В лицее мониторинг интереса к математике проводится с 2001 года в рамках профессиональной диагностики учащихся 7-11 классов. Благодаря ей отслеживается не только интерес учащихся к предмету и направлению профессиональной деятельности, но и деятельность учителя, так как при выявлении спада или роста интереса к предмету в целом у всего класса, закономерно предположить связь с учителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мониторинг мотивации учебной деятельности»
Мониторинг учебной мотивации
Л.А.Щипелева, учитель математики МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани
Д.Ф.Вахитова заместитель директора по УР МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани
"Наша величайшая слабость в том, что мы опускаем руки. Самый надежный способ добиться успеха - сделать попытку еще раз."
Томас Эдисон
В Википедии под понятием «мотивация» понимается совокупность стойких мотивов, интересов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. В нашем случае – на уроках математики. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.
Согласно оценке деятельности учителя на уроке в области мотивации учебной деятельности (по В.Д.Шадрикову), учитель должен проявить:
1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
А для этого предварительно следует провести мониторинг уровня мотивации. Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)
По итогам мониторинга, проведенной совместно с психологической службой лицея, к счастью можно констатировать, что в лицее доминирующими являются первые три группы учащихся. А с такими детьми «удобнее» всего работать. Среди них отдельно выделены одаренные дети, которые регулярно принимают участие в математических олимпиадах, конкурсах и конференциях.
В соответствии с уровнем мотивации, разрабатывается индивидуальный план, в котором ставятся цели на учебный период. Для первой и второй группы – это результаты по олимпиадам, для третей – учебные результаты.
В лицее мониторинг интереса к математике проводится с 2001 года в рамках профессиональной диагностики учащихся 7-11 классов. Благодаря ей отслеживается не только интерес учащихся к предмету и направлению профессиональной деятельности, но и деятельность учителя, так как при выявлении спада или роста интереса к предмету в целом у всего класса, закономерно предположить связь с учителем.
Таким образом, благодаря мониторингу учебной мотивации, при оценке уровня компетентности учителя в области мотивации учебной деятельности, учителя математики лицея показывают стабильно высокую оценку.
Список литературы:
Сахнов А.С., Вахитова Д.Ф. Результаты диагностики интересов и профессиональных предпочтений обучающихся Республики Татасртан. Казань, РЦИМКО, -2016 г.