kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Можно ли научиться управлять собой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно ли научиться управлять собой?

(профилактика суицида)

Тема: Можно ли научиться управлять собой?

Цель: профилактика суицидального поведения учащихся

Задачи:

  • учить подростков анализировать происходящие события с разных точек зрения;
  • учить поиску различных вариантов поведения в какой-либо ситуации;
  • формировать представление о способах определения допустимого поведения во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, взрослыми, дать представление об ответственности за свой выбор и свое поведение;
  • формировать позитивный образ собственного «Я».

Форма проведения: тренинг

Участники: учащиеся 7-11 классов (группа 9-12 человек)

Время: 90 минут

Оборудование: разноцветные шляпы по количеству участников (6 цветов), листы бумаги с текстом, чистые листы формата А4 для записи алгоритма поведения в сложной ситуации, магнитофон, аудиозаписи (релакс)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Можно ли научиться управлять собой? »

Можно ли научиться управлять собой?

(профилактика суицида)

Тема: Можно ли научиться управлять собой?

Цель: профилактика суицидального поведения учащихся

Задачи:

  • учить подростков анализировать происходящие события с разных точек зрения;

  • учить поиску различных вариантов поведения в какой-либо ситуации;

  • формировать представление о способах определения допустимого поведения во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, взрослыми, дать представление об ответственности за свой выбор и свое поведение;

  • формировать позитивный образ собственного «Я».

Форма проведения: тренинг

Участники: учащиеся 7-11 классов (группа 9-12 человек)

Время: 90 минут

Оборудование: разноцветные шляпы по количеству участников (6 цветов), листы бумаги с текстом, чистые листы формата А4 для записи алгоритма поведения в сложной ситуации, магнитофон, аудиозаписи (релакс)


Повелевать собой - величайшая власть

Сенека


Структура занятия:

I. Мотивационный блок.

Учащимся предлагается поработать в группах и определить тему сегодняшнего занятия.

1 группе:

В V веке до нашей эры греческий воин, пробежавший 42 километра из местечка Марафон в Афины и, сообщив весть о победе греков над персами, пал мертвым. Это в память о нем самая длинная дистанция в современной легкой атлетике (42 километра 195 метров) называется марафонкой.

2 группе:

Во время одного из сражений к Наполеону подскакал посланец. Передавая письмо, он закачался в седле.

— Вы ранены? - спросил Наполеон.

— Нет, убит! - ответил посланец, падая мертвым.

Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии?

II. Блок анализа и оценки.

Сегодня на занятии мы снова будем использовать метод 6 думательных шляп (см. приложение). Вы должны будете примерить все 6 шляп и высказать свое мнение (если время ограничено учебным процессом, т.е. у вас 45 мин., то можно предложить учащимся из всех 6 шляп выбрать себе одну).

Белая шляпа— факты и информация. Какой информацией мы располагаем?

Красная шляпа— эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую?

Черная шляпа— здравый смысл. Сработает ли это?

Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать?

Зеленая шляпа— предложения, новые идеи, альтернатива.

Синяя шляпа— размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом.


Прослушайте ситуацию так, как будто вы главный герой истории и с позиции своей шляпы проанализируйте событие.


Лида была старшей дочерью в семье и самой красивой. По крайней мере, так считали ее подруги. Жгуче-черные длинные волосы и почти черные глаза. Обаятельна и кокетлива. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар.

Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план:

«Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить» - думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против.

- Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! - возмущенно реагировала мать на просьбу дочери.

- Ну, мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила.

- Нет! - резко сказал отец. - Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать - будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату!

Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют. Проще умереть! Умереть? А что, идея! Тогда все будут жалеть о своих поступках - и родители, и Слава.

Лида представила сцену собственных похорон. Все будут плакать на кладбище и говорить: «Какая она была красивая, какая хорошая». Отец станет убиваться: надо было дать ей денег, ну подумаешь - экономили бы некоторое время. А Слава после такого потрясения долго ни с кем не сможет общаться.


Одеваем роль: Я не …, я Лида.


Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст и за 7 – 10 минут обдумайте свою позицию. Можно сделать записи на листах.


Итак, белая шляпа – информация. Что случилось, какое решение ты приняла? Почему ты приняла это решение.

Красная шляпа— эмоции, чувства. Что я чувствую?

Черная шляпа— здравый смысл. Сработает ли это?

Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать?

Зеленая шляпа— предложения, новые идеи, альтернатива.

Синяя шляпа— Нужно ли выполнять принятое решение?


Ведущий:

Итак, спасибо за ваше мнение и если можно, то я обобщу все сказанное словами известного американского психолога Анны Анастази: «Отвечать на удары судьбы можно по-разному – унынием, депрессией, даже самоубийством, либо напряжением всех сил, дабы доказать судьбе, что ей тебя не одолеть». Согласны ли вы с этими словами?

Т.к. вы согласны, то давайте выработаем алгоритм поведения в сложной ситуации.


1 шаг – Что надо сделать сразу, когда вы чувствуете, что вам тяжело?

(На доске: Остановись! Неужели всему происходящему цена – моя жизнь? Дать оценку событию.)

2 шаг – Кто или что может помочь вам? Можно ли с кем-то поделиться своими трудностями?

(На доске: Ресурсы. Под ресурсами мы понимаем все: люди, сила, музыка, т.е. все то, что поможет решить возникший вопрос или хотя бы на первое время вывести из тяжелого эмоционального состояния.)

3 шаг – Как будем действовать, что предпринимать?

(На доске: Решение. К лучшему я изменю ситуацию, если…)

4 шаг – Действуй.


Снятие роли: Я не Лида, я …

Ведущий:

Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Катастрофа»

Цель: научиться представлять себя в роли несгибаемого, неуничтожаемого вещества, предмета, для придания себе уверенности в сложной ситуации.

Катастрофа

Представим себе, что Землю ждет катастрофа. Все живое погибнет. Но ученые изобрели способ, при помощи которого люди могут уцелеть, на время превратившись в неживые предметы. Сейчас вы подумаете, в какой предмет хотели бы превратиться. На листочке подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качества; этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись опять в человека, вы были самим собой.


На выполнение задания отводиться 5 минут. Листочки складываем в одну стопку. Зачитываем и пытаемся угадать, кто это.


III. Рефлексивный блок.

Что было на занятии трудно…

Что было на занятии легко…


IV Итог занятия.

Хотелось бы предложить вам творческое задание. Попробуйте написать к следующему занятию мини-сочинение «О себе с любовью»

А сейчас все вместе выполним упражнение: (ведущий произносит фразу, учащиеся хором повторяют и выполняют движения)

Познавая себя, я дотянусь до звезд (руки вверх, посмотрели на потолок)

И никогда не упаду так низко. (наклонились, руки вниз)

И весь мир откроется для меня, (выпрямились, руки в стороны)

И возьмет меня в свои объятия. (обнялись с рядом стоящими справа, слева)

Приложение


«Метод шести думательных шляп».

Эта интересная методика разработана известным психологом Эдвардом де Боно. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Для этого, по замыслу Э. де Боно, следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Всего предлагается шесть разноцветных шляп.

Почему используются именно шляпы? Автор подчеркивает, что головной убор — это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами. Мы можем надеть: бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры и каждый из этих головных уборов, предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.

Белая шляпа— факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа— эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа— осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа— исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа— размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижения программы мышления в данной ситуации.

Для того чтобы эта методика заработала, возьмем проблему, которая в действительности в данное время волнует детей. Это может быть и общественная, и техническая, и учебная проблема, или проблема, связанная с деятельностью гимназии (школы), взаимоотношениями детей в классе, отношениями с родителями. Начнем ее обсуждать последовательно, «снимая и надевая» разные шляпы.


Привожу ответы учащихся в роли Лиды с использованием шляп. Ответы были получены в результате обсуждения и с ними согласились все участники.

Белая шляпа – информация. Что случилось, какое решение ты приняла? Почему ты приняла это решение.

Ответ: Произошла ссора с другом. Для примирения у меня созрел план использовать праздник. Мой день рождения. Но родители запретили отмечать день рождения вместе с друзьями в тот момент, когда я уже пригласила их в гости. Правда я не спросила у них согласия заранее. В результате мне необходимо было перезвонить всем приглашенным и дать отбой. А этого сделать я не могла, т.к. опозорюсь перед подругами, а главное перед Славой. Поэтому лучше умереть. Таким образом я заставлю и родителей и Славу пожалеть о сделанном.

Красная шляпа— эмоции, чувства. Что я чувствую?

Ответ: В такой ситуации я испытываю какое-то смешение огромного количества чувств. Это и чувство обиды, горечи, досады, разочарования, и чувство безысходности, беспомощности, безнадежности. Так же я испытываю стыд перед одноклассниками, отчаяние из-за того, что ничего не вышло, душевную боль и одновременно чувство злости и желание отомстить близким за свои обиды. Я настолько запуталась в своих переживаниях, что толком сама не знаю, чего хочу. Мне кажется, что на мои плечи навалился какой-то груз и я очень хочу, но никак не могу от него избавиться.

Черная шляпа— здравый смысл. Сработает ли это?

Ответ: Да, я чувствую себя отвратительно. Чтобы избавиться от стыда и одновременно отомстить родителям и Славе, я решила не жить. Я даже представила свои похороны. Какая я буду красивая и как они будут жалеть о случившемся. Но станет ли мне легче от этого на самом деле? Ведь если меня не станет, то я никогда не узнаю, как отреагировали мои близкие на то, что остались без меня. Будет ли так уж убиваться отец, будет ли потрясен до глубины души моей смертью Слава? Ведь это их чувства, а не мои. И я не могу предвидеть их реакцию. А испытаю ли я чувство удовлетворения от мести, которую задумала. Думаю, что нет. Я приняла решение под воздействием чувств, а не разума.

Желтая шляпа— преимущества, выгода. Зачем это делать?

Ответ: Кому нужна моя смерть? Какую я из этого извлеку выгоду? Мне кажется, что моя смерть, мне лично никакой выгоды не даст. Ну избавлюсь я от чувства стыда, обреченности, униженности, но ведь я больше никогда не испытаю и радости, веселья, счастья, восторга. Пока живешь, ты в разные промежутки времени испытываешь различные чувства, эмоциональное состояние постоянно меняется. Жизнь многогранна. А смерть? Никто не знает, какая смерть. После смерти никто ещё не возвращался. Значит, нет смысла умирать в таком юном возрасте. Своей смертью я не только отомщу, но и принесу горе своим родителям. Ведь куда более интересно жить и смотреть на окружающий тебя мир.

Зеленая шляпа— предложения, новые идеи, альтернатива.

Ответ: Не жить – это не решение. Я считаю, что из любой ситуации можно найти выход. Только надо хорошо его поискать. С друзьями всегда можно поделиться своими трудностями сказав, что родители не разрешили отмечать день рождения всем вместе дома. Можно и назвать причину. Но если обстоятельства таковы, что не хочется рассказывать друзьям про свои проблемы, то можно было пригласить ребят не домой, а на природу. Организовать маленький пикник, взяв с собой бутерброды, лимонад, конфеты. Можно обратиться за помощью к кому-нибудь из родственников. Например, к бабушке и дедушке или тете и дяди. Может, они бы поняли меня, мои чувства и одолжили бы денег или помогли организовать сам праздник.

Синяя шляпа— Нужно ли выполнять принятое решение?

Ответ: Мне кажется, что каждый момент нашей жизни наполнен каким-то значением, смыслом. Можно ведь подумать и над тем, а зачем мне дана такая ситуация. Чему она меня учит? Что надо понять? Наверное, то, что ничего не надо предпринимать не согласовав предварительно с теми людьми, от которых зависит успех начатого. При принятии какого-либо решения нельзя полагаться только на чувства и эмоции. Каждый момент нашей жизни не дается нам случайно. Возможно, мне было дано такое испытание для того, чтобы укрепить свой характер, проявить самостоятельность при выходе из неловкого положения, чтобы выстоять и по-другому посмотреть на мир.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Можно ли научиться управлять собой?

Автор: Шафран Ренета Александровна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Тренинг: "Я учусь владеть собой" "
    ["seo_title"] => string(32) "trieningh-ia-uchus-vladiet-soboi"
    ["file_id"] => string(6) "121527"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413989165"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Мастер-класс “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”."
    ["seo_title"] => string(75) "mastier-klass-rieflieksiia-kak-etap-sovriemiennogho-uroka-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "267424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450371665"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Можно ли научиться управлять собой?"
    ["seo_title"] => string(36) "mozhno_li_nauchitsia_upravliat_soboi"
    ["file_id"] => string(6) "556271"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1598117371"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Деятельность классного руководителя  в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников."
    ["seo_title"] => string(114) "dieiatiel-nost-klassnogho-rukovoditielia-v-napravlienii-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "251775"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447290501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства