kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как провести беседу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методразрабортка помогает правильно провести  психологическую беседу педагогу- психологу  с обучающимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как провести беседу»

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент – Экзюпери


Как правильно провести беседу?


Беседа в том или ином ее варианте включена во все формы работы любого психолога и педагога. Она составляет основу индивидуального психодиагностического обследования, консультирования, психологической профилактики. Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку. Беседа в психологии – это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему. Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной.

Виды беседы в психологии

* Индивидуальная – в беседе принимает участие психолог и испытуемый;

* Групповая – в беседе принимают участие несколько испытуемых;

* Стандартизированная – повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;

* Нестандартизированная – проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;

* Управляемая – происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;

*Неуправляемая – возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать;

*Диагностическое интервью – наиболее распространенный вид беседы. Основной целью является получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития;

*Психотерапевтическая беседа – используется в целях оказания психологической помощи;

*Экспериментальная беседа – такая беседа служит прежде всего для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику.



Структура беседы

Структура и этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

1.Вводная часть

Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.

2.Второй этап

Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.

3.Третий этап

Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап – кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.

4.Завершающая стадия

Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Создание атмосферы

Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов. Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.



Восприятие собеседника

Восприятие бывает двух типов:

*Организационное – позволяет правильно воспринимать речь собеседника. *Эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения. Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента – ответами, независимо от субъективного восприятия. Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения. Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога – направить беседу в соответствующее целям русло.

Виды слушания

Слушание подразделяется на следующие виды:

  1. Рефлексивное слушание: идет формирование беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приемы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.

  2. Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой не вербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Эта техника полезна, если собеседник затрудняется решить проблемы, испытывает неуверенность.



Вопросы в беседе

Вопрос является основным элементом беседы и главным средством получения необходимой информации от респондента. Как уже отмечалось выше, умение интервьюера задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий, во многом определяющих результативность беседы.
В психологической беседе, особенно в относительно свободных ее формах, процедура "спрашивания" не сводится только к технике опроса. По существу, формулирование каждого вопроса является для психолога своеобразной мини-задачей, успешное решение которой возможно лишь при учете множества факторов и их тончайших оттенков, составляющих целостную ситуацию беседы. Эти факторы могут относиться к респонденту (например, уровень его мотивации, актуальное эмоциональное состояние, личностные особенности, общий уровень развития, степень утомления и пр.), к самому психологу (например, степень осведомленности о проблеме респондента, наблюдательность, профессиональная самооценка и пр.), к характеру обсуждаемой информации (степень ее табуированности и пр.), к обстановке интервьюирования (наличие помех, продолжительность беседы и пр.). Учитывая все это, умение психолога задавать вопросы при проведении беседы справедливо было бы назвать особым искусством.

Принято выделять:
Открытые вопросы - предоставляют респонденту самостоятельно выстроить свой ответ.
Закрытые вопросы - содержат в себе формулировку ответа (или ее варианты).

Особенности проведения беседы с детьми и подростками

Во многих психологических работах, посвященных проблемам беседы (интервью), неоднократно подчеркивается, что беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит уже в том, что взрослые люди, как правило, обращаются за психологической помощью по собственной инициативе, тогда как детей обычно приводят учителя или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии. Поэтому у детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и далеко не со всеми из них удается сразу установить тесный контакт, столь необходимый при проведении беседы. Нередко от психолога требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы "разговорить" ребенка. Это касается, прежде всего, детей с заниженной самооценкой, тревожных, неуверенных в себе и так называемых "трудных" детей, которые имеют немалый отрицательный опыт общения со взрослыми.
В этих случаях особенно полезной для привлечения ребенка к сотрудничеству является игра. Для этого у психолога всегда должны быть под рукой яркие, привлекательные игрушки, различные головоломки, цветные карандаши и бумага, другие занимательные вещи, которые способны заинтересовать детей и спровоцировать их на общение.
Важным условием установления и поддержания контакта является форма обращения к ребенку. Допустимым можно считать только обращение по имени, причем маленьких детей рекомендуется называть так, как их обычно называет мама. Вообще речь психолога, его язык имеют большое значение при проведении беседы с детьми. Необходимо помнить, что не все обороты и выражения "взрослой" речи могут быть понятны ребенку, поэтому, организуя беседу, нужно принимать во внимание возраст, пол, условия жизни детей. Кроме того, чтобы самому понимать ребенка, психолог должен быть знаком с детским словарем, должен знать и при необходимости уметь использовать в общении со школьниками широко распространенный подростковый и молодежный сленг.

Рекомендации педагогам по организации беседы

Проводя беседу с подростками, очень важно занять правильную позицию. Сделать это непросто, оптимальной в этом случае может быть позиция, соответствующая принципам недирективной психотерапии:

*педагог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

*он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

*своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

*рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер. Поэтому в беседе с ними, так же как и в любом другом психологическом исследовании, желательно соблюдать условия конфиденциальности;

*если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-то из рассказанного ребенком родителям или его учителю, следует обязательно получить на это согласие ребенка.

Достоинства и недостатки беседы

Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учетом устной, более раскрепощенной формы ответов

Недостатками беседы являются:

*большие временные затраты;

*необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;

*возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии – обеспечивают исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность. Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависти как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.









































Список использованной литературы

1. Айламазьян, А.М. Метод беседы в психологии / Ред-сост. А.М. Айламазьян. - М.: Смысл, 1999. - 222 с.

2. Ваш психолог [электронный ресурс] / Метод беседы в работе школьного психолога - Режим доступа: http://vashpsixolog.ru - Дата доступа: 27.09.2010

3. Википедия - энциклопедия он-лайн [электронный ресурс] / Память. Психология памяти. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org - Дата доступа: 27.09.2010

4. Материалы по психологии [электронный ресурс] / Метод беседы в исследовании личности. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1010.html - Дата доступа: 28.09.2010












 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как провести беседу

Автор: Топорова Светлана Сергеевна

Дата: 31.01.2020

Номер свидетельства: 538001

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Свободное время. Как провести его с пользой? "
    ["seo_title"] => string(48) "svobodnoie-vriemia-kak-proviesti-iegho-s-pol-zoi"
    ["file_id"] => string(6) "175604"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424280949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Социально-психологическая адаптация студентов первого курса обучения в условиях вуза как фактор профессионального и личностного роста учащихся "
    ["seo_title"] => string(168) "sotsial-no-psikhologhichieskaia-adaptatsiia-studientov-piervogho-kursa-obuchieniia-v-usloviiakh-vuza-kak-faktor-profiessional-nogho-i-lichnostnogho-rosta-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "235445"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443710625"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Какие патриотические игры в детском саду могут и должны проводиться в обязательном порядке."
    ["seo_title"] => string(103) "kakiie_patriotichieskiie_ighry_v_dietskom_sadu_moghut_i_dolzhny_provodit_sia_v_obiazatiel_nom_poriadkie"
    ["file_id"] => string(6) "348955"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476374108"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Классный час  «Правила безопасного поведения детей на осенних каникулах»"
    ["seo_title"] => string(72) "klassnyichaspravilabiezopasnoghopoviedieniiadietieinaosiennikhkanikulakh"
    ["file_id"] => string(6) "255537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447947349"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Образовательный маршрут как инновационный подход при взаимодействии с родителями"
    ["seo_title"] => string(87) "obrazovatiel-nyi-marshrut-kak-innovatsionnyi-podkhod-pri-vzaimodieistvii-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "254255"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447733877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства