Незаметно обучайте родителей, раскрывайте им те знания, которые вы даете и детям. Через некоторое время вы с удивлением обнаружите, что родители стали лучше понимать детское творчество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изобразительная деятельность ребенка в семье»
Изобразительная деятельность ребенка в семье
Дунчебаева М.К. педагог-психолог
КГУ «Средняя школа –гимназия №1 имени Абая»
Почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в истоки творчества, при помощи анализа этих рисунков подтвердить правильность тех или иных эстетических концепций. Биологи, проводя сравнительные исследования детских рисунков и начатков графической деятельности высших обезьян, предполагают, что эти исследования могут служить одним из каналов информации о биологическом родстве и различии животных и человека. Педагоги обсуждают проблемы руководство детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения, способствующие художественному развитию детей. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.
Первые исследователи детского рисунка, рассматривающие природу детского рисования в биологизаторском плане, выдвинули ряд вопросов, которые и сегодня до конца не решены.
«Что рисует ребенок?» - основной вопрос психологии детского рисования. Некоторые исследователи сочли возможным ответить так: «Ребенок рисует то, что знает». Так, Г. Кершенштейнер (1914) устанавливает в качестве всеобщего закона развития рисования, как в онтогенезе, так и филогенезе следующее: созерцательной ступени предшествует ступень схемы, когда ребенок рисует свой представления о предмете [1]. Солидаризуясь с ним, В. Штерн пишет: «Ребенок изображает то, что он думает, полагает, знает, а не то, что он видит» [1]. Ж. Люке, разделяя эту же точку зрения, вводит понятие «интеллектуальный реализм». Такое понимание природы детского рисования имело много последователей [2].
На вопрос «что рисует ребенок?» давали весьма определенный ответ и сторонники гештальтпсихологии, в недрах которой были заложены основы современного знания о визуальном восприятии: «Ребенок рисует то, что видит».
В объяснении природы детского рисунка существует еще одно категорическое мнение, - его дают исследователи представляющие фрейдизм. В основе философской доктрины этого направления лежит утверждение, что поведение людей определяют подсознательные импульсы и что искусство один из видов маскировки этих сил. Детское творчество истолковывается как выражение в форме символов врожденных и подсознательных импульсов. На вопрос «Что рисует ребенок?» фрейдисты отвечают так: «Ребенок рисует то, что чувствует» [2].
Осмысливая то, что учитель не может успешно работать с детьми без понимания и поддержки родителей. Именно родители являются самым главным авторитетом для ребенка. Их оценка того, что делает ребенок, очень важна для него. А это оценка далеко не всегда бывает чуткой и деликатной. Как часто приходится слышать от взрослых в адрес, ребенка ну, что там он рисует, мазня да и только!
Неудивительно, что после такого отношения ребенок не захочет смотреть на краски и карандаши, а не то, что рисовать.
Чрезмерное захваливание своего чада тоже случай нередкий, это наносит немалый вред ребенку, он останавливается в своем росте. Зачем стараться, думать, искать решение, если у него и так все получается. Словом, родителей, как и детей, тоже надо воспитывать. И так же, как и детей исподволь и незаметно. Не спрашивайте поначалу их оценки детской работы, не проверяйте их отношения к детскому творчеству, а сразу же запишите их в свои единомышленники. Показывайте, когда они приходят, работы их детей и, если чувствуете, что они настроены скептически, наоборот, даже несколько завысьте свою оценку. Обратите внимание на достоинства рисунка, расскажите о самом задании, о том, как ребенок удачно нашел композицию, о чем у него говорит цвет, линии и т.д.
Незаметно обучайте родителей, раскрывайте им те знания, которые вы даете и детям. Через некоторое время вы с удивлением обнаружите, что родители стали лучше понимать детское творчество.
Кроме того, не бойтесь обращаться за помощью к родителям. Так, например, когда вы проходите тему «Портрет», попросите их дома рассмотреть вместе с ребятами фотографии родных и близких в семейных альбомах, рассказать им о них. Пусть они понаблюдают вместе с детьми за своими домашними, обратят внимание, какое наиболее частое выражение лиц бывает у бабушки и дедушки, папы, мамы, а также интересные особенности лиц у людей, встречающихся на улицах, в транспорте.
Просите родителей, гуляя с ребенком по улице, выезжая на природу, на дачу, обращать его внимание, на различные оттенки травы, листьев и коры деревьев, неба, облаков, воды, на то, как меняются они в зависимости от освещенности.
Такие занятия воспитывают у детей желание пристальней вглядываться окружающий мир. А это уже одна из ипостасей призвания художника.
Убеждайте родителей, что от хороших материалов, (красок, фломастеров, карандашей, кистей, бумаги) зависит не только качество рисунков их детей, но и желание рисовать.
Говорите, родителям, чтобы они как можно больше интересовались творчеством своего ребенка, расспрашивали его о занятиях, о том новом, что он узнал на них, играли в те игры, которые будет предлагать им ребенок.
Во-первых, у ребенка складывается представление о важности и необходимости занятий, если ими так интересуются родители; во-вторых, пересказывая, ребенок закрепляет свои знания; в-третьих, таким образом, родители составят представление о педагоге и методах его преподавания; наконец, включаясь в диалог с ребенком, они начнут лучше понимать и ценить детское творчество.
Пусть родители никогда не критикуют детский рисунок, не выносят категорической оценки: правильно неправильно, к примеру: «Дом у тебя кривой. Человека нарисовал непропорционально со слишком большой головой» и т.д.
Обычно родителей такое требование озадачивает. Но здесь может быть такой выход.
Если ребенок нарисовал кривой дом, то вы не возмущайтесь – почему дом , ты плохо нарисовал? А вы спросите: « А почему у тебя дом получился такой, он, что, заболел? Или он состарился? Я не пойму, этот дом у тебя веселый или грустный? Здоровый или больной?» Попытайтесь поразмышлять вместе с ребенком. И ребенок вам многое расскажет про свой дом. В противном случае родители рискуют загубить первые робкие ростки творчества, у ребенка появится страх нарисовать неправильно и он может надолго и даже навсегда утратить интерес к изобразительному творчеству. Необходимо помочь детям тем, чтобы наши родители как можно больше внимания уделяли детскому творчеству и терпеливо обучали их.
Литература:
1. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков,1923.
2. Эстетическое воспитание и экология культуры. М.,1988.