kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мониторинг мотивации учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В лицее мониторинг интереса к математике проводится с 2001 года в рамках профессиональной диагностики учащихся 7-11 классов. Благодаря ей отслеживается не только интерес учащихся к предмету и направлению профессиональной деятельности, но и деятельность учителя, так как при выявлении спада или роста интереса к предмету в целом у всего класса, закономерно предположить связь с учителем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг мотивации учебной деятельности»

Мониторинг учебной мотивации



Л.А.Щипелева, учитель математики МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани

Д.Ф.Вахитова заместитель директора по УР МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани



"Наша величайшая слабость в том, что мы опускаем руки. Самый надежный способ добиться успеха - сделать попытку еще раз."  

Томас Эдисон



В Википедии под понятием «мотивация» понимается совокупность стойких мотивов, интересов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. В нашем случае – на уроках математики. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.

Согласно оценке деятельности учителя на уроке в области мотивации учебной деятельности (по В.Д.Шадрикову), учитель должен проявить:

1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся

А для этого предварительно следует провести мониторинг уровня мотивации. Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

  2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)  

  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

По итогам мониторинга, проведенной совместно с психологической службой лицея, к счастью можно констатировать, что в лицее доминирующими являются первые три группы учащихся. А с такими детьми «удобнее» всего работать. Среди них отдельно выделены одаренные дети, которые регулярно принимают участие в математических олимпиадах, конкурсах и конференциях.

В соответствии с уровнем мотивации, разрабатывается индивидуальный план, в котором ставятся цели на учебный период. Для первой и второй группы – это результаты по олимпиадам, для третей – учебные результаты.

В лицее мониторинг интереса к математике проводится с 2001 года в рамках профессиональной диагностики учащихся 7-11 классов. Благодаря ей отслеживается не только интерес учащихся к предмету и направлению профессиональной деятельности, но и деятельность учителя, так как при выявлении спада или роста интереса к предмету в целом у всего класса, закономерно предположить связь с учителем.

Таким образом, благодаря мониторингу учебной мотивации, при оценке уровня компетентности учителя в области мотивации учебной деятельности, учителя математики лицея показывают стабильно высокую оценку.


Список литературы:

  1. Сахнов А.С., Вахитова Д.Ф. Результаты диагностики интересов и профессиональных предпочтений обучающихся Республики Татасртан. Казань, РЦИМКО, -2016 г.

  2. Мандель Б.Р., Педагогическая психология. https://psyera.ru/uchebnaya-motivaciya-sushchnost-istochniki-klassifikaciya-harakteristika-funkcii_9648.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мониторинг мотивации учебной деятельности

Автор: Щипелева Людмила Азатовна

Дата: 13.10.2017

Номер свидетельства: 432177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(72) "psikhologhichieskii-monitoringh-v-rabotie-s-uchashchimisia-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "116950"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412667074"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации. "
    ["seo_title"] => string(78) "innovatsionnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "107961"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403515110"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Портфолио как средство оценки учебных достижений младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(78) "portfolio-kak-sriedstvo-otsienki-uchiebnykh-dostizhienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "127070"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415268001"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Теоретические основы формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "teoreticheskie_osnovy_formirovaniia_produktivnoi_deiatelnosti_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "529069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574876791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства