Мама, я сам! Развиваем навыки самостоятельности у детей.
Мама, я сам! Развиваем навыки самостоятельности у детей.
Если мы хотим, чтобы наш ребенок вырос самостоятельным, то нам надо учить его умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу. Еще мы должны научить его самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. Что нужно родителям сделать для того, чтобы ребёнок вырос самостоятельным?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мама, я сам! Развиваем навыки самостоятельности у детей.»
Мама, я сам! Развиваем навыки самостоятельности у детей.
Помните, каким деловым и хозяйственным был Дядя Федор из мультика про Простоквашино? Он уехал в деревню жить отдельно от родителей, обидевшись на них, что те не дали завести ему кота. И ничего, справлялся с жизнью в деревне самостоятельно, еще и хозяйство завел. Нынешние детям конечно далеко до Дяди Федора…Современные дети знают и умеют многое, что мальчику из мультфильма и не снилось. Но, пожалуй, в каждой семье, где есть дети, можно услышать: «Ну, что же ты сынок, сам ничего не умеешь?»
Если мы хотим, чтобы наш ребенок вырос самостоятельным, то нам надо учить его умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу. Еще мы должны научить его самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. Что нужно родителям сделать для того, чтобы ребёнок вырос самостоятельным?
Право выбора. Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать/сломать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только знай, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или делать уроки (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
Планируйте дела с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Мишенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Режим дня - верный шаг на пути к самостоятельности. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
Развиваем самостоятельность.
1. Ребёнок начнёт проявлять самостоятельность только тогда, когда будет определён круг его обязанностей, от которых можно будет уклониться исключительно в случае форс-мажора.
2. Объём и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно, например, «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!».
3. Хвалите своего ребенка за все его достижения, если он говорит: «Мама, я сам». Поощряйте его порывы что-то сделать или помочь вам, не устраивайте слишком много запретов, лучше уберите опасные и дорогие предметы с поля зрения ребенка.
4. Действуйте терпеливо и последовательно, если у Вашего ребенка что-то не получается, объясняйте ему снова и снова без раздражения, как это делать, успокаивайте его, говорите, ему, что у него непременно все получится.
Гордитесь им, в меру помогайте ему, и у вас обязательно вырастет ответственный и самостоятельный ребенок.