kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как развивать познавательные процессы младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6 – 7-ми летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия. И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как развивать познавательные процессы младших школьников »

Как развивать познавательные процессы младших школьников.

Интеллектуальное развитие ребенка зависит от развития познавательных процессов. И от того насколько развит у ребенка интеллект, зависит сам процесс обучения: качество, скорость обучения, глубина познания.

Как учителям на уроках и думающим родителям можно развивать познавательные процессы.

Начать урок с небольшой интеллектуальной разминки, подобные разминки можно проводить с учениками на различных уроках, придумывая самые разные вопросы.

Разминка: ответьте на вопросы Кто это? Или Что это?

  • Сооружение, которое было самым высоким в мире на протяжении тысячелетий, вплоть до 16 века.

  • Континент, затонувший в океане так давно, что в его существование мало кто верит.

  • Неправильная пчела, по мнению Винни-Пуха.

  • Подземная железная дорога.

  • Почему при Петре 1 не любили шоколад.

  • Сколько дней в месяце, в котором родился А. С. Пушкин.

  • Сколько раз в году встает солнце?

  • Из чего делают пыжиковые шапки?

  • Горный серебристо-белый цветок.

  • Как превратить смолу в молочный продукт.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6 – 7-ми летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия. И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Я предлагаю вашему вниманию несколько упражнений на тренировку внимания, которые можно применять и на уроках и дома.

Упражнение 1.

Воспринимая на слух слова каждого ряда, постарайтесь запомнить их в том порядке, а затем назвать лишь первые буквы – у вас получится новое слово.

Пример: Снег, термос, облако, лимон – стол.

Роза, ирис, труд, мера (ритм)

Иней, карандаш, роман, аист (икра)

Соловей, турист, еда, носок, акация (стена)

Торт, ром, ухо, баранка, август (труба)

Рояль, ель, мир, осёл, нога, тополь (ремонт)

Упражнение 2.

Ученик младших классов любят упражнение на усиление концентрации слухового внимания.

«Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите».

Само содержание задач зависит от возраста детей, от программного материала.

3 класс: Даны два числа: 54 и 26… Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа… и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа… Пишите! (5)

Развитие воображения.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности.

Привожу несколько упражнений на развитие воображения у детей.

Упражнение 1.

(Звучит музыка) Пожалуйста, под шум прибоя вообразите себя на берегу моря (5 минут) и расскажите, что вы себе представляете.

Подобные упражнения учат детей писать сочинения, описывать свои чувства, эмоции, учат фантазировать, придумывать.

Упражнение 2.

В одной хорошо известной французской сказке автор называет девочку не по имени, а по головному убору, в котором она любила ходить. А теперь подумайте, как по аналогии можно было бы назвать вот этих литературных героев.

  • Незнайка - … (Синяя шляпа)

  • Человек рассеянный - …(Сковорода)

  • Дон Кихот - … (Медный таз)

  • Почтальон Печкин … (Ушанка)

Школьная жизнь такова, что с самого начала требует от детей произвольного запоминания материала. Ученики должны специально запомнить режим дня, правила поведения, домашние задания, а затем уметь руководствоваться ими в своём поведении или уметь воспроизвести на уроке.

Обе памяти – произвольная и непроизвольная – претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы. Не следует думать, что лишь произвольное запоминание приводит к полноценному усвоению учебного материала. Такое усвоение может происходить и с помощью непроизвольной памяти, если она опирается на средства логического осмысления этого материала.

Упражнение на развитие зрительной памяти:

Прочитайте три раза эти слова, попытайтесь их запомнить. Теперь я закрываю эти слова, ответьте на вопросы.

МОЛОКО РЫБА КАНАТ ОКНО

СТОЛ ЛЕС ВЕРА СТЕНА

  • Назовите второе слово первой строчки.

  • Сколько в предложенных словах было существительных мужского рода?

  • Вторым с конца второй строчки было слово ВЕРА?

  • Назовите слова, в которых одна и та же буква повторяется два раза.

  • Все восемь слов начинались с согласной буквы?

Упражнение для проверки и развития слуховой памяти.

Внимательно прослушайте один раз текст, а затем ответьте на вопросы.

«Однажды в начале осени Мишу с мамой Еленой Сергеевной и папой Дмитрием Ивановичем пригласили в деревню на день рождения дедушки, которого звали Ваня. Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с железнодорожного вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка – по счету седьмая от конца. Дедушка был очень рад встрече с внуком».

  • Как будут называть Мишу, когда он станет взрослым? (Михаил Дмитриевич)

  • На какой по счету остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок? (на шестой остановке)

  • Чьим отцом был дедушка Ваня – папиным или маминым. (папиным)

  • Сколько времени они добрались до деревни, если от станции до станции поезд идет 6 минут? (30 минут)

  • В котором часу они вышли из поезда? (в 8часов 30 минут )

  • Какими словами начинался рассказ? (Однажды в начале осени …) Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Упражнения для развития логического мышления.

Упражнение 1.

Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении.

Найдите общее определение к каждой группе из трёх существительных.

Пример: хлеб, климат, подушка – общее определение мягкий.

  • Деревня, тетеря, старушка (глухая)

  • Дорога, воля, дисциплина (железная)

  • Клён, малыш, парик (кудрявый)

  • Пирог, поцелуй, сон (сладкий)

Упражнение 2 для развития беглости мышления. Как можно быстрее вставьте вместо тире по три буквы, чтобы получились существительные (нарицательные)

  • - - - та (пар)

  • - - - та (кар)

  • - - - ка (кор)

  • - - - до (блю)

  • - - - ва (тра)

Таким образом, чтобы развить интеллект ребенка, нужно развивать такие познавательные процессы как мышление, память, внимание, воображение, восприятие.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Как развивать познавательные процессы младших школьников

Автор: Большакова Ирина Геннадьевна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Коррекционное занятие «Развитие познавательных процессов младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(79) "korriektsionnoiezaniatiierazvitiiepoznavatielnykhprotsiessovmladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "281072"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453464598"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "отчет по самообразованию"Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру" "
    ["seo_title"] => string(155) "otchiet-po-samoobrazovaniiu-razvitiie-poznavatiel-nykh-vozmozhnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-osnovie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-po-okruzhaiushchiemu-miru"
    ["file_id"] => string(6) "131196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416098502"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства