замыкания. Поступки недостаточно целенаправленны, отсутствует борьба мотивов.
Литература:
1.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.