Классный час "Учимся жить дружно"
Цель: содействовать формированию добрых отношений между детьми в классе, развитию стремления быть терпимым в обществе людей, воспитанию уважения к одноклассникам.
Задачи: воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, умение находить общий язык с окружающими ; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением, развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование: презентация , проекты «Пословица о дружбе», раздаточный материал: карточки с набором слов для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями, сигнальные карточки, ладошки дружбы, памятки «Правила дружбы».
Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения, а также общеклассные, групповые формы организации познавательной деятельности.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
(Создание эмоционального настроя на работу.)
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: Будет интересно!
- Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!
- А теперь улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню и садитесь за парты.
2. Работа по определению темы.
- Посмотрите слайды и послушайте песенку.
(Звучит песня «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).)
- Ребята, почему мне захотелось показать ваши фотографии и включить именно эту песенку ?
(Дети высказывают свои предположения.)
- Отгадайте слово, зашифрованное на табло. Слайд
- Это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Да, ребята, вы правильно угадали. Это слово «дружба».
- Так какой теме будет посвящен наш классный час?
(Дети высказывают свои предположения.)
- Дорогие, ребята! Сегодня мы будем говорить не только о том, что такое дружба, но и как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях. Слайд
Мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых еще не очень хорошо получается дружить.
Давайте отложим дела на потом,
О дружбе расскажем, о дружбе споем.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,
Подарит нам радость, согреет теплом!
- Очень хочется в самом начале заметить ,что мы все очень увлеченно готовились к классному часу: собирали пословицы, рисовали, учили песни, учили стихи .
(Подведение итогов конкурса проектов «Пословица о дружбе».)
(инсценировка стихотворения)
– Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
3. Ролевое моделирование.
-Вы, наверное, со мной согласитесь, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении. (Инсценировка стихотворения)
Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!
- Из-за чего поссорились два друга?
- Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)
Мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
4. Беседа.
- А каких людей чаще всего не любят в классе, во дворе, в любом коллективе или почему у некоторых дружба не складывается? Какие качества мешают этим людям?
(Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Мы - друзья»)
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый — я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе... отстаем!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка...
Дрались честно,
Как положено друзьям:
— Я как стукну!
— Я как тресну!
— Он как даст!
— А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
— Вы действительно друзья!
— Вас водой разлить нельзя!
- Как же научиться обходиться без кулаков, без драки? (Ответы детей.)
5. Игра «Азбука добрых слов».
Назовите:
• слово, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю);
• слово, которым можно поприветствовать (здравствуй, привет, как я рад тебя видеть);
• слово, которым можно попросить прощения (прости, пожалуйста, извини);
• слово-обращение с просьбой (пожалуйста, будьте добры).
6. Физминутка .
(На каждую строку стихотворения, дети выполняют движение)
Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
7. Помощь однокласснику Петрову Андрюше.
- Давайте вместе подумаем, как начать Андрюше дружить с ребятами?
(Дети высказывают свои мнения.)
- Верно, сначала надо познакомиться.
- А как?
- Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и девочку.
- А если познакомились, значит - уже друзья? ( Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)
- А когда начали вместе играть - уже друзья? Уже есть дружба?
- А если начали играть и вдруг поссорились?
- Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать - получится дружба?
- А как сделать, чтобы она получилась?
- Надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась.
- А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться?
- И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями.
- Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся.
Давайте научим Андрюшу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая.
- Чего в дружбе нельзя?
(Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссориться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать. )
- А что в дружбе обязательно нужно?
(Нужно помогать другу, защищать его, делиться с ним игрушками и т.д.)
- Ну, ребята, вы просто молодцы! Вы так хорошо знаете, как начать дружить и как сделать дружбу крепкой. Я думаю, ваши советы обязательно помогут Андрюше и не только ему.
- А у него для вас хорошее стихотворение.
С другом разделю все вместе,
С другом буду всегда честен.
Если в чем-то я е прав,
Друг поможет – он не враг.
В обиду друга я не дам,
Не променяю, не предам.
От того беги скорей,
Кто чернит своих друзей.
Обижаться не спешу,
Школьной дружбой дорожу.
7. Тренинг по определению положительных качеств.
- А сейчас обратите внимание, у вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цветов.
- Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям, вы будете подымать сигнальные карточки.
- Карточка зеленого цвета - это положительный ответ, т.е. согласие.
- Карточка красного цвета - это отрицательный ответ, т.е. несогласие.
- Добрый
- Отзывчивый
- Жадный
- Искренний
- Враждебный
- Рассудительный
- Лживый
- Ласковый
- Любознательный
- Общительный
- Умеющий хранить секреты
- Щедрый
- Ябеда
- Честный
- Внимательный
- Задира
- Трусливый
- Терпеливый
- Заботливый
- Ребята, вы были очень внимательны! Вы должны учиться овладевать всеми этими качествами, чтобы рядом с вами всегда были настоящие друзья
8. Работа с пословицами. Слайды
- Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».
Игра «Собери пословицу».
(Проводится в группах)
1 ряд. «Друзья познаются в беде»
2 ряд. «Выручай товарища в беде»
3 ряд. «Умей дружбой дорожить» (пословицы выставляются на доску на магниты)
- А теперь, давайте вспомним персонажей из произведений, которые действительно умели дружить. Предлагаю вам посмотреть слайды и договорить «Кто с кем дружит?»
9. Игра «Дружеское рукопожатие». (На доске крепится большая ладонь из бумаги)
- Ребята, посмотрите, нам протягивают ладонь. Чем мы должны ответить? Правильно, мы тоже должны протянуть ладонь и пожать ее. Это значит, что к вам хорошо относятся и хотят дружить. (Для детей приготовлены цветные бумажные ладошки)
- Ребята, выбирайте любую ладошку и на обратной стороне напишите 3 слова, каким бы вы хотели видеть своего друга. Готовые ладошки прикрепите к большой ладони.
10. Итог классного часа:
- Что полезного для себя вы сегодня взяли с этого занятия?
- Что вам понравилось больше всего? Слайд
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.
- В заключении я хочу вам пожелать найти настоящего друга и подарить памятки «Правила дружбы».Всем спасибо!
«Правила дружбы»
Правило 1. Общайся доброжелательно.
Правило 2. Поддержи друга.
Правило 3. Помоги ему во всём.
Правило 4. Радуйся успехам друга.
Правило 5. Будь внимателен к другу.
Правило 6. Умей признать свои ошибки и попросить прощения.
Правило 7. Берегите дружбу!