Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»
Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»
Статья
«Развитие детского творчества
средствами изобразительной деятельности»
Латырцева Л. В., воспитатель
ГККП я/сада №28 «Карлығаш»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский.
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.
Однако воспитывать творческую личность невозможно, не приобщая к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя художественного вкуса и художественных способностей.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки,
аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.
Рисование нестандартными материалами позволяет также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической
деятельности, прежде всего художественного творчества.
Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные
знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как
он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию, а развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.
Одной из основных задач моей организационно-педагогической работы является повышение художественно-эстетического уровня развития детей. Поэтому я, выделяя художественно-эстетическое направление моей работы по теме творческого поиска «Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию»», решаю следующие задачи:
1.Приобщение детей к мировой культуре вне зависимости от уровня индивидуальных способностей.
2.Развитие познавательного интереса.
3.Формирование художественно-эстетических вкусов и представлений в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка.
4.Формирование творческой активности дошкольников в области изобразительной деятельности.
5.Формирование знаний, умений и навыков в художественной деятельности.
Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Поэтому в решении задач по развитию творческой индивидуальности у детей, я использую разнообразные изобразительные техники, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности, это: рисование пальчиком, рисование штрихом, рисование по сырой бумаге, рисование восковыми мелками, свечой и акварелью, граттаж, монотипия, батик (роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам), рисование пластилином, рисование при помощи ниток.
С уверенностью могу сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Для решения задач по повышению художественно-эстетического уровня развития детей, в группе созданы соответствующие условия, продумана организация воспитательно-образовательного процесса, найдены новые формы работы с детьми, педагогическим коллективом, родителями.
В группе есть уголок художественно-эстетического развития, в котором размещены различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, бумага разной фактуры и качества, формы и формата, кисточки разных номеров (белка, щетина), различные трафареты животных, предметов, овощей и фруктов.
Весь этот материал доступен для детей, и они могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и родственникам. Я добавила следующие материалы: уголь, манку, рис. Дети заинтересовались новыми материалами и стали их использовать: на манке они рисовали. Кроме этого есть дидактические игры по ознакомлению с объектами природы, пейзажам, так же есть поэтапное рисование объектов природы.
Чтобы ребёнок развивался как носитель творческого начала, проявляя себя как подлинный субъект деятельности, я предоставляю ему свободный выбор формата и размера бумаги, изобразительных материалов (гуашь, акварель, цветные карандаши, уголь, пастель, пластилин, глина и другое, техники исполнения и др).
На ОУД по изодеятельности психологическая атмосфера играет важную, если не главенствующую роль. Для достижения успеха я вместе с детьми проживаю и сопереживаю эмоционально-образное состояние. Этому способствует эмоционально-художественная драматургия занятия, а также музыкальное сопровождение, художественное или поэтическое слово, восприятие шедевров живописи. Все это создает условия для творческой самореализации детей, а значит способствует созданию обстановки взаимного доверия и открытости. В конце организованной учебной деятельности я все детские рисунки вывешиваю на обозрение, независимо от качества исполнения. Анализ рисунков проходит также в доброжелательной атмосфере, без резких замечаний.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения.
Успех моей деятельности обеспечивается сотрудничеством с родителями. Каждый раз родители радуются успехам своего ребёнка. Каждый ребёнок получает одобрение от родителей. Для развития родительской компетентности в области изодеятельности провожу консультации: «Рисуем вместе», «Как и чем можно рисовать», мастер-класс «Волшебные краски».
Считаю работу по развитию творческого потенциала у дошкольников в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник успешной, потому что дети на ОУД получали ощущения радости и с нетерпением ждали новых встреч.
Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»»
Статья
«Развитие детского творчества
средствами изобразительной деятельности»
Латырцева Л. В., воспитатель
ГККП я/сада №28 «Карлығаш»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский.
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.
Однако воспитывать творческую личность невозможно, не приобщая к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя художественного вкуса и художественных способностей.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки,
аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.
Рисование нестандартными материалами позволяет также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической
деятельности, прежде всего художественного творчества.
Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные
знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как
он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию, а развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.
Одной из основных задач моей организационно-педагогической работы является повышение художественно-эстетического уровня развития детей. Поэтому я, выделяя художественно-эстетическое направление моей работы по теме творческого поиска «Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию»», решаю следующие задачи:
1.Приобщение детей к мировой культуре вне зависимости от уровня индивидуальных способностей.
2.Развитие познавательного интереса.
3.Формирование художественно-эстетических вкусов и представлений в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка.
4.Формирование творческой активности дошкольников в области изобразительной деятельности.
5.Формирование знаний, умений и навыков в художественной деятельности.
Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Поэтому в решении задач по развитию творческой индивидуальности у детей, я использую разнообразные изобразительные техники, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности, это: рисование пальчиком, рисование штрихом, рисование по сырой бумаге, рисование восковыми мелками, свечой и акварелью, граттаж, монотипия, батик (роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам), рисование пластилином, рисование при помощи ниток.
С уверенностью могу сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Для решения задач по повышению художественно-эстетического уровня развития детей, в группе созданы соответствующие условия, продумана организация воспитательно-образовательного процесса, найдены новые формы работы с детьми, педагогическим коллективом, родителями.
В группе есть уголок художественно-эстетического развития, в котором размещены различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, бумага разной фактуры и качества, формы и формата, кисточки разных номеров (белка, щетина), различные трафареты животных, предметов, овощей и фруктов.
Весь этот материал доступен для детей, и они могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и родственникам. Я добавила следующие материалы: уголь, манку, рис. Дети заинтересовались новыми материалами и стали их использовать: на манке они рисовали. Кроме этого есть дидактические игры по ознакомлению с объектами природы, пейзажам, так же есть поэтапное рисование объектов природы.
Чтобы ребёнок развивался как носитель творческого начала, проявляя себя как подлинный субъект деятельности, я предоставляю ему свободный выбор формата и размера бумаги, изобразительных материалов (гуашь, акварель, цветные карандаши, уголь, пастель, пластилин, глина и другое, техники исполнения и др).
На ОУД по изодеятельности психологическая атмосфера играет важную, если не главенствующую роль. Для достижения успеха я вместе с детьми проживаю и сопереживаю эмоционально-образное состояние. Этому способствует эмоционально-художественная драматургия занятия, а также музыкальное сопровождение, художественное или поэтическое слово, восприятие шедевров живописи. Все это создает условия для творческой самореализации детей, а значит способствует созданию обстановки взаимного доверия и открытости. В конце организованной учебной деятельности я все детские рисунки вывешиваю на обозрение, независимо от качества исполнения. Анализ рисунков проходит также в доброжелательной атмосфере, без резких замечаний.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения.
Успех моей деятельности обеспечивается сотрудничеством с родителями. Каждый раз родители радуются успехам своего ребёнка. Каждый ребёнок получает одобрение от родителей. Для развития родительской компетентности в области изодеятельности провожу консультации: «Рисуем вместе», «Как и чем можно рисовать», мастер-класс «Волшебные краски».
Считаю работу по развитию творческого потенциала у дошкольников в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник успешной, потому что дети на ОУД получали ощущения радости и с нетерпением ждали новых встреч.
Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.