Просмотр содержимого документа
«"Конфликты : виды, пути решения"»
Тема занятия: «Общаемся без конфликтов»
Цель занятия: развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачи:
обучение основам психологии конфликта;
формирование и развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций;
развитие критического мышления, позволяющего адекватно оценивать остроту сложившейся конфликтной ситуации и избегать опасных для жизни и здоровья случаев;
развитие коммуникативных способностей;
профилактика конфликтного поведения подростков.
Ориентировочное время: 60 минут
Оборудование:
Бланки для практической работы.
Простые карандаши.
Салфетки.
Макет человека, маркер.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия группы. Ритуал начала занятия (3 мин.)
Я рада видеть всех на нашем занятии.
Предлагаю, как всегда, поздороваться необычно.
Для того чтобы наша работа была эффективной напоминаю некоторые правила (правила не проговариваются, а висят на доске):
1)Правило «Поднятой руки»
2)Правило «1-говорит, все молчат»»
3)Правило «Говорю-за себя»»
Высказывание только от своегоимени.
4)Правило «Взаимоуважение»
Мы не говорим друг другу обидных слов.
5)Правило «Активности»
Мы активно участвуем в упражнениях.
6) Мобильный-тихо.
Всем понятны правила? Есть вопросы?
2. Введение в тему. Разминка.(5мин)
Упражнение - разминка «Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга. Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся ногами. Это упражнение обычно происходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.» (5 мин.)
Упражнение “Ассоциации”.(5мин)
Если конфликт – это одежда, то какая? Если мебель, то какая?
Какой можно сделать вывод? (У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная).
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями.
Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы ещё убедимся в этом при выполнении
3. Основная часть (30 мин.)
Ситуация про апельсин.
Представьте себе, что два брата на кухне нашли один апельсин.
Как они могут его поделить?
Выслушиваются мнения.
Одни – съели бы сами, другие уступили бы, третьи – поделили пополам, четвертые просто ничего не делали бы, зная, что брат сильнее и так заберет. А можно узнать для чего нужен апельсин – кому для сока, а кому нужна цедра.
Все это и есть различные стили поведения в конфликтных ситуациях.
В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно обычно выбирают какой-то определенный стиль поведения.
Рассмотрим схему « Стили поведения в конфликтных ситуациях»
и подробнее узнаем о каждом стиле.
«Акула» – Коля А. апельсин себе
«Черепаха»– Саша Ч. не возьмет вообще
«Медвежонок» – Коля К. уступит другому (отдаст)
«Лиса» – Ира Г. разделит пополам
«Сова» – Даша (мякоть и цедра) или пополам, но подумав, обсудив.
В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения.
Когда для нас важна цель, когда сохранение взаимоотношений.
Существует множество выходов из конфликтных ситуаций. Выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации. Причем, нельзя с уверенностью сказать, какой из них является наиболее правильным. Все зависит от особенностей сложившейся конфликтной ситуации.
Первый вариант: «Избегание»
Избегание – это когда одна из сторон уходит от конфликта, не заявляя о своих интересах. Один из друзей пользуется наушниками, а другой уходит в сторону. Конфликт разрешен?
А как чувствует себя человек, постоянно избегающий конфликтов и не отстаивающий свои собственные интересы?
Но существует ряд ситуаций, когда лучше всего постараться избежать их. Например, вы задержались в гостях и возвращаетесь поздно домой в одиночестве. Вдруг вы видите подозрительную компанию недалеко от вашего дома. Что лучше всего сделать в этой ситуации?
Можно еще подождать прохожих, чтобы пройти вместе с ними мимо этой компании. А правильнее всего будет заранее позаботиться о своей безопасности: не задерживаться допоздна, попросить, чтобы вас проводили или встретили. Старайтесь всегда избегать потенциально опасных для жизни и здоровья ситуаций!
Второй вариант: «Приспособление»
Приспособление – это когда одна из сторон уступает требованиям оппонента.
Например, в случае с наушниками, один из ребят отдает предмет другому, лишь бы не усугублять конфликт. Конфликт разрешен?
А как чувствует себя уступивший человек?
В жизни существуют ситуации, в которых лучше всего уступить. Например, если ваш оппонент гораздо сильнее вас или значительно выше по статусу. Не смогли вы избежать встречи с неприятной компанией, о которой говорилось раньше. Эти люди потребовали отдать им телефон, сумку или деньги. Лучше уступить им в данной ситуации, потому что, каким бы дорогим не был ваш любимый телефон, жизнь и здоровье стоят гораздо дороже. Ваши родители или друзья ни в коем случае не будут осуждать вас, потому что, в сложившихся обстоятельствах, вы проявили не трусость, а мудрость.
Третий вариант: «Соревнование»
Соревнование – это когда оппоненты начинают отстаивать свои интересы при помощи кулаков, угроз или грубых выражений.
Наверное, существуют ситуации, в которых нужно постоять за себя или вступиться за слабого. Но сложно увидеть плюсы данного варианта. Даже если вы победите в драке, вы можете испытывать чувство вины.
Четвертый вариант: «Компромисс»
Компромисс – это когда обе стороны идут на взаимные уступки. Например, в случае с наушниками, один из подростков предлагает уступить ему наушники в обмен на что-то или они договариваются по очереди пользоваться наушниками. Конфликт исчерпан?
Пятый вариант: «Сотрудничество»
Сотрудничество – это когда оппоненты находят альтернативный вариант, полностью удовлетворяющий обе стороны. В случае с наушниками, подростки договариваются вместе слушать музыку или находят другое занятие, соответствующее их взаимным интересам (идут играть в футбол). Отличный вариант?
Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач:
адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались
определяет источник разногласия и позволяет устранить его
выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее,
сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства,
помогает убрать внутреннюю напряженность,
помогает найти подходящие средства влияния на другого,
позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.
Упражнение «Салфетка»(5мин)
Цель: заострение внимания на непохожести каждого человека, его индивидуальности.
Каждому даются одинаковые салфетки. Прошу каждого выполнять действия, которые проговариваю. Например: оторвать три уголка.
Затем салфетки разворачиваются. Далее следует пояснение: «Посмотрите на свои салфетки, есть ли среди них хотя бы 2 одинаковые? Да, есть похожие, но одинаковых нет. Так же и люди: внешне все похожи, у каждого есть руки, ноги, голова...., но нет двух одинаковых людей. Все мыслят и действуют по-разному, и часто это мешает людям договориться, но мы с вами один коллектив, и нам нужно уметь договариваться.
Уметь договориться с оппонентом – большое искусство, которому мы сейчас и будем учиться. Для этого нам необходимо объединиться в пары.
Каждая пара должна придумать или вспомнить одну конфликтную ситуацию и записать ее на пустом бланке. Затем нужно предложить выход из этого же конфликта. На работу в парах отводится 5-6 минут.
(ответы обучающихся)
- «Трудно было ли выполнять задание?»;
- «Какой выход оказался лучше и почему?».
Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход.
4. Заключительная часть (5 мин.)
Давайте обобщим, что же необходимо человеку или какими качествами он должен обладать, чтобы разрешить конфликтную ситуацию путем «Компромисса» и «Сотрудничества». (ответы обучающихся фиксируются на доске)
5. Рефлексия (5 мин.)
«Для меня занятие было полезно/не полезно, потому что….».