kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг: "Я учусь владеть собой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Злой человек вредит самому себе прежде,

 чем повредит другому.

В. Гюго

 

Цели: формирование у учащихся способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред агрессивного поведения, управлять своим эмоциональным состоянием.

 

Психолог: Здравствуйте дорогие ребята. Я рада вас видеть на нашем занятии. Предлагаю вам встать в круг и начать наше занятие с приветствия. Для этого каждый из участников обращается к своему соседу слева со словами приветствия и пожеланиями на весь день, при этом мы с вами будем передавать вот такое сердце (мягкая игрушка).

После приветствия дети присаживаются за свои рабочие места. А психолог начинает проводить тренинг.

Психолог: Ребята, в каких ситуациях люди злят­ся друг на друга? Чем полезна и вредна злость? Как может проявлять­ся злость?»

Учащиеся подбирают ассоциации к словам «агрессия» и «радость», а психолог записывает их на доске. В дальнейшем обсуждении дела­ется вывод о том, что агрессия бывает словесная и физическая, и она, независимо от формы проявления, всегда ранит человека.

Упражнение «Агрессивное существо»

Ведущий предлагает собрать фигуру из всего плохого, злого и аг­рессивного, что есть в каждом учащемся класса. Ребята по очереди отдают на общее дело когти, зубы, шипы, жала, перепончатые крылья и т. п. Хорошо рисующий ученик в классе изображает его на доске. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, карябающего.

Обсуждение. Что можно сделать с этим агрессивным существом? Учащиеся предлагают его каким-то образом уничтожить (стереть и др.). Ведущий предлагает расправиться с ним следующим образом: посадить его на стул, представив, что стул является космическим ко­раблем. А затем все ребята, взяв в руки воображаемый пульт управления, путем одновременного нажатия кнопки «старт», осуществляют запуск стула - космического корабля - с сидящим на нем воплоще­нием агрессивных поползновений класса в межзвездное пространст­во, где оно и должно кануть навеки в пучину забвения.

Учащиеся слушают притчу «Небеса и ад».

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен».

Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.

Обсуждение. В чем смысл этой притчи? Почему пожилой мудрец сказал, что насилие - это ад?

Ребята, а ответьте мне на вопрос что делать со злостью и агрессией? Ученики находят ответы на вопрос, далее можно озвучить цитату:

Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до десяти; если сильно разгневан - до ста.

Т. Джефферсон

Учащиеся размышляют, что делать с агрессией и гневом. Обсужда­ются способы поведения человека в ситуации, когда кто-то обзыва­ется, ругается.

Упражнение «Лист гнева»

Психолог рассказывает учащимся про «лист гнева» (можно проде­монстрировать традиционный вариант, например лист бумаги со злым изображением и надписью «Порви меня») и про то, как им возможно пользоваться. Каждому учащемуся предлагается нарисовать собствен­ный «лист гнева», который отражает особенности его злости и поэто­му может помочь именно ему.

Затем ребята по желанию показывают свои рисунки. По окончании каждый ученик может использовать его по своему усмотрению (порвать, вложить или вклеить в тетрадь, взять с собой и пользоваться им в напряженной ситуации).

Обсуждение. Может ли агрессия быть конструктивной? Как можно отстаивать свои интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером? Учащиеся соглашаются, что многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность - с большим отчуждением от партнера.

Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями?

Вы узнали, что эмоции бывают положительные и отрицательные, но они никогда не бывают абсолютно бесполезными. Вместе с тем существуют эмоции, которые вы хотели бы испытывать часто, а другие - как можно реже. Почему так про­исходит, что некоторые эмоции хочется по возможности исключить из своей жизни?.. Что происходит с нами, когда мы испытываем какую-нибудь отрицательную эмоцию?.. Правильно, переживая эмоции страха - пугаемся, гнева - злимся.

Проанализируйте следующую ситуацию. Учитель влетает в класс взмыленный, злой, нервный. Разговоры учеников, плохая дисциплина, смех вызывают у него взрыв эмоций. Ученики озадачены таким поведением. Что же произошло с учителем? Почему он так себя ведет?

Обсуждение. Ребята делятся своими предположениями. В результа­те они приходят к выводу о том, что учителю кто-то испортил настроение и он не смог справиться с эмоциями. Ведь эмоциональное состоя­ние во многом определяет поступки человека, и поведение больше всего зависит от того, что он чувствует в определенный момент.

Анализ притчи

Ведущий обращается к классу с вопросом: «Всегда ли вам приятны минуты, когда вы находитесь во власти отрицательных эмоций? Мож­но ли что-то с этим сделать?»

В качестве иллюстрации ребятам предлагается послушать притчу об одном могущественном царе, властителе необозримых земель.

Как-то однажды почувствовал себя царь расстроенным чем-то. Тогда созвал он всех своих мудрецов и обратился к ним: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. И это кольцо должно быть таково, чтобы в несчастии оно радовало меня и поднимало мне настроение, а в радости, когда бы я ни бросал на него свой взгляд, печалило».

И стали мудрецы совещаться, и глубоко задумались. В конце концов спустя некоторое время они поняли, какое кольцо хотел их властелин иметь.

Ведущий предлагает ребятам побывать в роли мудрецов, собраться здесь и сейчас на совет, чтобы подумать и решить, какое же кольцо хотел иметь царь. Учащиеся высказывают свои мнения, после этого ведущий рассказывает конец притчи.

И принесли они кольцо царю своему. И сияла на нем надпись: «И это пройдет».

Обсуждение. Всегда ли у нас есть возможность и желание ждать, пока плохое настроение пройдет само? Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались? Надо ли это делать и если да, то как? Не­обходимо подвести учащихся к мысли о необходимости уметь справ­ляться со своим плохим настроением, раздражением и т. п.

Упражнение «Как управлять своими эмоциями»

Известный американский психолог К. Роджерс считает, что нет «плохих» чувств или эмоций. Все чувства принадлежат человеку, и все они важны для него, другое дело, как он их выражает. Каждый человек - хозяин своих чувств и может предотвратить и пре­дусмотреть отрицательные последствия своих эмоций. Поэтому своими эмоциональными реакциями на ситуации человек может и должен научиться управлять.

Какие есть способы, с помощью которых человек может спустить пар? Как вести себя, чтобы не испортить отношения с окружающими и не лопнуть, как шипящий чайник? (Ребята предлагают свои варианты.)

Герой мультфильма про Аладдина - Джинн - в гневе начинал раздуваться и багро­веть. Но у него был сообразительный партнер, который открывал клапан и выпускал лишний пар, когда он готов был лопнуть.

В Японии, например, придумали куклу - «начальника», на которой подчиненный может разрядить свой гнев. А нападающий в футболе все негативные эмоции вкладывает в силу удара.

С помощью мозгового штурма ребятам предлагается собрать как можно больше способов регуляции собственных эмоциональных со­стояний, управления раздражением, злостью, плохим настроением, чтобы затем на их основе создать памятку. Учащиеся предлагают свои примеры. Все способы фиксируются на доске, а затем из них состав­ляется памятка.

Ведущий знакомит учащихся еще с несколькими психологически­ми приемами, которые также могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.

Памятка. Как управлять эмоциями

  1. Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подуш­ку или выжимая полотенце, даже если оно сухое.
  2. Пойди в спортзал, чтобы поколотить грушу, поиграть в баскетбол.
  3. Тем, у кого нет такого клапана, как у Джинна, можно разрядить эмоции, высказавшись в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать.
  4. Громкий крик помогает снять эмоциональное напряжение. Толь­ко не надо громко кричать в местах большого скопления на­рода.
  5. Можно сделать три-четыре коротких выдоха подряд, потом столь­ко же коротких вдохов.
  6. Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты в раз­личных ситуациях - смех и плач. После слез человек испыты­вает облегчение, а после смеха - прилив сил. Смех и плач сни­жают уровень напряжения человека.
  7. Самую полноценную разрядку и выход эмоциям дают занятия спортом. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.
  8. Очень благотворно действуют прогулки на природе, по лесу. Пение птиц, журчание воды, лесные звуки и запахи помогают вернуть душевное равновесие.
  9. Можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.).
  10. Хорошо просто посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно, наоборот, потанцевать.
  11. Можно сделать уборку в квартире, постирать белье вручную.
  12. Хорошо помогает, когда сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз.

Упражнение «Вверх по радуге»

Психолог просит учащихся закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3-4 раза. Затем упражнение можно повторить еще раз с открытыми глазами.

Упражнение «Выкинь»

Желательно, что ребята встали в круг. Если в классе не достаточно свободного пространства, упражнение можно просто выполнять стоя.

Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг (вниз в пол), собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы было легче.

В завершении занятия психолог предлагает проделать упражнение «Пушинка». Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что у вас в ладошке есть мягкая, белоснежная пушинка. Прошепчите ей все самые теплые и добрые слова и пожелания. Например: «Я тебя люблю, желаю счастья, ты самый лучший, у меня самый замечательный и дружный класс и т.д.». А теперь откройте глаза, посмотрите на своих одноклассников, улыбнитесь друг другу и подарите всем свою пушинку, дунув на ладошку.

Обсуждение. После выполнения этого и предыдущего упражнений желающие делятся своими впечатлениями. 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг: "Я учусь владеть собой" »

Тренинг: «Я учусь владеть собой».


Злой человек вредит самому себе прежде,

чем повредит другому.

В. Гюго


Цели: формирование у учащихся способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред агрессивного поведения, управлять своим эмоциональным состоянием.


Психолог: Здравствуйте дорогие ребята. Я рада вас видеть на нашем занятии. Предлагаю вам встать в круг и начать наше занятие с приветствия. Для этого каждый из участников обращается к своему соседу слева со словами приветствия и пожеланиями на весь день, при этом мы с вами будем передавать вот такое сердце (мягкая игрушка).

После приветствия дети присаживаются за свои рабочие места. А психолог начинает проводить тренинг.

Психолог: Ребята, в каких ситуациях люди злят­ся друг на друга? Чем полезна и вредна злость? Как может проявлять­ся злость?»

Учащиеся подбирают ассоциации к словам «агрессия» и «радость», а психолог записывает их на доске. В дальнейшем обсуждении дела­ется вывод о том, что агрессия бывает словесная и физическая, и она, независимо от формы проявления, всегда ранит человека.

Упражнение «Агрессивное существо»

Ведущий предлагает собрать фигуру из всего плохого, злого и аг­рессивного, что есть в каждом учащемся класса. Ребята по очереди отдают на общее дело когти, зубы, шипы, жала, перепончатые крылья и т. п. Хорошо рисующий ученик в классе изображает его на доске. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, карябающего.

Обсуждение. Что можно сделать с этим агрессивным существом? Учащиеся предлагают его каким-то образом уничтожить (стереть и др.). Ведущий предлагает расправиться с ним следующим образом: посадить его на стул, представив, что стул является космическим ко­раблем. А затем все ребята, взяв в руки воображаемый пульт управления, путем одновременного нажатия кнопки «старт», осуществляют запуск стула - космического корабля - с сидящим на нем воплоще­нием агрессивных поползновений класса в межзвездное пространст­во, где оно и должно кануть навеки в пучину забвения.

Учащиеся слушают притчу «Небеса и ад».

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен».

Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.

Обсуждение. В чем смысл этой притчи? Почему пожилой мудрец сказал, что насилие - это ад?

Ребята, а ответьте мне на вопрос что делать со злостью и агрессией? Ученики находят ответы на вопрос, далее можно озвучить цитату:

Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до десяти; если сильно разгневан - до ста.

Т. Джефферсон

Учащиеся размышляют, что делать с агрессией и гневом. Обсужда­ются способы поведения человека в ситуации, когда кто-то обзыва­ется, ругается.

Упражнение «Лист гнева»

Психолог рассказывает учащимся про «лист гнева» (можно проде­монстрировать традиционный вариант, например лист бумаги со злым изображением и надписью «Порви меня») и про то, как им возможно пользоваться. Каждому учащемуся предлагается нарисовать собствен­ный «лист гнева», который отражает особенности его злости и поэто­му может помочь именно ему.

Затем ребята по желанию показывают свои рисунки. По окончании каждый ученик может использовать его по своему усмотрению (порвать, вложить или вклеить в тетрадь, взять с собой и пользоваться им в напряженной ситуации).

Обсуждение. Может ли агрессия быть конструктивной? Как можно отстаивать свои интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером? Учащиеся соглашаются, что многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность - с большим отчуждением от партнера.

Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями?

Вы узнали, что эмоции бывают положительные и отрицательные, но они никогда не бывают абсолютно бесполезными. Вместе с тем существуют эмоции, которые вы хотели бы испытывать часто, а другие - как можно реже. Почему так про­исходит, что некоторые эмоции хочется по возможности исключить из своей жизни?.. Что происходит с нами, когда мы испытываем какую-нибудь отрицательную эмоцию?.. Правильно, переживая эмоции страха - пугаемся, гнева - злимся.

Проанализируйте следующую ситуацию. Учитель влетает в класс взмыленный, злой, нервный. Разговоры учеников, плохая дисциплина, смех вызывают у него взрыв эмоций. Ученики озадачены таким поведением. Что же произошло с учителем? Почему он так себя ведет?

Обсуждение. Ребята делятся своими предположениями. В результа­те они приходят к выводу о том, что учителю кто-то испортил настроение и он не смог справиться с эмоциями. Ведь эмоциональное состоя­ние во многом определяет поступки человека, и поведение больше всего зависит от того, что он чувствует в определенный момент.

Анализ притчи

Ведущий обращается к классу с вопросом: «Всегда ли вам приятны минуты, когда вы находитесь во власти отрицательных эмоций? Мож­но ли что-то с этим сделать?»

В качестве иллюстрации ребятам предлагается послушать притчу об одном могущественном царе, властителе необозримых земель.

Как-то однажды почувствовал себя царь расстроенным чем-то. Тогда созвал он всех своих мудрецов и обратился к ним: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. И это кольцо должно быть таково, чтобы в несчастии оно радовало меня и поднимало мне настроение, а в радости, когда бы я ни бросал на него свой взгляд, печалило».

И стали мудрецы совещаться, и глубоко задумались. В конце концов спустя некоторое время они поняли, какое кольцо хотел их властелин иметь.

Ведущий предлагает ребятам побывать в роли мудрецов, собраться здесь и сейчас на совет, чтобы подумать и решить, какое же кольцо хотел иметь царь. Учащиеся высказывают свои мнения, после этого ведущий рассказывает конец притчи.

И принесли они кольцо царю своему. И сияла на нем надпись: «И это пройдет».

Обсуждение. Всегда ли у нас есть возможность и желание ждать, пока плохое настроение пройдет само? Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались? Надо ли это делать и если да, то как? Не­обходимо подвести учащихся к мысли о необходимости уметь справ­ляться со своим плохим настроением, раздражением и т. п.

Упражнение «Как управлять своими эмоциями»

Известный американский психолог К. Роджерс считает, что нет «плохих» чувств или эмоций. Все чувства принадлежат человеку, и все они важны для него, другое дело, как он их выражает. Каждый человек - хозяин своих чувств и может предотвратить и пре­дусмотреть отрицательные последствия своих эмоций. Поэтому своими эмоциональными реакциями на ситуации человек может и должен научиться управлять.

Какие есть способы, с помощью которых человек может спустить пар? Как вести себя, чтобы не испортить отношения с окружающими и не лопнуть, как шипящий чайник? (Ребята предлагают свои варианты.)

Герой мультфильма про Аладдина - Джинн - в гневе начинал раздуваться и багро­веть. Но у него был сообразительный партнер, который открывал клапан и выпускал лишний пар, когда он готов был лопнуть.

В Японии, например, придумали куклу - «начальника», на которой подчиненный может разрядить свой гнев. А нападающий в футболе все негативные эмоции вкладывает в силу удара.

С помощью мозгового штурма ребятам предлагается собрать как можно больше способов регуляции собственных эмоциональных со­стояний, управления раздражением, злостью, плохим настроением, чтобы затем на их основе создать памятку. Учащиеся предлагают свои примеры. Все способы фиксируются на доске, а затем из них состав­ляется памятка.

Ведущий знакомит учащихся еще с несколькими психологически­ми приемами, которые также могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.

Памятка. Как управлять эмоциями

  1. Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подуш­ку или выжимая полотенце, даже если оно сухое.

  2. Пойди в спортзал, чтобы поколотить грушу, поиграть в баскетбол.

  3. Тем, у кого нет такого клапана, как у Джинна, можно разрядить эмоции, высказавшись в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать.

  4. Громкий крик помогает снять эмоциональное напряжение. Толь­ко не надо громко кричать в местах большого скопления на­рода.

  5. Можно сделать три-четыре коротких выдоха подряд, потом столь­ко же коротких вдохов.

  6. Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты в раз­личных ситуациях - смех и плач. После слез человек испыты­вает облегчение, а после смеха - прилив сил. Смех и плач сни­жают уровень напряжения человека.

  7. Самую полноценную разрядку и выход эмоциям дают занятия спортом. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

  8. Очень благотворно действуют прогулки на природе, по лесу. Пение птиц, журчание воды, лесные звуки и запахи помогают вернуть душевное равновесие.

  9. Можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.).

  10. Хорошо просто посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно, наоборот, потанцевать.

  11. Можно сделать уборку в квартире, постирать белье вручную.

  12. Хорошо помогает, когда сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз.


Упражнение «Вверх по радуге»

Психолог просит учащихся закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3-4 раза. Затем упражнение можно повторить еще раз с открытыми глазами.


Упражнение «Выкинь»

Желательно, что ребята встали в круг. Если в классе не достаточно свободного пространства, упражнение можно просто выполнять стоя.

Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг (вниз в пол), собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы было легче.

В завершении занятия психолог предлагает проделать упражнение «Пушинка». Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что у вас в ладошке есть мягкая, белоснежная пушинка. Прошепчите ей все самые теплые и добрые слова и пожелания. Например: «Я тебя люблю, желаю счастья, ты самый лучший, у меня самый замечательный и дружный класс и т.д.». А теперь откройте глаза, посмотрите на своих одноклассников, улыбнитесь друг другу и подарите всем свою пушинку, дунув на ладошку.


Обсуждение. После выполнения этого и предыдущего упражнений желающие делятся своими впечатлениями.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тренинг: "Я учусь владеть собой"

Автор: Баубекова Алия Нурлановна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции"
    ["seo_title"] => string(63) "ia_uchus_vladet_soboi_trevozhnost_stress_navyki_samoreguliatsii"
    ["file_id"] => string(6) "489980"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544445541"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Диагностические методики "
    ["seo_title"] => string(29) "diaghnostichieskiie-mietodiki"
    ["file_id"] => string(6) "131101"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416074574"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Консультация для родителей Семейные причины детской агрессивности и пути коррекции"
    ["seo_title"] => string(96) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_siemieinyie_prichiny_dietskoi_aghriessivnosti_i_puti_korriektsii"
    ["file_id"] => string(6) "347384"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475579846"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания» "
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie-vospitannosti-i-tolierantnosti-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "209654"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431257864"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства