Конспект занятия по программе "Общение и психологическое здоровье"
Конспект занятия по программе "Общение и психологическое здоровье"
Тема: «Каким видят меня другие»
Цель: предоставить участникам возможность увидеть себя глазами других людей, соотнести самооценку и оценку членами группы, формирование умения слушать и давать обратную связь, коррекция восприятия других и себя.
Количество участников:10-12 человек.
Место проведения: комната эмоциональной разгрузки.
Оборудование: музыкальный центр, диски с расслабяющей музыкой, ватман, дневники, ручки, фломастеры.
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте. Хорошо ли Вы провели время после нашего последнего занятия? Как вы справились с домашним заданием, какие трудности возникали, какие чувства испытывали при выполнении задания. Тема нашего занятия «Каким видят меня другие».
Разминка. Игра «Ходьба».
Цель: раскрепощение участников, подготовка к раскованному общению.
Каждый-член группы сам придумывает, что ей будет изображать (например, «ходьба над пропастью» или «движение против толпы» и т.п.). Затем каждый демонстрирует имитируемое действие, а остальные пытаются отгадать, что данный участник изобразил.
Упражнение «Анализ ассоциаций»
Цель: дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники, сопоставить разное видение членами группы одного и того же человека, коррекция собственного восприятия других людей. Ведущий: В течение 1-2 минут внимательно посмотреть друг на друга. Затем попросите всех принять удобную позу, закрыть глаза и попытаться во время зачитывания ведущим ассоциаций представить того участника, о котором идет речь. По окончании процедуры участники делятся своими впечатлениями. Ведущий может узнать, кого из участников было легко представить, кого сложно, и почему, какие ассоциации показались неожиданными.
Ведущий: Во время обсуждения ассоциаций не надо бояться молчания, не следует торопить участника, необходимо постараться, чтобы возникшие переживания, мысли, чувства высказал каждый участник. (дать понятие обратная связь).
Обратная связь — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как ты его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями; какие чувства вызывает у тебя его поведение.
При подаче обратной связи говори о том, что конкретно делает данный человек. когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства;
- если говорить о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить;
- не давай оценок;
- не давай советов.
Обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори и о том, что тебе приятно, и о том что тебе неприятно.
Ведущий: Часто в повседневной жизни мы слушаем, но не слышим, что нам говорят. Нужно формировать у себя умение слушать собеседника. Давайте поиграем в игру «Иван Иванович» и посмотрим, насколько точно мы умеем передавать информацию, и как ее воспринимают другие.
Упражнение «Иван Иванович»
Цель: формирование умения слушать и давать обратную связь.
Все участники выходят за дверь. Остается только один учасник. Ему ведущий говорит информацию, которую он точно должен передать следующему, который войдет. Информация передается до последнего участника. Последний учасник записывает ее на доске. Затем ведущий зачитывает первоначальный вариант. (Обсужение)
Ведущий: Что значит уметь слушать собеседника? Во первых, это значит слушать то, что он говорит, без предубеждения. Даже если этот человек чем-то раздражает, чем-то неприятен, надо постараться забыть об этом и просто слушать.
Далее, необходимо постоянно следить за тем, чтобы слушая собеседника, отделять факты от мнения о них. Для этого надо быть внимательным сосредоточенным слушателем.Наконец, требуется стремление вникнуть в суть слов собеседника, т. е. понять не только то, что он говорит, но и то, что стоит за его словам! Ибо есть вещи, о которых он сказать не может, порой не хочет. Без этого нельзя сделать правильные выводы из всей его речи.
В общении:
- старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе;
- обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу;
- покажи говорящему, как ты его понимаешь — это можно сделать, повторяя своими его словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали;
- не давай советов и оценок, даже когда они следуют из самых лучших побуждений — они обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.
Упражнение "Черное и белое кресло»
Цель: формирование более адекватной самооценки, самопознание участников, коррекция личностных недостатков.
Вариант А
Отдельно от круга, но так, чтобы всем было хорошо видно, поставить два кресла, одно из них накрыть белым материалом, другое — чёрным.
Ведущий: Один участник (по желанию2-3 человека, или по просьбе ведущего) занимает белое кресло, все остальные члены группы по очереди садятся в черное кресло и говорят участнику, занявшему белое кресло, о его недостатках, мешающих, по их мнению, общению. Сидящий в белом кресле может попросить уточнить то или иное высказывание, задавать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или на оправдание.
Вариант Б
Так же, как в варианте А, только один из членов группы занимает черное кресло, а все остальные участники, по очереди садясь на белое кресло, должны, характеризуя сидящего напротив, называть только его положительные качества. Упражнение «Ручей».
Цель: направлен ное на расслабление и осмысление своего «Я».
Задание на самопознание (дома)
Цель: отработка навыка рефлексии, развитие умения оказывать положительные знаки внимания, отработка умения слушать.
1. Попробуйте посмотреть на себя со стороны и попытайтесь подробно описать в дневнике и вскрыть причины своих чувств, мыслей, действий с начала встречи группы до конца. Особенно глубоко проанализируйте те моменты, когда вы были не согласные мнением группы, когда говорили или вели себя не до конца искренне.
Ведущий: (подведение итогов) Оцените по 10-балльной шкале свои ощущения: как понимают меня члены группы, насколько я сам себя понимаю. Спасибо всем за работу. До встречи на следующем занятии через неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по программе "Общение и психологическое здоровье" »
Конспект занятия
педагога-психолога ГБОУ СПО ТСЭК
Горолатовой Т.С.
Тема: «Каким видят меня другие»
Цель:предоставить участникам возможность увидеть себя глазами других людей, соотнести самооценку и оценку членами группы, формирование умения слушать и давать обратную связь, коррекция восприятия других и себя.
Количество участников:10-12 человек.
Место проведения: комната эмоциональной разгрузки.
Ведущий: Здравствуйте. Хорошо ли Вы провели время после нашего последнего занятия? Как вы справились с домашним заданием, какие трудности возникали, какие чувства испытывали при выполнении задания.Тема нашего занятия «Каким видят меня другие».
Разминка. Игра «Ходьба».
Цель:раскрепощение участников, подготовка к раскованному общению.
Каждый-член группы сам придумывает, что ей будет изображать (например, «ходьба над пропастью» или «движение против толпы» и т.п.). Затем каждый демонстрирует имитируемое действие, а остальные пытаются отгадать, что данный участник изобразил.
Упражнение «Анализ ассоциаций»
Цель: дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники, сопоставить разное видение членами группы одного и того же человека, коррекция собственного восприятия других людей. Ведущий: В течение 1-2 минут внимательно посмотреть друг на друга. Затем попросите всех принять удобную позу, закрыть глаза и попытаться во время зачитывания ведущим ассоциаций представить того участника, о котором идет речь. По окончании процедуры участники делятся своими впечатлениями. Ведущий может узнать, кого из участников было легко представить, кого сложно, и почему, какие ассоциации показались неожиданными.
Ведущий:Во время обсуждения ассоциаций не надо бояться молчания, не следует торопить участника, необходимо постараться, чтобы возникшие переживания, мысли, чувства высказал каждый участник. (дать понятие обратная связь). Обратная связь — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как ты его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями; какие чувства вызывает у тебя его поведение.
При подаче обратной связи говори о том, что конкретно делает данный человек. когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства;
- если говорить о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить; - не давай оценок;
- не давай советов.
Обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори и о том, что тебе приятно, и о том что тебе неприятно.
Ведущий: Часто в повседневной жизни мы слушаем, но не слышим, что нам говорят. Нужно формировать у себя умение слушать собеседника. Давайте поиграем в игру «Иван Иванович» и посмотрим, насколько точно мы умеем передавать информацию, и как ее воспринимают другие.
Упражнение «Иван Иванович»
Цель: формирование умения слушать и давать обратную связь.
Все участники выходят за дверь. Остается только один учасник. Ему ведущий говорит информацию, которую он точно должен передать следующему, который войдет. Информация передается до последнего участника. Последний учасник записывает ее на доске. Затем ведущий зачитывает первоначальный вариант. (Обсужение)
Ведущий: Что значит уметь слушать собеседника? Во первых, это значит слушать то, что он говорит, без предубеждения. Даже если этот человек чем-то раздражает, чем-то неприятен, надо постараться забыть об этом и просто слушать. Далее, необходимо постоянно следить за тем, чтобы слушая собеседника, отделять факты от мнения о них. Для этого надо быть внимательным сосредоточенным слушателем.Наконец, требуется стремление вникнуть в суть слов собеседника, т. е. понять не только то, что он говорит, но и то, что стоит за его словам! Ибо есть вещи, о которых он сказать не может, порой не хочет. Без этого нельзя сделать правильные выводы из всей его речи.
В общении:
- старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе;
- обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу; - покажи говорящему, как ты его понимаешь — это можно сделать, повторяя своими его словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали; - не давай советов и оценок, даже когда они следуют из самых лучших побуждений — они обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.
Упражнение "Черное и белое кресло»
Цель: формирование более адекватной самооценки, самопознание участников, коррекция личностных недостатков.
Вариант А
Отдельно от круга, но так, чтобы всем было хорошо видно, поставить два кресла, одно из них накрыть белым материалом, другое — чёрным.
Ведущий: Один участник (по желанию2-3 человека, или по просьбе ведущего) занимает белое кресло, все остальные члены группы по очереди садятся в черное кресло и говорят участнику, занявшему белое кресло, о его недостатках, мешающих, по их мнению, общению. Сидящий в белом кресле может попросить уточнить то или иное высказывание, задавать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или на оправдание.
Вариант Б
Так же, как в варианте А, только один из членов группы занимает черное кресло, а все остальные участники, по очереди садясь на белое кресло, должны, характеризуя сидящего напротив, называть только его положительные качества. Упражнение «Ручей».
Цель:направлен ное на расслабление и осмысление своего «Я».
Задание на самопознание(дома)
Цель:отработка навыка рефлексии, развитие умения оказывать положительные знаки внимания, отработка умения слушать.
1. Попробуйте посмотреть на себя со стороны и попытайтесь подробно описать в дневнике и вскрыть причины своих чувств, мыслей, действий с начала встречи группы до конца. Особенно глубоко проанализируйте те моменты, когда вы были не согласные мнением группы, когда говорили или вели себя не до конца искренне.
Ведущий: (подведение итогов) Оцените по 10-балльной шкале свои ощущения: как понимают меня члены группы, насколько я сам себя понимаю. Спасибо всем за работу. До встречи на следующем занятии через неделю.