К сожалению, в последнее время все больше мальчиков воспитывается в неполных семьях. Психологи давно по этому поводу бьют тревогу, т.к. у некоторых ребят, которых воспитывает одна мама, в жизни возникает множество проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Некоторые проблемы мальчиков из неполных семей.»
1
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЬЧИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ.
К сожалению, в последнее время все больше мальчиков воспитывается в неполных семьях. Психологи давно по этому поводу бьют тревогу, т.к. у некоторых ребят, которых воспитывает одна мама, в жизни возникает множество проблем. Читатель может удивиться: ведь многие неполные семьи вполне благополучны и там вроде все хорошо. Однако объяснение этому увидим при внимательном рассмотрении взаимоотношений между сыном и мамой. Здесь практические психологи определяют две основные проблемы, возникающие у многих мальчиков при женском воспитании.
Первая: ПОПУСТИТЕЛЬСТВО. Сегодня все чаще слышны жалобы от мам на детское своеволие (неподчиняемость и неуправляемость). Если раньше мать честно признавались, что ее ребенок просто избалован, то теперь все чаще под своеволие подводится «научная» база: генетика, экология и т.д. Хотя можно увидеть много других детей, стремящихся к знаниям, ходящих в разные кружки и мам не оскорбляющих. И экология вроде та же самая, и живут эти мальчики в том же квартале. Так, например, малыш детсадовского возраста не терпит никакого давления со стороны взрослых (теперь так называть принято наглость и развязность). Он претендует на место старшего в семье: разговаривает властно, тоном приказа, чуть что — дерзит, хамит или кидается на маму и бабушку с кулаками. И всегда добивается своего. Вся семья пляшет под его дудку. Но при этом мальчик совершенно беспомощен в повседневной жизни. Собраться на улицу для него огромная проблема, потому что толком не умеет одеваться. О какой-либо помощи по дому с его стороны не может быть и речи. Какая может быть помощь, если он себя обслужить не в состоянии? Ребенок даже играть самостоятельно не способен и засыпает только в присутствии взрослых: одному в комнате ему
страшно.
Пойдя в школу, он вынужден будет научиться элементарным навыкам ухода за собой и за своим внешним видом. Но, в отличие от сверстников, не будет сам готовить домашние задания и собирать портфель. Да и уроки придется за него узнавать маме по телефону, ведь на сына ни в чем серьезном положиться нельзя. Сверстников уже начнут отпускать в школу одних, а его еще долго будут водить за ручку: мало ли куда его может занести, поэтому лучше не рисковать.
В подростковом возрасте он начнет прогуливать уроки и его легкомыслие будет совершенно непонятным для окружающих. Ведь сколько ни объясняй, чем чревато такое поведение, до него все равно ничего не доходит. Интеллект тут ни при чем. Просто он ни разу еще не расплачивался за свои поступки. И твердо усвоил, что ему все сходит с рук. Мама-бабушка поругают-погрозят, а потом сами сбегают в школу, уговорят учителей, и все будет хорошо. А если уговорить учителей не удастся, то они что-нибудь придумают, зайдя в вышестоящие организации.
Здесь следует отметить, что своевольные дети на редкость несамостоятельны. Это может показаться странным. На первый взгляд, они вроде бы больше проявляют свою индивидуальность, а значит, более склонны к экспериментам, к постижению чего-то нового. Но на самом деле эта взаимосвязь лишь кажущаяся. Не обладая волей к преодолению трудностей, такие мальчики как раз предпочитают идти по накатанному пути, делая лишь то, что им дается без труда (а это, в основном, развлечения). Проблемой, порожденной таким воспитанием, является полная неспособность взять на себя ответственность. Что бы такие дети ни вытворяли, виноваты всегда будут другие. И неудачи (которых, естественно, у подобных ребят множество) они обычно объясняют не своей ленью, разгильдяйством или вздорностью, а происками учителей и хроническим невезением. При этом их все больше будет заносить в пьянство, наркоманию, сомнительные аферы и в откровенное воровство.
Другой проблемой является НЕПОНИМАНИЕ НЕКОТОРЫМИ МАМАМИ МАЛЬЧУКОВОЙПСИХОЛОГИИ. Мальчик, растущий без папы, привыкает к женской вербальной и невербальной оценке своего поведения. В некоторых неполных, но вполне благополучных семьях вдруг дома у мальчиков начинаются истерики по любому поводу, возникают конфликты с учителями и одноклассниками. Особенно сильно это начинает проявляться в 6-8 классах и продолжается до окончания школы. Это объяснимо тем, что в этот период обостряется борьба между мальчиками за иерархическое место в коллективе. И многие дети из неполных семей оказываются совершенно беспомощными в этой борьбе и поэтому скатываются на самый низ мальчуковой иерархии. У них не получается установить дружеские отношения с мальчиками, они неспособны огрызнуться или отшутиться в нужный момент, не умеют драться, т.е. не могут себя защитить. Но инстинкт требует от них самоутверждения в окружающей мальчуковой среде, поэтому они начинают утверждаться за счет мамы и показного пренебрежительного отношения к учебе и дисциплине, в неповиновении учителям. Таким поведением они пытаются заработать авторитет среди сверстников и поднять свою самооценку. Результаты исследований подтверждают, что многие мальчики из неполных семей показывают низкие уровни адаптации к окружающему социуму.
И в первом, и во втором случае причины такого поведения одни и те же:
• гиперопека со стороны мам;
• неправильная реакция родительницы на проявление у мальчиков признаков мужского поведения и мышления. Она требует от сына женского поведения и соответственной реакции на окружающее;
• отсутствие у таких мальчиков навыков принятия самостоятельных решений, искаженное мировосприятие (восприятие мира с женской точки зрения);
• привычка беспрекословно подчиняться любым требованиям не только со стороны мамы, но и со стороны любого лица женского пола.
Естественно, что основной проблемой, порожденной такими формами воспитания, является невозможность полноценной социализации таких детей не только в школе, но и в будущей взрослой жизни.
Как выйти из данной ситуации? Сегодня проверенным способом для мужского воспитания мальчиков остаются клубы по их подготовке к будущей военной службе, спорт и кружки по интересам. Одним из примеров клубного воспитания может служить подростковый клуб «Пересвет» из Могилева, созданный священником Сергием (Лобода)еще в 2000 году и действующий до сих пор.
В клубе мальчиков готовят не только к военной службе, но и к работе на гражданском поприще, учат быть защитниками родных и близких. Выпускники клуба становятся вполне самостоятельными и самодостаточными молодыми людьми, подготовленными к преодолению любых жизненных трудностей. А в спорте мальчики могут реализовать свои природные инстинкты борьбы за первенство (соревновательность) и учатся вести себя как мужчины.
Но иногда состояние здоровья не позволяет детям заниматься некоторыми видами спорта. Для таких есть картинги, авиамодельные кружки, туристические клубы, коллекционирование и т.д. Особо надо отметить большую роль, которую играют школьные шахматные кружки в развитии мальчиков. Так, например, в Княжицкой СШ Могилевского района учитель физкультуры создал шахматный кружок, в котором дети начинают заниматься со 2 класса. Общаясь с руководителем кружка, мальчики видят для себя пример настоящего мужского поведения и мировосприятия.
В заключение хочется посоветовать мамам, воспитывающим сыновей в одиночку, внимательно посмотреть на свои отношения с ребенком. И если что-то вас насторожит, то, не теряя драгоценного времени, начинайте выбирать вместе с сыновьями клубы, спортивные секции или кружки, где мальчики смогут получить мужское воспитание.