Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Волк и семеро козлят"»
Тема: «Волк и семеро козлят»
Цель: оказание комплексной психолого-педагогической помощи, направленной на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.
Задачи
Обучающие:
- познакомить детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;
- дать возможность ребёнку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий.
Развивающие:
- развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать;
- развивать навыки общения.
Воспитывающие:
воспитывать интерес ребенка к устному народному творчеству.
Специфика организации занятия.
1.Занятие строится на сюжетно-ролевом содержании сказки «Волк и семеро козлят»
2. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.
3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.
4. В структуру занятия входят: приветствие, разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.
Ход занятия:
Приветствие
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Все вместе проговаривают приветствие:
Доброе утро, Даша (называются все имена по кругу, ребенок улыбается, кивает головой)
Доброе утро, Гульнара Николаевна.
Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),
Доброе утро, небо (аналогично),
Доброе утро, всем нам (все разводят руки в сторону, затем опускают)
2. Разминка
Педагог. Дети, сегодня мы отправимся в сказку «Волк и семеро козлят». Проходим через «волшебный туннель» и превращаемся в козлят. Покажите, какие они маленькие. Что у них есть?
- рожки.
Покажите, какие рожки у козлят, как они ими бодаются. На ножках у них — копытца, которыми козлята громко стучат. Постучите копытцами, как козлята (с изменением ритма).
Живут козлятки на опушке леса с мамой Козой и очень любят играть. В эту игру мы сейчас поиграем. Она называется «Угадай, кто подал голос». Только кричать надо «ме-е-е», как козлята (один ребенок отворачивается, а кто-то из детей подает голос, и нужно угадать, кто).
Еще козлята любят играть в догонялки. Давайте и мы поиграем, только салить надо, касаясь рукой. Бегать можно по всей группе.
А теперь подойдите ко мне.
3. Гимнастика
(Напряженно)
Мама Коза говорит своим козлятам:
— Я пойду за молоком, а вы, козлятушки-ребятушки, сидите дома и никому не открывайте. А козлята в ответ:
— Нет, нет, нет, мы хотим гулять! (с поворотом головы влево-вправо).
— Если вы откроете, то волк вас съест, — предупредила мама Коза. А козлята в ответ:
— Да, да, да, мы не будем открывать (голову опускают вниз),
— Но стоило маме Козе ступить за порог, как козлята начали баловаться. Стали головой крутить то влево, то вправо, то вперед, то назад. Шея напряжена.
(Расслабленно)
Устали баловаться и стали головки по плечикам катать, как шарик на ниточке, медленно, плавно.
Стали козлята думать, как отпугнуть волка. И придумали! Взяли они мамины кастрюли и давай по ним палочками стучать! Раз, два, три! Какой шум поднялся. Тук, тук, тук!
(Напряженно)
Копытца напряжены, твердые. Чувствуете напряжение в мышцах?
(Расслабленно)
А лицо улыбается, расслаблено, и животик расслаблен, дышит... Кулачки напряжены, стучат палочками.
(Дробно)
Козлята стучат все быстрее, все громче. А теперь медленнее, медленнее, словно удары грома.
Устали кулачки, руки от напряжения? Опустите их вниз, расслабьте, поболтайте руками, пальцами.
(Цельно)
Совсем расхрабрились козлята. Повалились на пол, легли на спину, ноги поставили шалашиком и стали копытцами стучать об пол (с изменением ритма).
Потом обхватили руками колени, пригнули к ним голову и стали кататься на спинке, как на качелях. Вперед-назад, вперед-назад.
Накачались, встали.
(Расслабление)
Сели на пол, ноги и руки раскинуты, голову опустили. Все тело расслаблено, отдыхают...
И тут раздался стук в дверь — тук, тук, тук. Козлята не послушались маму и открыли дверь. А на пороге серый волк!
Посадил всех козлят в мешок (собираются плотно в круг) и понес их в чащу.
(Прыжки)
Козлята сначала очень испугались! Но потом подумали и проделали своими рожками дырку в мешке и выпрыгнули из него (сначала «бодаются», стоя из круга лицом, затем делают прыжок).
(Напряженно)
Огляделись козлята вокруг и увидели перед собой темный лес. А в лесу деревья густые, ветки колючие, дороги домой козлята не знают. Стали козлята пробираться. Ветки рожками поднимают, копытцами раздвигают...
(Бег в одном направлении)
Как тяжело пробираться сквозь чащу! Но вот наконец-то полянка, сочной травы на ней видимо-нёвидимо! Обрадовались козлята, быстрее побежали на полянку поесть травки.
По всей полянке ходят, травку едят (имитация). Травка душистая, зеленая, сочная! Как вкусно! Но попалась горькая, ужасно горькая трава. До чего же противно стало во рту!
Покажите, как горько, противно.
А теперь ее быстро заедим сладкой травой. Какое удовольствие! Покажите, какая вкусная, сочная, сладкая травка.
Наелись и стали собирать травку маме Козе, складывать в кучу (изображают).
Педагог. Огляделись козлята, место что-то знакомое. А впереди среди деревьев виднеется их дом. Обрадовались козлята! Подпрыгивая, побежали к дому.
4. Общение
Эмоция удовлетворения, довольства
Педагог. Как хорошо дома! Теперь можно отдохнуть, никто нас не обидит. Садитесь на стульчики в круг. Какие мы молодцы, что убежали от волка!
Покажите, какие мы молодцы:
— погладьте себя по голове, по груди;
— покажите большим пальцем вытянутой руки;
— похлопайте себе в ладоши, потрите ладошками от удовольствия.
Вот какие мы ловкие, смелые! Молодцы!
Эмоции страха, испуга; отвращения, удовольствия
Педагог. Пришла мама Коза. Козлята все ей рассказали:
Сначала мы очень испугались. Правда? Страшно было, что волк унесет и съест? Как нам было страшно?
Сжались в комочек, застыли, брови подняли вверх, глаза широко раскрыли, боимся даже вздохнуть, пошевелиться. Голову втянули в плечи, задрожали, зубами от страха застучали. Брр! Как страшно!
Но волка мы перехитрили и теперь мы дома с мамой. Мы очень рады, улыбаемся.
5. Поведение
Педагог. А мама Коза сидит грустная-грустная. Она представила, что могло бы произойти, если бы вы рожками не прорвали мешок. Ужас! Бедная мама Коза такая печальная, вот-вот заплачет. Показываем эмоцию грусти.
Давайте пожалеем маму Козу: погладим по голове, возьмем ее ладони в свои и согреем, обнимем (действия детей).
А может, развеселим ее? Попрыгаем, постучим копытцами, улыбнемся (действия детей).
А может, мы угостим ее травкой, которую сорвали на полянке? (Угощают.)
Но что-то мама Коза не веселеет. Я думаю, что вам надо попросить прощения у мамы за то, что убежали и так расстроили ее.
А как это сделать? Надо посмотреть маме Козе в глаза виновато и попросить прощения. (Каждый ребенок это делает своими словами.)
Как вы думаете, мама Коза вас простила? А как это можно узнать? (Выражение лица, глаз.)
Давайте ее спросим: «Мама Коза, ты нас простила?» Коза улыбается, зовет козлят к себе, обнимает, целует их.
6. Завершение
Педагог. Маленькие дети всегда должны слушаться свою маму, иначе может случиться беда. Давайте вместе споем ту песенку, которую я пою, возвращаясь домой:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мама пришла
Молочка принесла.
А теперь снова проходим через «волшебный туннель и превращаемся из козлятушек в ребятушек».