kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Невнимательность школьника. Приемы развития произвольности внимания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внимание и внимательность формируются у учащихся в активной учебной и внеучебной деятельности. Под невнимательностью понимается самое нежелательное в учебном процессе, как и в другом виде деятельности, как частичное, так и полное ослабление сосредоточенности внимания, отсутствие должной направленности на изучаемый объект.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Невнимательность школьника. Приемы развития произвольности внимания"»

"Невнимательность школьника.

Приемы развития произвольности внимания"


Внимание учащихся - одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые сочетания, на основе которых формируется вниматель-ность как свойство личности.

Недостаточный уровень развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспеваемости школьников, задержке их психического развития.

Внимание и внимательность формируются у учащихся в активной учебной и внеучебной деятельности. Под невнимательностью понимается самое нежелательное в учебном процессе, как и в другом виде деятельности, как частичное, так и полное ослабление сосредоточенности внимания, отсутствие должной направленности на изучаемый объект.

Виды невнимательности:

  • Ослабленность внимания

  • Отвлекаемость

  • Рассеяность

Ослабленность внимания

Основная причина - ослабленность или нарушение деятельности коры головного мозга. Может быть: временной и органической, т. е. постоянным свойством.

Временная ослабленность внимания может возникнуть у школьника в результате какого-либо заболевания и продолжаться некоторое время после хронической болезни, хронического переутомления. Главное в этом случае устранить причину болезни, переутомления, недосыпания и т. д. С этой целью можно рекомендовать частые прогулки, тихие спокойные игры на свежем воздухе.

Ошибки, которые допускают родители:

Первая ошибка, когда взрослые решили, что ребенок выздоровел и спрашивают с него
в полную меру. Это неверно. Ребенок еще долгое время может оставаться недостаточно
сосредоточенным. Важно установить: не может или не хочет быть внимательным.

Вторая ошибка: наоборот, родители оберегают давно выздоровевшего школьника, не позволяют ему заниматься в полную силу.

Отвлекаемость

Отвлекаемость проявляется в том, что ученик не может глубоко сосредоточить свое внимание, его постоянно что-нибудь отвлекает. Порой ребенок сосредоточен довольно долго, но малейшая помеха и он отвлекся.

Важно ограничить чрезмерную подвижность ребенка во время работы. Его

поза должна быть удобной, рабочее место подготовленным. Главное - организовать деятельность таким образом, чтобы она требовала от него глубокого внимания, чтобы не было места рассеянности.

На внимание действуют как внешние, так и внутренние раздражители.

Внешние раздражители (звуковые, световые...)

•Прерывистые: проявляются неожиданно, время от времени, с различной частотой и интенсивностью. Например, громкие звуки, мигающий свет, запах, громкий разговор...

• Непрерывно действующие раздражители - обычно отвлекают внимание только
вначале действия, а затем становятся привычными и не нарушают процесса
произвольного внимания.

В домашних условиях родителям не следует соблюдать абсолютную тишину. Надо приучать учеников работать внимательно под действием раздражителей.

Внутренние раздражители (настроения, чувства, мысли...)

Внутренняя отвлекаемость - явление явно отрицательное, она ведет к нарушению внимания. Возникает под влиянием очень сильных эмоций) посторонних мыслей. Ей способствует отсутствие интереса к делу.

Вывод: исключить из жизни школьника все то, что угнетает или чрезмерно возбуждает настроение, вызывает чувство обиды, страха, гнева, оскорбляет достоинство.

Рассеянность

• Мнимая рассеянность заключается в том. что человек настолько глубоко
сосредоточен, погружен в свои дела, что не замечает всего остального. Это, так называемая, рассеянность ученого. В случае подобной рассеянности наблюдается плохая
переключаемость, недостаточное распределение внимания. Но при этом большое
достоинство: очень глубокая концентрация внимания, т. е. высокая сосредоточенность на
определенном виде деятельности. Такая рассеянность нередко бывает у учащихся старших
классов.

• Истинная рассеянность - вид невнимательности, которая определяется
недостатком сосредоточенности (концентрацией) и устойчивости внимания, проявляется
в легкой и частой отвлекаемости. У таких школьников внимание носит поверхностный
характер. Рассеянный ученик не может долго и глубоко сосредоточиться на уроке, при
выполнении домашнего задания не может вникнуть в суть материала. Этот вид
рассеянности нередко является одной из причин снижения работоспособности и
неорганизованности поведения.

Рассеянность формируется жизненным опытом человека в результате его неправильного воспитания.

Причины рассеянности:

  • Как устойчивое личностное образование в результате неправильного
    воспитания. Борьба с такой рассеянностью должна вестись путем воспитания волевых
    черт характера.

  • Временная рассеянность как следствие чрезмерного эмоционального
    возбуждения или переутомления.

• Рассеянность родных и близких.

Важно: изучить индивидуальные особенности ребенка, не допускать чрезмерного

переутомления. Помнить, что непроизвольное внимание поддерживается интересом. Благоприятные условия борьбы с рассеянностью: любой труд, требующий сосредоточения. Постарайтесь выделить для школьников те дела, где требования быть внимательным проявляются наиболее отчетливо.

Контроль за результатом, совместная оценка этих результатов помогут показать наглядно ученику, что его успех или неудача вызваны именно тем, насколько он внимателен.

Литература:

  1. Бахрушина В. С. Развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога.
    Киров, 1994.

  2. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной, М. 1997.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Невнимательность школьника. Приемы развития произвольности внимания"

Автор: Милютина Марина Викторовна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок"
    ["seo_title"] => string(63) "priedupriezhdieniie-i-prieodolieniie-disghrafichieskikh-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "307934"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458479121"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Курс внеурочной деятельности "Секреты внимания" "
    ["seo_title"] => string(53) "kurs-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-siekriety-vnimaniia"
    ["file_id"] => string(6) "128325"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415470493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства