Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества методик, используемых для выявления различных психических особенностей. Целесообразно сформулировать общие принципы, на которые следует опираться при выборе психодиагностического инструментария. Вне зависимости от цели обследования перед его началом необходимо получение определённых сведений и материалов. К ним относятся:
- сведения о предшествующих этапах развития (психологический анамнез);
- анализ информации, полученной от родственников, врачей, педагогов и других заинтересованных лиц, об индивидуальных особенностях внутрисемейных и социально- бытовых условиях, об особенностях поведения в различных ситуациях;
- сведения о состоянии здоровья, в том числе к моменту обследования.
Психодиагностическое обследование может проводиться в целях:
выявление отклонений в психическом или психофизическом развитии, которые могут быть причиной душевных заболеваний и трудностей обучения, трудностей поведения и др.;
контроля за динамикой психического развития и успешностью применения лечебных воздействий и средств коррекции и компенсации;
Определённое значение имеет пол, образовательный уровень, этническая принадлежность. Общая продолжительность обследования подростка, взрослого может продолжаться около часа. Обследование младшего школьника -30-45 минут, но не более часа.
В зависимости от цели диагностирование может быть индивидуальным или в присутствие родителей и других лиц. В некоторых случаях целесообразно групповое обследование.
Полученная информация определяет возможность использования жестко регламентированной процедуры. Для большинства детей с трудностями в обучение характерна плохая врабатываемость, низкая устойчивость внимания. При таких особенностях выполнение заданий ограниченных во времени, оказывается невозможным. При эмоциональной патологии повышается роль наблюдения за поведением обследуемого и диалога с ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Определение готовности детей к школе »
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Определение готовности детей к школе.
Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества методик, используемых для выявления различных психических особенностей. Целесообразно сформулировать общие принципы, на которые следует опираться при выборе психодиагностического инструментария. Вне зависимости от цели обследования перед его началом необходимо получение определённых сведений и материалов. К ним относятся:
- сведения о предшествующих этапах развития (психологический анамнез);
- анализ информации, полученной от родственников, врачей, педагогов и других заинтересованных лиц, об индивидуальных особенностях внутрисемейных и социально- бытовых условиях, об особенностях поведения в различных ситуациях;
- сведения о состоянии здоровья, в том числе к моменту обследования.
Психодиагностическое обследование может проводиться в целях:
выявление отклонений в психическом или психофизическом развитии, которые могут быть причиной душевных заболеваний и трудностей обучения, трудностей поведения и др.;
контроля за динамикой психического развития и успешностью применения лечебных воздействий и средств коррекции и компенсации;
Определённое значение имеет пол, образовательный уровень, этническая принадлежность. Общая продолжительность обследования подростка, взрослого может продолжаться около часа. Обследование младшего школьника -30-45 минут, но не более часа.
В зависимости от цели диагностирование может быть индивидуальным или в присутствие родителей и других лиц. В некоторых случаях целесообразно групповое обследование.
Полученная информация определяет возможность использования жестко регламентированной процедуры. Для большинства детей с трудностями в обучение характерна плохая врабатываемость, низкая устойчивость внимания. При таких особенностях выполнение заданий ограниченных во времени, оказывается невозможным. При эмоциональной патологии повышается роль наблюдения за поведением обследуемого и диалога с ним.
При обследование детей с отклонениями в психическом развитии, испытывающих трудности в усвоении знаний и навыков, используемые методики должны способствовать выявлению не только актуального, но и потенциального уровня.
Для выявления уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у старших дошкольников применяются различные методики с заданиями по складыванию картинок, кубиков и др. При обследование детей с отклонениями в развитие широко используются несколько видов помощи. Так, при неправильном первичном складывание фигуры или картинки предлагается образец в целом виде. В случае ошибочных решений при последующих попытках предлагается образец, на котором присутствуют более детальные линии разреза.
Проблема подготовки детей к обучению в школе.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к организации подготовки детей к школе. Уровень готовности детей к школе выступает как интегрированный показатель результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Не случайно в последние пять лет, наблюдается рост запроса администрации образовательных учреждений и руководителей районного управления образования на анализ эффективности работы дошкольного учреждения через определение уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению. Вместе с тем, в практической работе педагога определение уровня готовности детей к школе проблемно в связи с существованием в отечественной психологии и педагогике различий понимании самого термина «готовность» его смешения с другими понятиями, например, с понятием «школьная зрелость».
Существуют следующие представления о критериях готовности к школе:
- достижение определённого возраста;
- наличие необходимых для обучения в школе умений и навыков;
- сформированность отдельных компонентов учебной деятельности;
Сформированность таких новообразований, которые соответствуют предъявляемым современной школой требованиям;
Таким образом, готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности её мотивации, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции и т.д.
Под готовностью к школе понимается школьная и социальная зрелость ребёнка. Школьная зрелость определяется физической готовностью ребёнка к школе, социальная-психологической готовностью к школе. Под психологическойготовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
На рубеже дошкольного и школьного возраста происходит и кардинальное изменение самооценкиребёнка. К концу переходного периода от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребёнка возникает различение Я-реального и Я-идеального, Я-реальное при этом по сравнению со значениями, характерными для шестилеток, резко снижается.
Учебная деятельность- «это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую в себя: учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценку.
Готов ли ваш ребёнок к школе?
От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодам развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребёнка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метание и др.
Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Кроме физической готовности к школе необходима общая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Эта готовность включает и формирование у детей качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в приобретение определённого кругозора, запасе конкретных знаний в понимание общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Хотя и доступны детям 6-ти летнего возраста логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
В целях интеллектуальной подготовки к школе ребёнка взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Дети должны не только знать, но и уметь применять свои знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.
Характеристика возрастного этапа онтогенеза.
Возрастные особенности социально-эмоционального развития:
В 5-6 лет ребёнок любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
Возрастные особенности развития общей моторики:
В 5-6 лет ребёнок хорошо прыгает, бегает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и на другой ноге, бегает на носках. Катается на двух колёсном велосипеде, катается на коньках, играет в хоккей.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук:
В 5-6 лет ребёнок рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:
В 5-6 лет ребёнок аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
Возрастные особенности развития восприятия и предметно-игровой деятельности:
к 5-6 годам ребёнок разбирает и складывает трёхсоставную и четырёхсоставную матрёшку, не прибегая к пробам, а путём примеривания или зрительного соотнесения. Выбирает парную картинку из 4-х. Справляется с заданием «почтовый ящик» путём примеривания. У детей 5 лет допустимы отдельные пробы. Конструирует из кубиков по образцу путём примеривания и зрительного соотнесения. С 6 лет доступен самостоятельный анализ образца и выполнения задания путём зрительного соотнесения. Складывает картинку из 4-5 частей путём зрительного соотнесения.
Возрастные особенности психического развития:
Ребёнок знает возраст и адрес. Называет 6 цветов. Доступны простые аналогии, понимает «нелепицы» на картинках. Находит недостающие части на картинках.
Дифференцирует людей по полу.
Отгадывает 15-20 предметов по их действиям. Знает имена родителей и их занятия. Понимает правила «честной» игры. Считает до двадцати. Прибавляет и отнимает в пределах 3-5. Отгадывает загадки.
Возрастные особенности развития понимание речи:
В 5-6 лет ребёнок выполняет последовательные команды. Понимает условное предложение со словами «если». Понимает грамматическую форму предложений.
Структура диагностического исследования.
Диагностическая деятельность начинается с постановки цели и задач, после чего формируется гипотеза и подбираются адекватные методы для её проверки. Завершающим этапом является установление диагноза. Заказчиком психодиагностического исследования может выступать сам психолог и другие заинтересованные лица, например родители, педагоги, различные организации.
Необходимо обеспечить психологически корректное формулирование задач исследования.
Гипотезы служат основой для выбора психодиагностических методов, с помощью которых их можно принять либо отвергнуть. Одной из самых сложных операций в психодиагностике, требующих наиболее высокого уровня подготовки, является интерпретация полученных данных. Она требует умения разобраться в сложном переплетении множества выявленных факторов и установления между ними логической связи на основе теории психологии. Сложность интерпретации связана с тем, что внешне сходные проявления могут быть результатом различных причин: например, неверное решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатков восприятия, интереса или чрезмерного волнения.
В процессе диагностики необходимо иметь представления о двух типах диагнозов.
Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае получаемые при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся, например, с нормой или с каким-то критериям.
Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Диагностические методики призваны быстро и надёжно обеспечивать сбор данных об испытуемых для формулирования психологического диагноза.
Объектом психодиагностики являются закономерности развития личности, интеллекта и поведения лиц разного возраста. С помощью психолого-педагогических методов определяется уровень психического развития детей, производится оценка всех познавательных процессов, тестируется комплекс умений и навыков, которыми ребёнок должен владеть в соответствии с возрастом.
Предмет психодиагностики - исследование психических особенностей процессов, функций и состояний у лиц разного возраста. Особенности внимания, памяти, мышления, работоспособности, темперамента, характера, индивидуального стиля поведения, когнитивного стиля и другие оцениваются с целью обеспечения выбора оптимальных средств коррекции и обучения школьников.
Задачи психологической диагностики:
Определение соотношения первичного и вторичного в структуре дефекта.
Выявление вторичной психической симптоматики, характерной для того или иного нарушения.
Определение общих и специфических закономерностей психического развития при нарушениях различного генеза.
Изучение влияния нарушения на формирование личности.
Выбор методов психокоррекции и психотерапии.
Определение критериев эффективности и оценки воздействия психотерапии и коррекции.
Психодиагностика является своеобразным соединительным звеном между общепсихологическими, логопедическими исследованиями и практикой.
Любое диагностическое исследование имеет свою структуру, в которой выделяют три стороны-семиотическую, техническую и логическую. Семиотика исследования заключается в том, что разработке диагностической методики предшествуют определение содержания понятий, выражающих конечную её цель, оцениваемых (измеряемых) признаков и способов объединения диагностической информации в знаковую систему.
Под техникой подразумеваются специальные методы и методики диагностического обследования, адекватные семиотике. Трудности реализации методик связаны с тем, что на технический уровень переводимы только те понятия, которые поддаются операционному определению, указывающему, каким образом должно проводиться различение состояний объекта.
Каждый возраст имеет специфику, определяемую, прежде всего, ведущей деятельностью.
Для дошкольников игровая деятельность является ведущей. Динамичность, сенсомоторное развитие, становление (закладка основ) различных психических характеристик, и, прежде всего речи, определяют его возраст.
Программа диагностики (по методической разработке Фукина А.И. и Курбатской Т.Б.):
1. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.
2. Методика Джекобсона по определению объёма памяти.
3. Методика по определению концентрации и распределения внимания.
4. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации.
5. Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.
6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет.
7. Методика для выявления уровня развития образных представлений.
8. Название цвета по показу.
9. Исследование качества звукопроизношения.
10. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили).
11. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга. (Изучаемая посредством графического диктанта и метода Керна-Йерасека)
12. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (шаблонного повторения движения).
13. Методика Керна - Йерасека.
14. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы.
15. Методика по определению состояния долговременной памяти.
Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок на число методик.
При этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,
до 5 баллов - слабо,
до 7 баллов - средне,
до 9 баллов - сильно,
до 10 баллов - очень сильно.
Описание методик.
Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.
Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.
Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю »
Затем одновременно и четко произнести 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените.
Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:
Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.
Зигзагообразная форма «кривой» - указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.
«Кривая» в форме ПЛАТО наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия изобразительной, конструктивной деятельностью. Наряду с этим может быть рекомендовано застегивание и расстегивания пуговиц, кнопок, крючков.
2. Методика Джекобсона по определению объёма памяти.
Названные вами слова ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.»
2,7,4 4,7,1
9,6,1,8 3,0,6,2
4,7,2,5,9 1,4,9,6,0
6,0,7,5,9,2 3,8,1,5,7,2
1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7
Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по заданной строке повторяется из другого столбца.
При воспроизведении:
7 знаков оцениваются в 10 баллах,
6 ……………………....в 9 баллах,
5………………………..в 7 баллах,
4………………………..в 4 баллах,
3………………………..в 1 балл.
3. Методика по определению концентрации и распределения внимания.
Подготовьте лист бумаги 10*10 клеток. В эти 100 клеток поместите в случайном порядке по 16-17 разных фигурок: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.
При определении концентрации внимания ребенок должен ставить в заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания: ставить в одну фигуру крестик, а в другую минус.
Инструкция: «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь.»
При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую минус. В остальные ничего не ставить.
Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно выполняется задание.
4. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации.
Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.
Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток верхнего ряда слева направо. То же проделайте и с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала квадрат (по убыванию размеров), а потом трапецию, прямоугольник, шестиугольник и треугольник.
В результате получается таблица с геометрическими фигурами, располагающимися в определенной системе (последовательности) по величине. Причем в левой колонке наибольшие размеры фигур, а в правой наименьшие.
Теперь уберите все фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставляя только в крайних рядах и колонках.
Инструкция: «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке, каждая фигура имеет свое место, свою клетку.
А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура, в какой клетке должна быть?»
Оценка из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.
5. Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.
Подготовьте по 5 карточек, изображающих:
Мебель,
Транспорт,
Цветы,
Животные,
Люди,
Овощи.
Инструкция: «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, что бы каждую группу можно было назвать одним словом».
Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.
Оценка 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа. 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу снижается по 2 балла.
6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет.
Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):
животные (среди них дерево),
мебель (транспорт),
игры (работа),
транспорт (дерево),
собачки (кошка),
кружки с одним сегментом (с 2 сегментами),
квадраты с двумя диагоналями (с 1 диагональю)
рисунки по 3 красных фигуры (квадрат с одной диагональю),
рисунки по 3 больших фигуры (3 маленькие фигуры),
рисунки по 2 треугольника (с 2 квадратами).
Инструкция: «Здесь нарисованы 5 рисунков. Посмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно там быть, который не подходит к остальным».
Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.
Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.
Из 10 баллов за каждое не выполненное задание оценка снижается на 1 балл.
7. Методика для выявления уровня развития образных представлений.
Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется секундной стрелкой часов.
А. МАНЕКЕН (мальчик). Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика.
Инструкция: "Если правильно сложить эти части, то получится мальчик. Сложи его как можно быстрее". ОЦЕНКА:
10 6 - до 15с.
9 6 - до 20с.
8 6 - до 25с.
7 6 - до 3,0с
6 6 - до 40с.
Б. МЕДВЕЖОНОК.
Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части. Инструкция: "Это разрезанный на части медвежонок. Сложи его как можно быстрее".
ОЦЕНКА:
106 -
до
20с.
56 -
до
80с.
96 -
до
30с.
46 -
до
100с.
86 -
до
40с.
36 -
до
120с.
76 -
до
50с.
26 -
до
130с.
66 -
до
60с.
16 -
до
180с.
В. ЧАЙНИК.
Перед ребенком лежат части рисунка чайника, разрезанного на 5 частей.
Инструкция: «Сложи это вместе как можно быстрее» (Название объекта не дается)
Показывая ребенку карточку, спросите: «Какого цвета карточка?»
За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.
9. Исследование качества звукопроизношения.
Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам.
А. Свистящих: с - твердое и мягкое, 3 - твердое и мягкое.
САМОЛЕТ - БУСЫ - К ОЛОСЗАЯЦ – КОЗА - ВОЗ
СИТО-ГУСИ-ЛОСЬ ЗИМА – ГАЗЕТА - ВИТЯЗЬ
Б. Шипящих: Ж, Ш, Щ, Ч, Ц
ЦАПЛЯ – ЯЙЦО - НОЖ ЧАШКА – БАБОЧКА - КЛЮЧ
ЖУК – ЛЫЖИ - НОЖ ШЕТКА – ЯШЕРИЦА - НОЖ
ШИШКА – КОШКА - МЫШЬ
В.Небных: К, Г,X,И
КРОТ- ШКАФ- ЗАМОК ХАЛВА - УХ А - МОХ
ГУСЬ-УГОЛ-ДРУГ ЙОД-ЗАЙКА-МАЙ
Г. Сонорных: Р - твердое и мягкое, Л- твердое и мягкое
РАК-ВЕДРО-ТОПОР ЛОПАТКА-БЕЛКА-СТУЛ
РЕКА- ГРИБ- ФОНАРЬ ЛЕЙКА- ОЛЕНЬ- СОЛЬ
При подборе других слов важно, чтобы звук встречался, В начале, середине и конце слова.
Оценка 10 баллов за чистое произношение всех слов. Не выговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.
Методика определения уровня мобилизации воли
(по Ш.Н. Чхарташвили).
Ребенку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На белой левой стороне (при развороте каждой позиции) вверху и внизу расположёны 2 кружка диаметром 3 см. На правом листе цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машиньг и т. д.)
Инструкция: " Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок-сначала на верхний, затем на нижний. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя. " (Последнее слово интонационально подчеркивается).
При выполнении всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов. Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл.
11. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук,
Образец графического диктанта. Ребенку дается листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывается и объясняется, как нужно проводить линии соответственно линиям клеточек.
Инструкция: "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем. "
Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.
"Видишь, какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начинай вот от этой точки". (Ставится точка в начале строки.)
ПЕРВОЕ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.
Инструкция: «Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать: одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз».
ОЦЕНКА за все задание 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.
ВТОРОЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
Инструкция: «Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо».
ОЦЕНКА за все задания 10 баллов. За каждую ошибку снижается 1 балл.
ТРЕТИЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
Инструкция: «Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:
одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо.
ОЦЕНКА за все задание 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Методика для изучения и оценки моторной персеверации
(шаблонного повторения движения).
Инструкция: "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)".
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание - 10 баллов. Максимально - 10.
13. Методика Керна - Йерасека.
Ребенку дается лист чистой нелинованной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой.
А. Срисовывание фразы "ЕЙ ДАН ЧАЙ".
Ребенку выдается карточка 7X14 см. На карточке рукописная фраза "Ей дан чай". Высота заглавной буквы 1.5см., остальных-1см. Карточка кладется чуть выше рабочего листа.
Инструкция: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши также".
10 баллов - срисованную фразу можно прочитать.
Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
8-9 баллов-Предложение можно прочитать Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
7-6 баллов-Буквы разделены не менее, чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
5-4 балла - С образцом схожи не менее 2 буквы. Вся группа имеет вид письма.
3-2 балла- Каракули.
Б. Срисовывание точек.л
Ребенку выдается бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали-1см. Диаметр точек 2мм. Карточка с точками кладется так, чтобы острый угол пятиугольника был направлен вниз.
Инструкция: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь. (Показать где).
10-9 баллов - Точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более, чем наполовину.
8-7 баллов - Возможно незначительное нарушение симметрии. Однако точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
6-5 баллов - Группы точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.
4-3 балла - Точки располагаются группами. Их группы напоминают любые геометрические фигуры. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например линии.
1-2 балла - Каракули.
В. Рисунок человека.
Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю), так, как умеешь".
Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь. " Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" необходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую Фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног.
-способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна толщина конечностей.
10-9 баллов - Есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове: волосы (шапка),уши. На лице: глаза, нос, рот. Руки с 5 пальцами. Есть признак мужской одежды.
8-7 баллов - От описанного выше могут отсутствовать 3 части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
6-5 баллов - Есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы 2-мя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках.
4-3 балла - Примитивный рисунок головы с конечностями, изображенными одной линией.
1-2 балла - Отсутствие ясного изображения туловища, конечностей головы и ног.
14. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы.
Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время его игровой деятельности со сверстниками.
Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.
ОЦЕНКА:
10 баллов - Сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов - Очень активный, т.е. вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов - Активный, т.е. идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекаем сверстников в игры, общение.
7 баллов - Скорее активный, чем пассивный, т.е. участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов - Трудно отдать предпочтение активный или пассивный, т. е. позовут играть-пойдет, не позовут-не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов - Скорее пассивный, чем активный, т.е.
иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла - Пассивный, т.е. только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3 балла - Очень пассивный, т.е. не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла - Замкнутый, т.е. не реагирует на игры сверстников.
15. Методика по определению состояния долговременной памяти.
Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час.
Инструкция: «Вспомни те слова, которые я тебе читал».
Оценка 10 баллов - если ребенок воспроизвел все те слова, которые он воспроизводил в своем лучшем варианте. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.
Коэффициент психологической готовности /КПГ/ ребенка к школе определяется отношением суммы оценок на число методик.
При этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,
до 5 баллов - слабо,
до 7 баллов - средне,
до 9 баллов - сильно
до 10 баллов - очень сильно.
Коэффициент психологической готовности /КПГ/ ребенка, к школе определяется отношением суммы оценок на число методик.
При этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,