Как строить взаимоотношения с детьми, имеющими нарушения поведения
Как строить взаимоотношения с детьми, имеющими нарушения поведения
Материал содержит рекомендации педагогам и родителям (как биологическим так и приемным) по выстраиванию позитивных взаимоотношений с детьми имеющими нарушения поведения. Материал предназначен для педагогов-психологов, может использоваться как для очной консультации, так и вывешиваться на стенде психолога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как строить взаимоотношения с детьми, имеющими нарушения поведения»
Психологическая консультация
Как строить взаимоотношения с детьми,
имеющими нарушения поведения
Дети с нарушениями в поведении имеют право, как и остальные дети, чтобы с ними обходились достойно и уважительно. Как же наладить взаимоотношения с такими детьми?
ИЗМЕНИТЕ СВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Необходимо воспринимать слабости как сильные стороны этих детей, а также использовать позитивный язык вместо негативного. Например: Ребенок упрям. – Он просто настойчив.
ДЕЙСТВУЙТЕ УВЕРЕННО
Как собака нападает на того, кто испытывает страх, так и юные мстители атакуют, заметив какую-либо слабину или неуверенность.
ПОКАЗЫВАЙТЕ, ЧТО ЗАБОТИТЕСЬ О ДЕТЯХ
Мстительные дети нуждаются не столько в любви, сколько в заботе. Забота – это действия, а не чувства. Действия, в отличие от чувств, можно контролировать, даже если мы чувствуем в этот момент что-то несоответствующее.
ГОВОРИТЕ ВСЛУХ О ЧУВСТВАХ ДЕТЕЙ
В ходе вспышки мстительного поведения спросите ребенка, что он сейчас чувствует. Если он не хочет отвечать прямо, попробуйте угадать: «На мой взгляд, ты чувствуешь сейчас раздражение и злость. Не так ли?» Если ваша догадка окажется ошибочной, ребенок поправит Вас. Если он согласится, что Вы правы, можно продолжить, попросив его рассказать о его чувствах. В этом разговоре взрослому необходимо избегать советов и указаний на то, что ребенок должен или не должен чувствовать и не оценивать его чувства как хорошие или плохие. Затем спросить: «Что я делаю такого, что заставляет тебя чувствовать это?» После беседы необходимо поблагодарить ребенка за искренность и сказать, что подумаете над услышанным.
ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ
Для некоторых детей полезно научиться канализировать энергию эмоций в физические действия (например, записаться в спортивные секции).
УЧИТЕ ДЕТЕЙ УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ
Необходимо учить детей проявлять свои эмоции безопасным и приемлемым способом. Например: «Ты мог бы попросить о том, чтобы я уделила тебе внимание». Большое значение имеет тот способ, которым взрослые выражают свои эмоции, потому что дети подражают примеру взрослых, часто некритично.
ПРИНИМАЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗУСЛОВНО
Детей необходимо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать.
Необходимо принимать того, кто делает, а не то, что сделано.
Принимайте личностные особенности ребенка (медлительность или нетерпеливость, вкусы, пристрастия в одежде).
УДЕЛЯЙТЕ БОЛЬШЕ ПОЗИТИВНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЯМ
Чем больше внимания взрослый уделит ребенку в нормальной обстановке, тем меньше негативного внимания потребуют нарушители поведения. Важно не количество внимания, а его качество.
Выслушивайте ребенка.
Показывайте интерес к сказанному.
Проявляйте интерес к той части жизни ребенка, которая проходит без Вас, например, в детском саду.
Запоминайте то, что рассказывает ребенок и используйте это потом в разговоре.
УВАЖАЙТЕ ДЕТЕЙ
Оценивайте всегда дело, а не творца.
Стремитесь оценивать в ситуации «здесь» и «теперь». Нельзя использовать фразы типа: «Почему же раньше ты не мыл так?», «Я надеюсь, что и в будущем ты будешь поступать также».
ВЫСКАЗЫВАЙТЕ ОДОБРЕНИЕ
Одобрение взрослый высказывает детям, показывая, что ему нравятся черты их характера или попытки что-либо сделать (даже безрезультатные). Когда положительные черты детей признаются, дети начинают хорошо относиться не только к себе, но и к взрослому.
ВЫРАЖАЙТЕ ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА
Чувства должны быть адресованы ребенку безотносительно к тому, что он сделал или не сделал. Ребенку необходимо подтверждение: «Я любим без всяких условий. Взрослый не перестанет любить меня от того, если я совершу ошибку или доставлю ему хлопоты. Взрослый любит меня, потому что я – это я». Чувства особенно важны ребенку, если дела плохи. Старайтесь стать другом ребенку. Дети скорее согласятся выполнять правила своих друзей, чем врагов.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕПЛЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ
Такие как рукопожатия, похлопывания, прикосновения.
СПОСОБЫ ИЗБАЛОВАТЬ РЕБЕНКА
Взрослый портит ребенка:
Когда видит, что он нарушает поведение и не реагирует подходящим способом (например: делает вид, что ничего не происходит).
Когда взрослый делает для ребенка слишком много из того, что он мог бы сделать для себя сам (например: одевает ребенка, когда тот умеет одеваться сам).
Когда взрослый вытаскивает ребенка из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору.