kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья

«Развитие детского творчества

средствами изобразительной деятельности»

Латырцева  Л. В., воспитатель

ГККП я/сада №28 «Карлығаш»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

 «…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 В.А. Сухомлинский.

    Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.

    Однако воспитывать творческую личность невозможно, не приобщая к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя художественного вкуса и художественных способностей.

     Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

    Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.

    В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки,

аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

    Рисование нестандартными материалами позволяет также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической

деятельности, прежде всего художественного творчества.

    Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные

знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.

     Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как

он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию, а развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

   Одной из основных задач моей организационно-педагогической работы  является повышение художественно-эстетического уровня развития детей.     Поэтому я, выделяя художественно-эстетическое направление моей  работы по теме творческого поиска «Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию»», решаю следующие задачи:

1.Приобщение детей к мировой культуре вне зависимости от уровня индивидуальных способностей.

2.Развитие познавательного интереса.

3.Формирование художественно-эстетических вкусов и представлений в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка.

4.Формирование творческой активности дошкольников в области изобразительной деятельности.

5.Формирование знаний, умений и навыков в художественной деятельности.

    Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

    Поэтому в решении задач по развитию творческой индивидуальности у детей, я использую разнообразные изобразительные техники, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности, это: рисование пальчиком, рисование штрихом, рисование по сырой бумаге, рисование восковыми мелками, свечой и акварелью, граттаж, монотипия, батик (роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам), рисование пластилином, рисование при помощи ниток.

   С уверенностью могу сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

   Для решения   задач по повышению художественно-эстетического уровня развития детей,  в группе созданы соответствующие  условия, продумана организация воспитательно-образовательного процесса, найдены новые формы работы с детьми, педагогическим коллективом, родителями.

     В группе есть уголок художественно-эстетического развития, в котором размещены различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, бумага разной фактуры и качества, формы и формата, кисточки разных номеров (белка, щетина), различные трафареты животных, предметов, овощей и фруктов.

    Весь этот материал доступен для детей, и они могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и родственникам. Я добавила следующие материалы: уголь, манку, рис. Дети заинтересовались новыми материалами и стали их использовать: на манке они рисовали. Кроме этого есть дидактические игры по ознакомлению с объектами природы,  пейзажам, так же есть поэтапное рисование объектов природы.

    Чтобы ребёнок развивался как носитель творческого начала, проявляя себя как подлинный субъект деятельности, я предоставляю ему свободный выбор формата и размера бумаги, изобразительных материалов (гуашь, акварель, цветные карандаши, уголь, пастель, пластилин, глина и другое, техники исполнения и др).

     На ОУД по изодеятельности психологическая атмосфера играет важную, если не главенствующую роль. Для достижения успеха я  вместе с детьми проживаю и сопереживаю эмоционально-образное состояние. Этому способствует эмоционально-художественная драматургия занятия, а также музыкальное сопровождение, художественное или поэтическое слово, восприятие шедевров живописи. Все это создает условия для творческой самореализации детей, а значит способствует созданию обстановки взаимного доверия и открытости. В конце организованной учебной деятельности я  все детские рисунки вывешиваю на обозрение, независимо от качества исполнения. Анализ рисунков проходит также в доброжелательной атмосфере, без резких замечаний.

     К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения.

     Успех моей деятельности обеспечивается сотрудничеством с родителями. Каждый раз родители радуются успехам своего ребёнка. Каждый ребёнок получает одобрение от родителей. Для развития родительской компетентности в области изодеятельности провожу консультации: «Рисуем вместе», «Как и чем можно рисовать», мастер-класс «Волшебные краски».

      Считаю работу по развитию творческого потенциала у дошкольников в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник  успешной, потому что дети на ОУД получали ощущения радости и с нетерпением ждали новых встреч.

      Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»»

Статья

«Развитие детского творчества

средствами изобразительной деятельности»


Латырцева Л. В., воспитатель

ГККП я/сада №28 «Карлығаш»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский.



Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.

Однако воспитывать творческую личность невозможно, не приобщая к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя художественного вкуса и художественных способностей.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки,

аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Рисование нестандартными материалами позволяет также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической

деятельности, прежде всего художественного творчества.

Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные

знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как

он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию, а развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

Одной из основных задач моей организационно-педагогической работы является повышение художественно-эстетического уровня развития детей. Поэтому я, выделяя художественно-эстетическое направление моей работы по теме творческого поиска «Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию»», решаю следующие задачи:

1.Приобщение детей к мировой культуре вне зависимости от уровня индивидуальных способностей.

2.Развитие познавательного интереса.

3.Формирование художественно-эстетических вкусов и представлений в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка.

4.Формирование творческой активности дошкольников в области изобразительной деятельности.

5.Формирование знаний, умений и навыков в художественной деятельности.

Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

Поэтому в решении задач по развитию творческой индивидуальности у детей, я использую разнообразные изобразительные техники, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности, это: рисование пальчиком, рисование штрихом, рисование по сырой бумаге, рисование восковыми мелками, свечой и акварелью, граттаж, монотипия, батик (роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам), рисование пластилином, рисование при помощи ниток.

С уверенностью могу сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Для решения задач по повышению художественно-эстетического уровня развития детей, в группе созданы соответствующие условия, продумана организация воспитательно-образовательного процесса, найдены новые формы работы с детьми, педагогическим коллективом, родителями.

В группе есть уголок художественно-эстетического развития, в котором размещены различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, бумага разной фактуры и качества, формы и формата, кисточки разных номеров (белка, щетина), различные трафареты животных, предметов, овощей и фруктов.

Весь этот материал доступен для детей, и они могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и родственникам. Я добавила следующие материалы: уголь, манку, рис. Дети заинтересовались новыми материалами и стали их использовать: на манке они рисовали. Кроме этого есть дидактические игры по ознакомлению с объектами природы, пейзажам, так же есть поэтапное рисование объектов природы.

Чтобы ребёнок развивался как носитель творческого начала, проявляя себя как подлинный субъект деятельности, я предоставляю ему свободный выбор формата и размера бумаги, изобразительных материалов (гуашь, акварель, цветные карандаши, уголь, пастель, пластилин, глина и другое, техники исполнения и др).

На ОУД по изодеятельности психологическая атмосфера играет важную, если не главенствующую роль. Для достижения успеха я вместе с детьми проживаю и сопереживаю эмоционально-образное состояние. Этому способствует эмоционально-художественная драматургия занятия, а также музыкальное сопровождение, художественное или поэтическое слово, восприятие шедевров живописи. Все это создает условия для творческой самореализации детей, а значит способствует созданию обстановки взаимного доверия и открытости. В конце организованной учебной деятельности я все детские рисунки вывешиваю на обозрение, независимо от качества исполнения. Анализ рисунков проходит также в доброжелательной атмосфере, без резких замечаний.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения.

Успех моей деятельности обеспечивается сотрудничеством с родителями. Каждый раз родители радуются успехам своего ребёнка. Каждый ребёнок получает одобрение от родителей. Для развития родительской компетентности в области изодеятельности провожу консультации: «Рисуем вместе», «Как и чем можно рисовать», мастер-класс «Волшебные краски».

Считаю работу по развитию творческого потенциала у дошкольников в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник успешной, потому что дети на ОУД получали ощущения радости и с нетерпением ждали новых встреч.

Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»

Автор: Латырцева Лариса Владимировна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356117

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiati_1"
    ["file_id"] => string(6) "356075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478474996"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiati_2"
    ["file_id"] => string(6) "356117"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478499872"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiati_3"
    ["file_id"] => string(6) "356118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478499875"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Консультация для родителей «Развитие детского творчества»"
    ["seo_title"] => string(58) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_detskogo_tvorchestva"
    ["file_id"] => string(6) "534339"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578077911"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessie_"
    ["file_id"] => string(6) "381645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484907872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства