Злой человек вредит самому себе прежде,
чем повредит другому.
В. Гюго
Цели: формирование у учащихся способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред агрессивного поведения, управлять своим эмоциональным состоянием.
Психолог: Здравствуйте дорогие ребята. Я рада вас видеть на нашем занятии. Предлагаю вам встать в круг и начать наше занятие с приветствия. Для этого каждый из участников обращается к своему соседу слева со словами приветствия и пожеланиями на весь день, при этом мы с вами будем передавать вот такое сердце (мягкая игрушка).
После приветствия дети присаживаются за свои рабочие места. А психолог начинает проводить тренинг.
Психолог: Ребята, в каких ситуациях люди злятся друг на друга? Чем полезна и вредна злость? Как может проявляться злость?»
Учащиеся подбирают ассоциации к словам «агрессия» и «радость», а психолог записывает их на доске. В дальнейшем обсуждении делается вывод о том, что агрессия бывает словесная и физическая, и она, независимо от формы проявления, всегда ранит человека.
Упражнение «Агрессивное существо»
Ведущий предлагает собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом учащемся класса. Ребята по очереди отдают на общее дело когти, зубы, шипы, жала, перепончатые крылья и т. п. Хорошо рисующий ученик в классе изображает его на доске. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, карябающего.
Обсуждение. Что можно сделать с этим агрессивным существом? Учащиеся предлагают его каким-то образом уничтожить (стереть и др.). Ведущий предлагает расправиться с ним следующим образом: посадить его на стул, представив, что стул является космическим кораблем. А затем все ребята, взяв в руки воображаемый пульт управления, путем одновременного нажатия кнопки «старт», осуществляют запуск стула - космического корабля - с сидящим на нем воплощением агрессивных поползновений класса в межзвездное пространство, где оно и должно кануть навеки в пучину забвения.
Учащиеся слушают притчу «Небеса и ад».
Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен».
Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.
Обсуждение. В чем смысл этой притчи? Почему пожилой мудрец сказал, что насилие - это ад?
Ребята, а ответьте мне на вопрос что делать со злостью и агрессией? Ученики находят ответы на вопрос, далее можно озвучить цитату:
Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до десяти; если сильно разгневан - до ста.
Т. Джефферсон
Учащиеся размышляют, что делать с агрессией и гневом. Обсуждаются способы поведения человека в ситуации, когда кто-то обзывается, ругается.
Упражнение «Лист гнева»
Психолог рассказывает учащимся про «лист гнева» (можно продемонстрировать традиционный вариант, например лист бумаги со злым изображением и надписью «Порви меня») и про то, как им возможно пользоваться. Каждому учащемуся предлагается нарисовать собственный «лист гнева», который отражает особенности его злости и поэтому может помочь именно ему.
Затем ребята по желанию показывают свои рисунки. По окончании каждый ученик может использовать его по своему усмотрению (порвать, вложить или вклеить в тетрадь, взять с собой и пользоваться им в напряженной ситуации).
Обсуждение. Может ли агрессия быть конструктивной? Как можно отстаивать свои интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером? Учащиеся соглашаются, что многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность - с большим отчуждением от партнера.
Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями?
Вы узнали, что эмоции бывают положительные и отрицательные, но они никогда не бывают абсолютно бесполезными. Вместе с тем существуют эмоции, которые вы хотели бы испытывать часто, а другие - как можно реже. Почему так происходит, что некоторые эмоции хочется по возможности исключить из своей жизни?.. Что происходит с нами, когда мы испытываем какую-нибудь отрицательную эмоцию?.. Правильно, переживая эмоции страха - пугаемся, гнева - злимся.
Проанализируйте следующую ситуацию. Учитель влетает в класс взмыленный, злой, нервный. Разговоры учеников, плохая дисциплина, смех вызывают у него взрыв эмоций. Ученики озадачены таким поведением. Что же произошло с учителем? Почему он так себя ведет?
Обсуждение. Ребята делятся своими предположениями. В результате они приходят к выводу о том, что учителю кто-то испортил настроение и он не смог справиться с эмоциями. Ведь эмоциональное состояние во многом определяет поступки человека, и поведение больше всего зависит от того, что он чувствует в определенный момент.
Анализ притчи
Ведущий обращается к классу с вопросом: «Всегда ли вам приятны минуты, когда вы находитесь во власти отрицательных эмоций? Можно ли что-то с этим сделать?»
В качестве иллюстрации ребятам предлагается послушать притчу об одном могущественном царе, властителе необозримых земель.
Как-то однажды почувствовал себя царь расстроенным чем-то. Тогда созвал он всех своих мудрецов и обратился к ним: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. И это кольцо должно быть таково, чтобы в несчастии оно радовало меня и поднимало мне настроение, а в радости, когда бы я ни бросал на него свой взгляд, печалило».
И стали мудрецы совещаться, и глубоко задумались. В конце концов спустя некоторое время они поняли, какое кольцо хотел их властелин иметь.
Ведущий предлагает ребятам побывать в роли мудрецов, собраться здесь и сейчас на совет, чтобы подумать и решить, какое же кольцо хотел иметь царь. Учащиеся высказывают свои мнения, после этого ведущий рассказывает конец притчи.
И принесли они кольцо царю своему. И сияла на нем надпись: «И это пройдет».
Обсуждение. Всегда ли у нас есть возможность и желание ждать, пока плохое настроение пройдет само? Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались? Надо ли это делать и если да, то как? Необходимо подвести учащихся к мысли о необходимости уметь справляться со своим плохим настроением, раздражением и т. п.
Упражнение «Как управлять своими эмоциями»
Известный американский психолог К. Роджерс считает, что нет «плохих» чувств или эмоций. Все чувства принадлежат человеку, и все они важны для него, другое дело, как он их выражает. Каждый человек - хозяин своих чувств и может предотвратить и предусмотреть отрицательные последствия своих эмоций. Поэтому своими эмоциональными реакциями на ситуации человек может и должен научиться управлять.
Какие есть способы, с помощью которых человек может спустить пар? Как вести себя, чтобы не испортить отношения с окружающими и не лопнуть, как шипящий чайник? (Ребята предлагают свои варианты.)
Герой мультфильма про Аладдина - Джинн - в гневе начинал раздуваться и багроветь. Но у него был сообразительный партнер, который открывал клапан и выпускал лишний пар, когда он готов был лопнуть.
В Японии, например, придумали куклу - «начальника», на которой подчиненный может разрядить свой гнев. А нападающий в футболе все негативные эмоции вкладывает в силу удара.
С помощью мозгового штурма ребятам предлагается собрать как можно больше способов регуляции собственных эмоциональных состояний, управления раздражением, злостью, плохим настроением, чтобы затем на их основе создать памятку. Учащиеся предлагают свои примеры. Все способы фиксируются на доске, а затем из них составляется памятка.
Ведущий знакомит учащихся еще с несколькими психологическими приемами, которые также могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.
Памятка. Как управлять эмоциями
- Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое.
- Пойди в спортзал, чтобы поколотить грушу, поиграть в баскетбол.
- Тем, у кого нет такого клапана, как у Джинна, можно разрядить эмоции, высказавшись в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать.
- Громкий крик помогает снять эмоциональное напряжение. Только не надо громко кричать в местах большого скопления народа.
- Можно сделать три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.
- Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты в различных ситуациях - смех и плач. После слез человек испытывает облегчение, а после смеха - прилив сил. Смех и плач снижают уровень напряжения человека.
- Самую полноценную разрядку и выход эмоциям дают занятия спортом. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.
- Очень благотворно действуют прогулки на природе, по лесу. Пение птиц, журчание воды, лесные звуки и запахи помогают вернуть душевное равновесие.
- Можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.).
- Хорошо просто посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно, наоборот, потанцевать.
- Можно сделать уборку в квартире, постирать белье вручную.
- Хорошо помогает, когда сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз.
Упражнение «Вверх по радуге»
Психолог просит учащихся закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3-4 раза. Затем упражнение можно повторить еще раз с открытыми глазами.
Упражнение «Выкинь»
Желательно, что ребята встали в круг. Если в классе не достаточно свободного пространства, упражнение можно просто выполнять стоя.
Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг (вниз в пол), собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы было легче.
В завершении занятия психолог предлагает проделать упражнение «Пушинка». Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что у вас в ладошке есть мягкая, белоснежная пушинка. Прошепчите ей все самые теплые и добрые слова и пожелания. Например: «Я тебя люблю, желаю счастья, ты самый лучший, у меня самый замечательный и дружный класс и т.д.». А теперь откройте глаза, посмотрите на своих одноклассников, улыбнитесь друг другу и подарите всем свою пушинку, дунув на ладошку.
Обсуждение. После выполнения этого и предыдущего упражнений желающие делятся своими впечатлениями.