Урок 9 Взаимоотношения в классе
Цель урока: расширить знания учащихся о взаимоотношениях в классном коллективе и обогатить опыт позитивного общения с одноклассниками.
Задачи:
– раскрытие значения взаимопонимания и доверия в классе;
– развитие умения строить доброжелательные и доверительные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор;
– воспитание уважительного отношения к своим одноклассникам.
Круг радости:
1.Круг радости: Учитель приветствует учащихся и приглашает всех встать в круг:
Какие хорошие выросли дети!
У них удивительно ясные лица!
Должно быть, им лучше живется на свете,
Им проще пробиться, им легче добиться.
Положим, они говорят, что труднее:
Экзамены, всякие конкурсы эти.
Быть может и верно: им, детям, виднее.
Но очень хорошие выросли дети.
2. Упражнение «Связующие нити дружбы»
Для этого упражнения понадобиться один клубок ниток, желательно зеленого, желтого или оранжевого цветов. Учащиеся вместе с преподавателем садятся в круг. Преподаватель берет клубок, оставляет у себя конец нитки, затем бросает клубок одному из учащихся, отвечая при этом на два вопроса:
1.определить цвет своего настроения,
2. Больше всего я ценю в своих друзьях ….(дружбу, взаимопонимание, толерантность.)
Вопросы для обсуждения:
Какова, по вашему мнению, цель данного упражнения?
Какой смысл несет в себе паутинка, которую мы сделали в ходе упражнения?
Беседа:
1. Какое значение имеет сплоченность коллектива класса?
2. От чего зависит доверие в классе?
Какие взаимоотношения в вашем классе?
Каким образом можно добиться взаимопонимания в классе?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Тема урока?
Тема нашего урока «Взаимоотношения в классе»
Деление на группы:
2) Правила работы в группе
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего
3. Уважать мнение друг друга
4. Быть активными
5. Правило «стоп»
Учебная информация
«Узнаем новое»:
Сплоченность одноклассников зависит от поведения и поступков каждого в классе.
Искренность и доброжелательность во взаимоотношениях между учащимися способствует созданию атмосферы доверия и взаимопонимания.
В дружном классе в любых ситуациях принимаются справедливые решения, отсутствуют злословие и злорадство.
Инсценирование отрывка из повести Бердибека Сакпакбаева
Меня зовут Кожа
(Отрывки из повести)
Бердибек Сокпакбаев
Из главы третьей
Я пришёл в школу, чтобы погонять футбольный мяч. Неведомо откуда прямо передо мной оказался хитрец Жантас. В руке он держал листок исписанной бумаги. Несколько раз щёлкнув по нему пальцами, Жантас спросил:
– Кара Кожа, ты знаешь, что это такое?
– Ну?
– Путёвка. Мы едем в лагерь. Ну, а тебя оставляют в ауле. Говорят: как же наши собаки? Гонять некому будет.
Сначала я собирался немного помять бока Жантасу, чтобы поучить его вежливости, но сообразил, что сперва следует разузнать о том, что это за путёвка.
– А кто тебе дал путёвку?
– Конечно, Майканова-апай. Она раздаёт эти путёвки по списку. Только тебя в этом списке нет.
Я так обиделся, что даже не подумал, что Жантас может соврать, и побежал к учительнице.
Запыхавшись, я влетел в учительскую, где она сидела и что-то писала.
– Что с тобой, Кадыров? – удивилась учительница.
– Апай! Дайте и мне путёвку!
– Какую путёвку?
– В лагерь…
– Тебя не включили в список.
– Почему?
– Видишь ли, Кадыров, мы решили послать в лагерь самых лучших, самых дисциплинированных учеников. Тебя много раз предупреждали, что ты должен исправиться.
Я вскипел.
– А Жантасу дали?
– Конечно!
– Значит, Жантас лучше меня?! Чем это он лучше меня? Потому что он ябедничает… Жантас главный безобразник у нас в классе. Жантас всегда списывает. Только на подсказках и отвечает…
Учительница усмехнулась:
– Кажется, в роли ябеды выступаешь ты, а не он…
Беседа:
1.Как вы думаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему?
2.Правильно ли Кожа вёл себя, отстаивая своё право на получение путёвки в лагерь? Почему?
3.Уместно ли проявление соперничества одноклассников в данной ситуации? Почему?
4.Как в этой ситуации повели бы себя вы?
Чтение
Отрывок из главы тринадцатой может прочитать сам учитель.
Из главы тринадцатой
В классе никого не было. Значит, можно успеть занять место за одной из последних парт. Что может быть удобнее такого места? Здесь всегда можно незаметно вытянуть книжку и поглядеть в неё. Правда, я говорю не хвастаясь: нет у меня такой привычки. Раз уж не знаешь урока, самое глупое пытаться «выплыть», собирая крохи подсказок, поглядывать в учебник и ляпать что-то наобум. Но кто его знает, вдруг когда-нибудь и понадобится. А что касается других дел, начиная от «посторонней книги», как говорит учительница, и кончая чудесной игрой в «морской бой», то уж лучше задней парты места не сыщешь.
Только я выбрал парту и начал располагаться, как в класс влетел мой старый «друг» Жантас. На нём тоже была новая форма.
– Привет героям труда! – закричал он. – С кем сидишь?
– Не с тобой! – буркнул я.
Жантас подошёл и заглянул в ящик парты:
– Тут же никого нет?
– А я говорю, что занято… По-казахски не понимаешь?
– А… Для Жанар приготовил.
Называя меня в насмешку «героем», Жантас, справедливо ли, несправедливо ли, оскорблял только меня, и я волен был наказывать его или прощать это издевательство. Упоминая имя Жанар, этот человек наносил оскорбление девочке, которой не было здесь. Даже если бы она и присутствовала в классе, она не смогла бы достойно расправиться с Жантасом. Ибо так уж устроен мир, что здоровая, крепкая девочка всё же слабее чем мальчишка – мозгляк Жантас. Обижен был не я. И прощать я не имел права. Я выскочил из-за парты и дал Жантасу «пенальти», то есть футбольный штрафной удар, прямо пониже спины.
Задание
Учащиеся выполняют задание, которое предполагает анализ ситуации, изложенной в представленном тексте. Цель задания – помочь учащимся в раскрытии сути понятий «обида», «шутка», неправильное понимание которых зачастую является причиной конфликтов в детском коллективе. Для этого учащиеся вовлекаются в новую беседу по вопросам, изложенным в задании:
1. Как вы думаете, стоило ли Коже обижаться на шутку Жантаса?
2. Действительно ли Жантас оскорбил Жанар? Обоснуйте ответ.
3. Мог ли Кожа поступить по-другому? Как?
Разминка:
Учитель:-встаньте друг против друга. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…Вытяните руки вперед. А теперь представьте себе, что в ваших руках находится огромнейший букет чудесных цветов. Это могут быть розы, ромашки, хризантемы, пионы или полевые цветы. Вы чувствуете их аромат, подарите букет своему однокласснику (однокласснице), а вместе с цветами-добрые пожелания. Пусть очарование этого момента надолго останется с вами.
Задание
Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию.
Какой из предложенных выбрали бы вы? Обоснуйте ваш выбор.
1.Разорвали бы отношения.
2.Выставили бы ультиматум.
3.Провели бы совместный анализ ситуации.
4.Привлекли бы в помощь представителя третьей стороны.
5.Попытались бы найти компромисс.
6.Признали бы достоинства собеседника.
7.Попытались бы отнестись к произошедшему с юмором.
Цитата урока
Изречение В.Сухомлинского является истиной, которую важно помнить каждому человеку, чтобы не допустить конфликта или, если этого не удалось избежать, достойно выйти из сложной ситуации. Обсуждая примеры из жизни или литературных произведений, учащиеся убеждаются в необходимости внимательного отношения к окружающим, осознания ответственности за свои поступки.
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.
Василий Сухомлинский
5 упражнение «Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Вопрос
Что такое толерантность?
Дерево толерантности
Учитель: Класс-это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор. А что же для этого нужно? Чтобы ответить на этот вопрос нужно выполнить задание.
Учитель предлагает взять каждому ученику заготовку листочка дерева ( желательно из зеленой бумаги) и написать на них, что, на их взгляд, надо сделать, чтобы класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными.
(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы класс стал «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, расположенный на доске в классе).
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, добрее. Если мы будем внимательны друг к другу, то наши взаимоотношения будут намного крепче и доброжелательнее.
Рефлексия урока:
Кому, что понравилось, что не понравилось?
Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)
Домашнее задание:
Выполнить задание 1 в тетради.
Задание 1
Прочитайте рассказ «Братья милосердия» и найдите ошибки, совершённые героями рассказа. Ответьте на вопросы:
Что такое этическое поведение?
Какие правила этического поведения вы знаете?
Ритуал прощания «Подсолнух»:
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.