Практическое занятие с педагогами методом "мозгового штурма" на тему "Взаимодействие с гиперактивными детьми"
Практическое занятие с педагогами методом "мозгового штурма" на тему "Взаимодействие с гиперактивными детьми"
Тема занятия: «Взаимодействие с гиперактивными детьми».
Цель занятия: формирование у педагогов начальных классов навыков взаимодействия с гиперактивными детьми.
Задачи занятия:
- Предоставить педагогам теоретическую информацию об особенностях психического и физического развития гиперактивных детей;
- Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и анализировать свои установки при восприятии различных детей;
- Предложить возможные варианты взаимодействия с гиперактивными детьми в процессе «мозгового штурма».
План занятия:
Сообщение цели и задач занятия
Мини-лекция «Гиперактивный ребенок. Какой он?»
Мозговой штурм
Подведение итогов занятия
Ход занятия:
Сообщение цели и задач занятия.
Мини-лекция «Гиперактивный ребенок. Какой он?»
“Гипер.” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться.” Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
3. Мозговой штурм:
Цель «мозгового штурма»: получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы для решения поставленной проблемы.
Перед проведением «мозгового штурма» следует объяснить педагогам, что из себя представляет данная форма работы.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Организация «мозгового штурма»:
Определение проблемы:
Учительница первого класса пришла к психологу с жалобой на одного из своих учеников. «Рома П., — сказала она, — просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает меня, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты, успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривляется, смешит и отвлекает весь класс. А когда я делаю ему замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Что делать в данной ситуации? Как взаимодействовать с гиперактивным ребенком?» Какие вы можете предложить способы и средства по взаимодействию с таким ребенком? Как бы вы поступили на месте данной учительницы?
2. Формирование экспертной группы (3-4 человека), в задачи которой входит отбор наилучших идей и фиксация всех идей: ведущий выбирает экспертов по желанию, или же (если таковых нет), назначает по своему усмотрению.
3. Мозговая атака: генерирование идей, направленное на решение заявленной проблемы. Каждому участнику слово предоставляется на несколько секунд, что не исключает его повторной активации. Работа может вестись по кругу или вразнобой. Экспертная группа фиксирует все выдвинутые идеи с помощью технических средств и/или на бумаге. Общая продолжительность этапа 10-20 минут. Об истощении свидетельствуют паузы, появляющиеся в работе, повторы.
4. Оценка и отбор наилучший идей экспертной группой: на данном этапе обсуждаются непосредственно идеи и предложения.
5. Обобщение результатов, подведение итогов: ведущий подводит итоги «мозгового штурма» и итоги обсуждения его результатов. Предметом оценки может быть активность, креативность участников, готовность и умение вести работу в границах, установленных экспертами, умение гибко менять установку с критической на некритичную и обратно.
4. Подведение итогов занятия:
было ли для вас полезно данное занятие?
научило ли оно вас чему-то новому?
есть ли какие-то пожелания на проведение такой формы занятий?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие с педагогами методом "мозгового штурма" на тему "Взаимодействие с гиперактивными детьми"»
Практическое занятие с педагогами методом
«мозгового штурма»
Тема занятия: «Взаимодействие с гиперактивными детьми».
Цель занятия: формирование у педагогов начальных классов навыков взаимодействия с гиперактивными детьми.
Задачи занятия:
- Предоставить педагогам теоретическую информацию об особенностях
психического и физического развития гиперактивных детей;
- Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и
анализировать свои установки при восприятии различных детей;
- Предложить возможные варианты взаимодействия с гиперактивными детьми в процессе «мозгового штурма».
План занятия:
Сообщение цели и задач занятия
Мини-лекция «Гиперактивный ребенок. Какой он?»
Мозговой штурм
Подведение итогов занятия
Ход занятия:
Сообщение цели и задач занятия.
Мини-лекция «Гиперактивный ребенок. Какой он?»
“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Мозговой штурм:
Цель «мозгового штурма»: получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы для решения поставленной проблемы.
Перед проведением «мозгового штурма» следует объяснить педагогам, что из себя представляет данная форма работы.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Организация «мозгового штурма»:
Определение проблемы:
Учительница первого класса пришла к психологу с жалобой на одного из своих учеников. «Рома П., — сказала она, — просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает меня, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты, успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривляется, смешит и отвлекает весь класс. А когда я делаю ему замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Что делать в данной ситуации? Как взаимодействовать с гиперактивным ребенком?» Какие вы можете предложить способы и средства по взаимодействию с таким ребенком? Как бы вы поступили на месте данной учительницы?
Формирование экспертной группы (3-4 человека), в задачи которой входит отбор наилучших идей и фиксация всех идей: ведущий выбирает экспертов по желанию, или же (если таковых нет), назначает по своему усмотрению.
Мозговая атака: генерирование идей, направленное на решение заявленной проблемы. Каждому участнику слово предоставляется на несколько секунд, что не исключает его повторной активации. Работа может вестись по кругу или вразнобой. Экспертная группа фиксирует все выдвинутые идеи с помощью технических средств и/или на бумаге. Общая продолжительность этапа 10-20 минут. Об истощении свидетельствуют паузы, появляющиеся в работе, повторы.
Оценка и отбор наилучший идей экспертной группой: на данном этапе обсуждаются непосредственно идеи и предложения.
Обобщение результатов, подведение итогов: ведущий подводит итоги «мозгового штурма» и итоги обсуждения его результатов. Предметом оценки может быть активность, креативность участников, готовность и умение вести работу в границах, установленных экспертами, умение гибко менять установку с критической на некритичную и обратно.
Подведение итогов занятия:
было ли для вас полезно данное занятие?
научило ли оно вас чему-то новому?
есть ли какие-то пожелания на проведение такой формы занятий?