Психология, как любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований – это приёмы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надёжны и валидны. Всё это справедливо и по отношению к психологии.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки её успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделялась в самостоятельную науку лишь в середине 19 века, поэтому она очень часто упирается на методы других, более «старых» наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика.
Следует подчеркнуть, что любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы.(1. с.26 )
Для педагога методы исследования психики важны прежде всего как способы изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащегося с целью наиболее плодотворного её формирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные методы психологического исследования »
15
Содержание
Введение…………………………………………………………………… .3.
Основные методы психологических исследований. …………………4.
Характеристика основных методов психологических исследований.
1).Метод наблюдения: ………………………………………………………4.
а) виды наблюдения; …………………………………………………….4.
б) общая процедура наблюдения; ………………………………………5.
в) включённое наблюдение; …………………………………………...5.
г) самонаблюдение. ……………………………………………………..5 – 6.
2). Метод опроса:
а) виды опроса; …………………………………………………………..6.
б) устный опрос; ………………………………………………………….6.
в) письменный опрос; ……………………………………………………7.
г) свободный опрос. ………………………………………………………7.
3). Метод беседы. ……………………………………………………………7 – 9.
4).Эксперимент. ……………………………………………………………...9.
5). Метод тестирования: …………………………………………………….10.
а) тест – опросник; ………………………………………………………...10.
б) тест задание; …………………………………………………………….10.
в) история разработки тестов как психологического метода; ……..11-12.
г) проективные тесты. ……………………………………………………12.
6).Метод изучения продуктов деятельности детей. ……………………..13-14
Заключение. …………………………………………………………………..15.
Библиография. ………………………………………………………………..16.
Введение.
Психология, как любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований – это приёмы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надёжны и валидны. Всё это справедливо и по отношению к психологии.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки её успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделялась в самостоятельную науку лишь в середине 19 века, поэтому она очень часто упирается на методы других, более «старых» наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика.
Следует подчеркнуть, что любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы.(1. с.26 )
Для педагога методы исследования психики важны прежде всего как способы изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащегося с целью наиболее плодотворного её формирования.( 3. с.32 )
Основные методы психологических исследований.
Свои методы исследования есть и у психологии. Все они могут быть разделены на две основные группы : субъективные и объективные.
Методы психологических исследований
Субъективные Объективные
Наблюдение Опрос Тест Эксперимент Тесты
Характеристика основных методов психологических исследований.
Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Его приметивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.(3. с.32 )
Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определённого плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой преобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпритации качества.(1. с. 27 )
(проведённое стро- (не имеющее за- (исследователь ( наблюдение за (самонаблюде-
го в соответствии ранее установ- становится не- человеком со ние, наблюде-
с намеченной прог- ленных рамок) посредственным стороны) ние за своими
рамой) участником того мыслями и чув-
процесса, за кото- ствами)
рым наблюдает)
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1) определение задачи и цели ( для чего ? с какой целью ? ) ;
2) выбор объекта, предмета и ситуации ( что наблюдать ? );
3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации ( как наблюдать ? );
4) выбор способов регистрации наблюдаемого ( как вести записи ? );
5) обработка и интерпретация полученной информации ( каков результат ? ). (3. с. 33 )
Наблюдение может проводиться в разнообразных вариантах. Например, достаточно широко применяется метод включённого наблюдения.Данный метод используется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участником событий. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что позволяет более объективно судить о происходящих событиях. Включённое наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу- самонаблюдению.
Самонаблюдение, т.е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод помимо преимуществ обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.
Тем не менее метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психологическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать своё состояние и свои переживания.(1. с.29 )
Самонаблюдение часто применяется в условиях эксперимента. В этом случае оно приобретает наиболее точный характер и его принято называть экспериментальным самонаблюдением. Характерной его чертой является то, что опрос человека проводится при точно учитываемых условиях опыта, в те моменты, которые наиболее интересуют исследователя. В данном случае метод самонаблюдения очень часто используют совместно с методом опроса.
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путём вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основные вида опроса.
Виды опроса
устный письменный свободный
Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдения за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.
Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространённая форма данного опроса - анкета. Но её недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на её вопросы и изменить в ходе исследования её содержание.
Свободный опрос – разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При опросе данного типа можно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном испытуемом может быть сопоставлена с информацией о другом человеке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.(1. с.29 – 30 )
И психологи и педагоги широко используют метод беседы. Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т.д. Специфическим видом беседы является беседа как «введение в эксперимент», т.е. привлечение к сотрудничеству, а также «экспериментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы. Одной из разновидностей беседы служит интервью - беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.(4. с.18 )
В некоторых исследованиях метод беседы выступает как один из основных. Большим мастером этого метода был выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже. Нередко беседа в его исследованиях сочеталась с игровыми экспериментальными ситуациями. Вот как проходило исследование, посвященное изучению отношения детей к правилам игры. В данном случае это была игра в шарики.
Экспериментатор: « Вот шарики ( шарики и мел лежали на большом столе). Покажи мне, как в них играют. Я много играл в них , когда был маленьким, но теперь уже почти всё забыл. А сейчас мне опять захотелось поиграть. Давай играть вместе. Ты научишь меня правилам, и я буду играть с тобой».
Обратим внимание на особый приём, применённый исследователем : он ставит себя в положение ученика, которого надо обучать. «Всё, что требуется, - замечает Пиаже, - это показать своё полное незнание игры и даже сознательно делать ошибки, чтобы ребёнок мог каждый раз подробно объяснить соответствующее правило… Чрезвычайно важно в ходе этой первой фазы эксперимента выступить в роли новичка и дать ребёнку почувствовать определённое превосходство над собой».
При массовых исследованиях, результаты которых затем подвергаются статистической обработке, используется стандартизированная беседа с точно сформулированными вопросами. Каждый вопрос имеет чёткую цель, которая затем позволит интерпретировать ответы. Приведём в качестве примера программу такой беседы, направленной на изучение отношения шести – семилетних детей к школе и учению.
1.Хотел ли ты идти в школу? ( Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).
2.Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (Осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).
3.Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили) ? (Выявляет, какие собственные действия или действия с ним ребёнок запомнил и расценивает как подготовку к школе).
4.Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? ( Выявляет элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей).
5.Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? ( Отсутствие или наличие у ребёнка учебных ориентаций в ситуации необязательности посещения школы).
6.Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока, о чём бы ты хотел узнать, чем заняться? (Место школьных интересов среди всех в условиях свободного выбора). (2. с.37 )
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринуждённость. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа даёт больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.(3. с. 34 )
Преимущество хорошо спланированной беседы или опроса не только в том, что они дают более достоверные результаты, но и в том, что ответы детей можно обрабатывать статистически.(2. с.38 )
Одним из основных методов научного познания вообще, а психологического и педагогического исследования в частности является эксперимент. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий. Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А.Ф.Лазурскому (1874—1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Так, например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, приемы и темп обучения в параллельных классах и студенческих группах. Формирующий эксперимент — это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Он имеет разные названия: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий метод, психолого-педагогический метод активного формирования психики. На нем основан ряд интенсивных педагогических методик, к примеру своеобразные погружения в проблему, тренинг-группы. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.(4. с.19 )
Метод тестирования используется чаще всего. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов.
Примято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-зада-ним, проективные тесты.
Тест- опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии ими выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней. Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.
Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822-1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию (в дальнейшем переведенную в Южно-Кенсингтонский музей в Лондоне). Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т. д. различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические методы, предложенные Гальтоном, в дальнейшем получили широкое применение для решения практических вопросов жизни. Это было началом создания прикладной психологии, получившей название «психотехника».
В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологических тестов — тест для оценки интеллекта. В начале XX в. французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников, с тем чтобы использовать ее для правильного распределения школьников по ступеням обучения. Впоследствии различными учеными создаются целые серии тестов. Их направленность на оперативное решение практических задач обусловила быстрое и широкое распространение психологических тестов. Например, Г. Мюнстерберг (1863-1916) предложил тесты для профессионального отбора, которые создавались следующим образом: первоначально они проверялись на группе рабочих, достигших лучших результатов, а затем им подвергались вновь принимаемые на работу. Очевидно, что предпосылкой этой процедуры служила идея взаимозависимости между психическими структурами, необходимыми для успешного выполнения деятельности, и теми структурами, благодаря которым испытуемый справляется с тестами.
В это же время разработка тестов как психологического метода осуществлялась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874-1917), Г. И. Россолимо (1860-1928), В. М. Бехтерева (1857-1927) и П. Ф. Лесгафта (1837-1909).
Сегодня тесты — это наиболее широко используемый метод психологического исследования. Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию иссле-дователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпо- чтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его
эмоциональное состояние . В других случаях испытуемому предъявляют картинки с
изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает
описать события, отраженные на картинке, и на основе анализа интерпретации
испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития испытуемого.(1.с. 32 )
Изучение продуктов деятельности детей. Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики дает анализ продуктов деятельности детей. Использование этого метода основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Анализ результатов детского конструирования, учебы, труда, рисования и т. д. значительно обогащает наши знания о ребенке. При этом нередко именно созданные им произведения раскрывают такие стороны его психики, в которые другими путями проникнуть невозможно. Особенно продуктивно используются детские рисунки.
На материале детских рисунков изучаются познавательные процессы (ощущения, восприятие, представления, воображение, мышление), творческие способности ребенка, его личность в целом. При изучении детских рисунков анализируется их сюжет, содержание, композиция, манера изображения, сам процесс рисования (время, затраченное на рисунок, степень увлеченности) и т.д.
Особенно важным диагностическим показателем следует считать цвет, который используется ребенком не столько как изобразительное средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому. При этом положительное отношение выражается в чистых, ярких красках—желтой, оранжевой, красной, голубой, изумрудно-зеленой. «Красивое», по мнению детей,—это орнаменты, впечатляющие явления природы, приятные животные, одобряемые окружающими поступки и т. д. Неприятное изображается темными красками.
Анализ детских рисунков дает возможность изучить отношение детей к окружающим людям. Так, авторами использовался вариант социометрической методики «выбор в действии», где детям предлагалось нарисовать подарок товарищам по группе. Об отношении к сверстникам здесь можно судить по двум основным показателям: 1) для кого именно хочет ребенок исполнить рисунок; 2) как исполняется рисунок, если адрес задается экспериментатором. Для сверстника, к которому ребенок испытывает положительное отношение («для друга»), рисунок исполняется на предпочитаемом цветовом фоне, сюжет отражает то, что ребенку самому нравится, используются яркие, светлые краски. На такой рисунок ребенок тратит много времени. Рисуя для «нелюбимого» сверстника, дети используют мрачный, серый цветовой фон, изображают осуждаемые ситуации, используют мало красок и затрачивают немного времени.
Специальные исследования показали, что по содержанию, цветовой гамме и стилю детских рисунков можно судить и о состоянии их здоровья.(2. с. 38 – 39 )
Заключение.
Изучив психолого – педагогическую литературу по данной теме, мы сделали вывод, что в ходе психологического исследования используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты. Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов — методики изучения тех или иных сторон развития психики ребенка.
Важной методической проблемой при использовании всех психологических методов вообще, и наблюдения в особенности, является вопрос о взаимодействии исследователя и испытуемых. Достаточно исследователю войти в классную комнату, как дети невольно начинают вести себя не так, как прежде, и естественность поведения, которая является главным преимуществом при методе наблюдения, утрачивается. Испытуемый не должен знать, что он стал объектом изучения, не должен замечать, что к нему проявляется повышенный интерес. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.
Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогут построить деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании с тем, чтобы рационально подходить к собственной судьбе, личностному росту.
Библиография.
1.Общая психология. А.Г.Маклаков. Питер 2007-583с.