Просмотр содержимого документа
«Минимальная мозговая дисфункция»
Дети с отклонениями в развитии – диагноз ММД
ММД (минимальная мозговая дисфункция) – термин, широко используемый за рубежом применительно к детям без выраженных интеллектуальных, но с различными лёгкими расстройствами поведения и обучения вследствие биологически обусловленной недостаточности функций нервной системы, чаще резидуально – органического генеза.
Ребёнок с ММД имеет незначительные нарушения в структуре и развитии головного мозга.
Нарушения возникают в период внутриутробного развития (в первый триместр беременности, когда формируется нервная система ребёнка). Так же это могут быть сложные роды (стремительные, удушения пуповиной, осложнения при инфекционных заболеваниях новорождённого).
ММД проявляется в двух направлениях: гиперактивность или заторможенность.
Диагностику и лечение проводит врач-остеопат.
Если с рождения ребёнка не уделять этому внимания, то к 2-3 годам будут видны отклонения от нормы. Ребёнок становится неуправляемым; быстро увлекается различными занятиями, так же быстро их бросает; проявляет вспышки агрессии, плохо адаптируется к изменяющимся условиям. Это связано с работой мозга: релаксационная фаза мозга наступает каждые 5-10 минут. Ребёнок перестаёт адекватно воспринимать реальность. Может не помнить, что происходило, ведь его мозг попросту отключался. В такие моменты наблюдаются резкие перепады: либо вспышки «бешенства», либо «уход в свой мир».
Физически такой ребёнок может никогда не уставать, а вот умственная утомляемость частая. Ему очень сложно контролировать свои эмоции.
Могут наблюдаться задержки в развитии речи. Движения резкие, порывистые, неловкие. Такие детки часто падают, получают травмы и ушибы. ММД – болезнь детская и проходит к подростковому возрасту.
У ребёнка с ММД слабая нервная система. С этим нужно смириться – крики, наказания, морали в воспитании не допустимы.
Нужно сформировать единый стиль воспитания. Помните о том, что в новой и незнакомой обстановке гиперактивность проявляется ярко. Ребёнок не может сосредоточиться, фиксировать внимание, постоянно отвлекается.
У детей с ММД отмечаются вегетативные нарушения – повышенная потливость, лабильный пульс, стойкий красный демографизм.
Часто наблюдаются различные неврозо подобные состояния – тики, энурез, страхи (на ровном месте и носят стойкий характер).
Период относительного благополучия сменяется обострением.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Соблюдение режима дня.
2. В рационе питания много фруктов с содержанием калия, кальция и магния (молочные продукты и сухофрукты).
6. Спорт в тех видах, где исключается травма головы. Например, плавание или гимнастика.
7. Выполняйте инструкции врача.
8. Календарь на стене, где отмечаются хорошие и неудачные дни ребёнка (например, красным и синим цветом). Это нужно для снижения гиперактивности и повышения внимания. Обязательно объясняйте ребёнку своё решение (почему красный, почему синий).
9. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребёнка сразу.
10. Работайте с ребёнком в начале дня. Вечером уменьшите общую нагрузку на ребёнка.
11. Делите работу на более короткие промежутки, делайте паузы.
12. Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребёнка чувство успеха.
13. Усаживайте на занятия рядом с собой.
14. Во время занятий при перевозбуждении используйте тактильный контакт.
15. Давайте чёткие, короткие и конкретные инструкции.
16. Договаривайтесь с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
17. Предоставьте ему право выбора.
18. Стимулом для ребёнка будут Ваши замечания по изменению поведения ребёнка в лучшую сторону.
19. Оставайтесь спокойным и родителем и взрослым.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ:
-Никогда не выясняйте отношения при ребёнке. Ссоры до крайности истощают детскую психику.
- Просмотр телевизора, игра на компьютере может спровоцировать судорожный приступ.
- Побольше вырезайте с ребёнком, рисуйте и лепите, собирайте паззлы, читайте книги и пойте песни.
- Рекомендовано быть на домашнем режиме по причине плохой адаптации к социуму.
-весна для детей с ММД - не лучшее время года. Нервная система и так ослаблена, она испытывает двойное напряжение – отвечает за адаптацию к переменами организм перестраивается на работу в новом световом и температурном режиме.
В это время ребёнку трудно контролировать своё поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль и на него жалуются.
-таких детишек успокаивает вода. Она увлекает их на долгое время. Приготовьте для релакса таз с тёплой водой. Игрушки ребёнок выберет сам. Пусть переливает, добавляет, брызгает. Может и просто держать руки под струей воды.
И, в конце, несколько игр на выравниваение эмоционального состояния вашего ребенка:
1. «Задуй свечу».
Глубоко вдохнуть, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы задувая свечу, при этом длительно произносить звук «ууууу».
2. «Ленивая кошечка».
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперёд, потянуться как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «аааа».
3. «Улыбка».
Представь себе, что ты видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбнись в ответ солнышку и почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Сделай это ещё раз и попробуй улыбнуться пошире. Растягиваются твои губы, напрягаются мышцы щёк. Дыши и улыбайся, твои ладошки и руки наполняются улыбающейся силой солнышка.
4. «Лимон»
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку.
Я возьму в ладонь лимон
Чувствую, что круглый он
Я его слегка сжимаю
Сок лимонный выжимаю
Всё в порядке, сок готов
Я лимон бросаю, руки расслабляю
5. «Снеговик»
Солнце припекает и снеговик начинает таять. Голова, одна рука, другая, всё туловище. Снеговик превращается в лужицу.