kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы формирования детского коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Период дошкольного детства – один из значимых в развитии ребенка.

Важная потребность дошкольного периода (с 4-х лет) общение с другими детьми. В статье описанно какое влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно, и трудности с которыми сталкивются ребенок во время общения с другими детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы формирования детского коллектива »

Тема: «Методы формирования детского коллектива»

Автор: педагог-психолог МАДОУ №102 Губина Елена Сергеевна

Период дошкольного детства – один из значимых в развитии ребенка.

Важная потребность дошкольного периода (с 4-х лет) общение с другими детьми.

Дети начинают играть вместе, придумывают сюжеты, учатся договариваться. Дружеские связи в своем большинстве не очень стойкие. За один день ребенок может несколько раз поссориться и помириться. И вмешательство взрослых в этот процесс хорош только тогда, когда примирение не происходит или если у ребенка слабо развиты навыки невербального установления контакта. В этом случае вместо «Привет, давай дружить» или «Давай играть» ребенок начинает толкаться, разрушать то, что другие строят – т.е. привлекать внимание невербально. Тогда с помощью игры можно потренировать варианты поведения в случае, если с ребенком не хотят играть т.е. помочь ему освоить важные навыки общения.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. 


Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку "увидеть" сверстника. Игрушка как бы "закрывает" человеческие качества другого ребенка. 
Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку "открыть" сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе- неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно убедиться, если попросить ребенка рассказать о сверстнике. Вместо развернутого ответа можно услышать краткую фразу: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает».

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. 
Очень часто дети жалуются на детей в группе.


ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРИБЕГАЕТ С ЖАЛОБАМИ НА НЕСПРАВЕДЛИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДРУГА.

  1. Посочувствовать и подтвердить, как неприятно, когда отнимают игрушку или не хотят брать в игру, но не предлагать больше никогда не играть с этим мальчиком или девочкой.

  2. Дать ребенку возможность успокоиться. Он вполне может некоторое время посидеть около взрослого и подуться.

  3. Предложить варианты выхода из ситуаций: поиграть сначала в игру другого ребенка, потом в его; поиграть с другими детьми; сказать обидчику, что не нравиться в его поведении, и т.д., предложить ребенку возможность самому выбирать вариант поведения и осуществить его.

Чем меньше взрослый вмешивается в конфликт детей, тем лучше. В противном случае, пресекая сложные ситуации или уводя от них ребенка, родители не смогут обучить его способам выхода из конфликта. И ему будет трудно поддерживать дружеские отношения, т.к. он усваивает паттерн поведения: все должно быть правильно (часто это означает: «все дети играют в то, что я говорю»), а если это не так – то «это плохие дети, с ними не надо дружить».


У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов и родителей.






Литература:

  1. Работа педагога – психолога в ДОУ. Н.В. Микляева, Айрис – пресс, 2005;

  2. Справочник педагога-психолога №2, 2013;

  3. Практикум по детской психологии. Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева, М. 1995


Педагог-психолог Е.С. Губина



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методы формирования детского коллектива

Автор: Губина Елена сергеевна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад на тему «Сюжетно-ролевые игры в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(58) "doklad-na-tiemu-siuzhietno-rolievyie-ighry-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "276236"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452693934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Классный час для учащихся первого класса в период формирования детского коллектива " Учимся жить дружно" "
    ["seo_title"] => string(119) "klassnyi-chas-dlia-uchashchikhsia-piervogho-klassa-v-pieriod-formirovaniia-dietskogho-kolliektiva-uchimsia-zhit-druzhno"
    ["file_id"] => string(6) "109938"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405264576"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "«Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей» "
    ["seo_title"] => string(125) "formirovaniie-blaghopriiatnogho-sotsial-no-psikhologhichieskogho-klimata-v-klassnom-kolliektivie-uchashchikhsia-i-roditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "148955"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419885292"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ  «ЦВЕТОЧНЫЙ РАЙ» "
    ["seo_title"] => string(82) "adaptirovannaia-obrazovatiel-naia-programma-dietskogo-obdinieniia-tsvietochnyi-rai"
    ["file_id"] => string(6) "203152"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429433135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства