kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Источник жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних,формирование ценностных установок жизнеутверждающей направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Источник жизни»»



Государственное бюджетное профессионального образовательное учреждение

Владимирской области

«Киржачский машиностроительный колледж»







Программа

по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних ,формирование ценностных установок жизнеутверждающей направленности



«Источник жизни»



Составитель:

Педагог-психолог

Агафонова Анна Игоревна

8(906) 610-37-30



г.Киржач

2017 год



Программа

по профилактике суицидального поведения

«Источник жизни»

Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем. 

Россия занимает одно из ведущих мест по числу самоубийств. При этом особенно бросается в глаза тот факт, что в России чрезвычайно высок показатель самоубийств среди мужчин, при низком показателе среди женщин. По последним данным, свыше 80% самоубийств приходится на долю мужчин. В России самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков. В год кончают жизнь самоубийством 1500 детей и ещё 4 тысячи совершают попытку самоубийства. По данным ЮНИСЕФ, 45% русских девочек и 27% русских мальчиков хотя бы раз в жизни серьёзно обдумывали возможность самоубийства.

 Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка, говорит:

Государство держит в секрете точное количество самоубийств. Некоторые регистрируются как несчастные случаи. Если мы не решим корни этой проблемы, то потеряем целое поколение. Шесть подростков совершили суицид за 10 дней. Это не эпидемия самоубийств. Это государственная трагедия.

Психологический смысл подросткового суицида (точнее говоря, суицидального поведения, так как попытки гораздо чаще оказываются неудачными) - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Е.М.Вроно пишет: «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации» (Вроно Е.М.,1994). Смерть представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Да и представление о ценности собственной жизни еще не сформировано.

По мнению А.Н.Волковой (1998), самоубийства подростков имеют обыкновенно следующие характерные черты:
• Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (семья, школа, другие референтные группы).
• Конфликты воспринимаются как крайне значимые и травматичные, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий.
• Суицидальный поступок воспринимается в романтически - героическом ореоле: как смелый вызов, мужественное решение и т.д.
• Суицидальное поведение демонстративно.
• Суицидальное решение появляется в порыве, состоянии аффекта; в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета.
• Средства самоубийства выбраны неумело.

Большинство подростков проявляют такое поведения из-за различных жизненных неурядиц.

Семья – важнейший социальный институт, именно в ней происходит первичная социализация человека. Следовательно, если в семье не происходит формирование ценностных установок и подросток не находит общий язык с родителями, то он попадает в группу риска.

Подростки, входящие в группу риска:

-)испытывающие дефицит общения

-)эмоционально неустойчивые

-)испытывающие зависимость самооценки от мнения других

-)имеющие в семье алкоголиков, психически больных лиц

-)имеющие проблемы во взаимоотношениях в семье и с противоположным полом

Эти проблемы свидетельствуют о необходимости усовершенствования профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и формирования ценностных установок жизнеутверждающей направленности.

Источники опасности

Социальные сети: в данный момент сильно возросла мода на демонстрацию суицидальных наклонностей в социальных сетях. Есть группы, которые призывают и поощряют снятие душевной боли через физическую. Например, популярная группа в контакте - «Кровь». Имеющая более 151566 подписчиков. А также множество других групп «5 минут до суицида», «суицид души» и т.д. Одна группа с шокирующим названием «Смерть» имеет более 214788 подписчиков. Проведя сравнительный анализ в данных группах, выяснено, что 95% участников – подростки. Все эти подростки являются потенциальными студентами образовательных учреждений.

Семья: авторитеты родителей у подростков подвергаются жесткой критике и оценке, заставить несовершеннолетнего выполнять определенные требования становится сложнее, поэтому большинство родителей выбирает два стиля воспитания: либеральный и авторитарный. Авторитарный проявляется в гиперопеке над ребенком, либеральный – попустительство. Всё это провоцирует конфликтные ситуации, приводящие к побегам из дома и к суицидальному поведению.

Сверстники: в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Большое значение имеет межличностное общение с противоположным полом. Если ребенок испытывающий дефицит общения или будучи изгоем, не находит самовыражения в другой деятельности - это ведет к суицидальному поведению.

1.Правовая база проекта программы:

-) Конвенция ООН о правах подростка ( ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)

-)Конституция РФ

-)ФЗ РФ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. 

- )Семейный кодекс РФ

-)Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»

-)План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537

-)"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 05.05.2014)  Статья 5.35

-) ФЗ РФ  № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14 -)ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах  системы  профилактики  безнадзорности  и правонарушений  несовершеннолетних»

2.Цель проекта программы:

Создание оптимальных социально-психологических и педагогических условий для адаптации подростков в социуме, а также для адекватного восприятия стрессовых ситуаций на основе эффективного функционирования системы работы по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних путем обеспечения единого комплекса формирования ценностных установок жизнеутверждающей направленности со стороны семьи, колледжа.

Задачи программы:

-)создание условий для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в группе риска;

-)оказание действенной и незамедлительной психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

-)создание условий для раннего выявления семей, испытывающих трудности при общении с ребенком, а также родителей, недобросовестно исполняющих обязанности по воспитанию подростков, оказание им помощи в воспитании и обучении;

-) организация работы спортивных секций, клубов по интересам, и привлечение студентов на психологические тренинги, семинары, классные часы, посвященные профилактике суицидального поведения и формирования ценностных установок жизнеутверждающей направленности.

-) акцентирование обучающихся на своей уникальности;

-)акцентирование внимания студентов на деятельности, направленной на формирование адекватной самооценки и снижения уровня тревожности;

-)акцентирование внимания на пропаганде здорового образа жизни;

3.Обоснование актуальности проекта программы

В настоящее время в обществе, несмотря на обилие психологических консультантов и психоаналитиков, наблюдается увеличение числа подростков с суицидальным поведением.

Причинами, влияющими на рост количества студентов с данным поведением является, в первую очередь, дефицит общения. Огромное количество детей заменило реальное общение виртуальным.

Следующая причина – конфликты и недопонимание в семье. Отсутствие внимания и поддержки, жесткость установок со стороны родителей. Достаточно вспомнить недавнюю трагедию, которая произошла с подростками Денисом и Катей из города Псков. Оба из обеспеченных семей, не имеющие нареканий со стороны педагогов и вдруг, 11 ноября Катя и Денис не пришли на учебу. Накануне был скандал: у Кати было назначено свидание с Денисом, туда пришла мама Кати, был скандал, мать отхлестала Катю по лицу. На следующий день они и решили: бежать. Маршруткой добрались до Струг Красных — там у отчима Кати давно был дом, разбили стекло, влезли в дом. Все остальное, что было им нужно, было при них. Двое. В пустом доме. Без криков и воплей взрослых. Любовь. В 11:16 в статусах Кати и Дениса в социальной сети «ВКонтакте» одновременно появилась одна и та же запись — слово в слово: «Я вас любил(а), но вы сами не заметили того, как разрушили мою психику и жизнь. Прощайте все и друзья, и семья, и знакомые. Не волнуйтесь, уходить буду красиво. Удачи всем в своей жизни и пожалуйста, не бойтесь жить так, как хотите или считаете нужным. Жизнь в свое удовольствие — это наилучшая жизнь. Люблю вас». Это могла быть история про любовь, но стала историей про смерть.

Алкоголизм и наркомания в семье, наличие психически больных родственников – все это может стать причиной суицидального поведения.

Подростковый возраст – это «буря» эмоций, физиологическая и психологическая перестройка всего организма. Родители, которые столько лет знали своего ребенка, находятся в растерянности. Колледж является «источником жизни» для студентов и родителей, он обучает социально необходимым нормам и помогает найти выход из тяжелых жизненных ситуаций.

4.Адресаты программы:

Студенты и обучающиеся ГБПОУ ВО «Киржачский машиностроительный колледж».

Предполагаемыми субъектами реализации программы являются группы:

заместители директора по УВР;

преподаватели колледжа;

классные руководители;

социально-психологическая служба (социальный педагог и педагог психолог);

родители, члены родительского комитета, врачи.

5.Принципы программы «Источник жизни»

В проекте программы главное внимание уделяется профилактике девиантного поведения, учитывая следующие принципы:

-)комплексность – комплексный и системный подход к профилактике и коррекции;

-)интеграция - необходимость интеграции и координации воспитания-семьи, колледжа, общества;

-)принцип личностной направленности – учет индивидуальных интересов, черт характера, типа темперамента, упор на положительные качества студента;

-)природособразность - отношение к подростку, как к части природы, делая опору на его природные силы;

-)позитивный характер воздействия - налаживание доверительных отношений с обучающимся и совместное нахождение путей решения возникших проблем.

6.Организация процесса реализации проекта программы

План реализации проекта

Программа рассчитана на 3 года, срок реализации с 01.09.2017г. по 30.06.2020г.

Содержание работы на этапах реализации проекта программы

Название этапа

Содержание работы

1этап.

Подготовительный этап

2017-2018 учебный год






-разработка и структурирование методического материала;

-изучение и обобщение имеющегося опыта работы;

-проведение социологического исследования среди обучающихся, преподавателей, родителей, направленных на профилактику суицидального поведения;

-поиск форм и методов вовлечения студентов во внеурочную деятельность.


2 этап.

Внедрение и функционирование программы

2018-2019 учебный год



-оказание социальной психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и детям группы риска;

-осуществление психолого-педагогической диагностики;

-вовлечение студентов группы риска в активную деятельность субъектов профилактической работы;

-использование потенциала ученического самоуправления методов, формирующих ценностные установки жизнеутверждающей направленности.


3 этап.

Отслеживание и анализ результатов

2019-2020 учебный год




-мониторинг процесса внедрения программы;

-мониторинг эффективности реализации программы;

-соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;

-выявление перспектив развития колледжа в этом направлении.

Программа будет реализована в системе воспитательной работы с учащимися 1-3 курсов. Она составлена на основе принципов системности, научности, толерантности, доступности. Данная программа рассчитана на 3 года. Структура и организация проекта составлена с учётом возрастных особенностей студентов, затрагивая и опираясь не только на зону актуального развития, но и на зону ближайшего развития.

7.Ресурсное обеспечение профилактической работы

Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий проекта, осуществляется в пределах средств, выделяемых на данную деятельность исполнителей проекта.

8.Ожидаемые результаты

Уменьшение факторов риска , приводящих к суицидальному поведению у несовершеннолетних.

Формирование у подростков ценностных установок жизнеутверждающей направленности.

Обучение методам психологической защиты и навыкам снятия эмоционального напряжения.

Снижение конфликтных ситуаций между родителем и подростком.

Формирование адекватной самооценки и чувства собственной уникальности.

Формирование устойчивых тенденций к здоровому образу жизни.

9.Содержательные компоненты проекта программы

Программа содержит 5 блоков: организационная, диагностическая, профилактическая, просветительская, коррекционная.

Организационная работа направлена на разработку и систематизацию мероприятий по профилактике суицидального поведения.

Диагностическая работа включает в себя определение количества студентов группы риска, опрос родителей и педагогов о взаимоотношениях с подростками.

Профилактическая работа предполагает предупреждение девиантного поведения у студентов, с помощью индивидуальных бесед и классных часов. Вовлечение подростков в активную внутриколледжную деятельность.

Просветительская работа состоит из системы классных часов, родительских собраний и лекториев на тематику: межличностные отношения, язык любви, мир и гармония в семье, здоровый образ жизни, эмоции и стресс, нравственные ценности, смысл жизни.

Коррекционная работа проводится с целью коррекции уже сложившихся, негативно направленных ориентиров, с помощью тренингов для студентов и родителей, командных игр между группами учащихся.

Все 5 блоков работы направлены на тесное взаимодействие всех субъектов проекта.

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа

  • Планирование и систематизация мероприятий по профилактике суицидального поведения совместно с работниками медицинских учреждений.

  • Организация работы Совета профилактики.

  • Составление картотеки студентов и семей группы риска.

Диагностическая работа

  • Анкетирование студентов 1-3 курсов на определение взаимоотношений в группе, семье.

  • Анкетирование студентов 1 курсов на мотивацию и адаптацию.

  • Анкетирование студентов 1-3 курсов на определение типа темперамента, психических процессов, а также уровня тревожности и самооценки.

  • Опрос обучающихся 3 курсов на тему будущих жизненных планов.

  • Анкетирование родителей на определение типа семейного воспитания и степени доверия между родителем ребенком.

Профилактическая работа со студентами

  • Проведение бесед направленных на профилактику суицидального поведения у несовершеннолетних.

  • Проведение бесед на формирование ценностных установок жизнеутверждающей направленности.

  • Профориентационная работа.

  • Проведение бесед на развитие гармоничных межличностных отношений.

  • Вовлечение студентов в деятельность студенческого самоуправления.

  • Беседы социального педагога и педагога-психолога.

  • Вовлечение в активную внутриколледжную деятельность.

  • Оказание помощи в организации отдыха детям «группы риска» в каникулярное время.

  • Организация интересного и продуктивного досуга.

  • Проведение экскурсий и летних походов.

Профилактическая работа с родителями

  • «Дни открытых дверей» для родителей.

  • Выбор родительского комитета в группах.

  • Вовлечение родителей в проведение культурно-массовых мероприятий.

  • Посещение по месту жительства неблагополучных семей.

Просветительская работа

  • Проведение родительского всеобуча.

  • Проведение классных часов для студентов и родителей совместно с медицинскими работниками.

  • Проведение единых классных часов для студентов совместно с кандидатами в мастера спорта.

  • Проведение лекций для родителей.

  • Проведение конференций для педагогов.

Коррекционная работа со студентами группы риска и их родителями

  • Тренинг личностного самопознания.

  • Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей.

  • Игра «хамелеон».

  • Тренинг на снятие эмоционального напряжения и негативных эмоций.

  • Тренинг на преодоление неуверенности в себе.

  • Тренинг на развитие лидерских качеств.

  • Тренинг на увеличение степени доверия между родителем и ребенком.

  • Тренинг для студентов 1 курсов на улучшение адаптации и сплоченность.

  • Вовлечение студентов в соревнования «А ну- ка девочки» и «А ну-ка мальчики».

  • Проведение эстафет между группами.

  • Вовлечение студентов в ежегодные соревнования по волейболу, баскетболу и футболу.

  • Арт - терапия и сказкотерапия.

Планируемые результаты:

  • Создание и систематизация мероприятий, необходимых для профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

  • Стимулирование студентов и родителей к здоровому образу жизни.

  • Заинтересованность в личностном развитии и формирование ценностных установок жизнеутверждающей направленности студентов.

  • Гармонизация межличностных отношений между всеми субъектами проекта.

  • Выявление детей и семей «группы риска» и определение причин повлекших данное поведение.

  • Активная коррекционная работа .

  • Уменьшение количества детей с суицидальным поведением.

Календарный план мероприятий по проекту программы

Содержание работы

Группы

Сроки

Ответственные

1.Организационные мероприятия

1

Изучение и систематизация социально-психологической структуры семей студентов

1 курс

сентябрь

Социальный педагог, кл. руководитель, педагог-психолог

2

Выявление подростков и семей «группы риска»

1 курс

сентябрь

Социальный педагог и кл.руководитель

3

Составление банка данных и социальных паспортов

Все курсы

сентябрь-октябрь

Социальный педагог

4

Планирование мероприятий по профилактике суицидального поведения и формирования ценностных установок жизнеутверждающей направленности совместно со специалистами ЦРБ и кандидатами в мастера спорта


сентябрь-ноябрь

Зам.директора по УВР, социальный педагог

5

Создание и подготовка агитбригад

все курсы

Сентябрь-ноябрь

Педагог организатор, социальный педагог

6

Вовлечение студентов в спортивную, культурно массовую жизнь колледжа

все курсы

В течение года

Педагог организатор, руководители кружков и секций, преподаватель физической культуры

7

Участие в районных, областных акциях, профилактических мероприятий по линии Департамента образования, администрации района, спортивной школы.

Все курсы

В течение года

Администрация колледжа

2.Работа со студентами и их родителями

1

Оказание своевременной психологической и социальной поддержки и помощи.

Все курсы

По мере необходимости

Педагог-психолог, социальный педагог

2

Диагностика адаптации и мотивации.

1 курс

Сентябрь -октябрь

Педагог-психолог

3

Диагностика темперамента, психических процессов, уровня тревожности, самооценки.

Все курсы

2 раза в год

Педагог -психолог

4

Диагностика склонностей к суицидальному поведению.

Все курсы

2 раза в год

Педагог-психолог

5

Диагностика родителей на стиль воспитания в семье и на степень доверия между родителем и ребенком


Сентябрь - октябрь

Педагог-психолог

6

Проведение родительского всеобуча «Язык любви»


1 раз в год

Педагог психолог

7

Проведение классных часов для студентов и их родителей, посвященные просвещению и формированию позитивного представления о жизни

(«Жить здорово» и т.д.)

Все курсы

Сентябрь-июнь

Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦРБ, кандидаты в мастера спорта

8

Индивидуальные беседы

Дети «группы риска»

По мере необходимости

Педагог-психолог

9

Обучение студентов методам снятия эмоционального напряжения, тревожности, агрессии.

Игра «хамелеон»

Все курсы

Сентябрь –июнь



1 раз в год

Педагог-психолог

10

Тренинговые занятия на сплочение

1курс-2 курс

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

11

Проведение классных часов на самоопределение и выяснение структуры жизненного плана

3 курс

Апрель-май

Педагог-психолог

12

Оказание помощи студентам в организации досуга

Все курсы

В течение года

Социальный педагог, педагог психолог, педагог организатор


3.Работа с педагогическим коллективом

1

Конференция, направленная на просвещение в области возрастной психологии, социальной психологии


Начало, конец учебного года

Педагог-психолог

2

Тренинг на преодоление эмоционального выгорания


Начало, конец учебного года

Педагог -психолог



Отслеживание эффективности каждого мероприятия программы:

  • Проведение тестирования и анкетирования, опросов всех участников проекта (студентов, родителей, педагогов), с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий.

  • Динамики осознания проблемы и отношения к ней.

Конечный результат реализации программы:

  • Положительная динамика изменения количества детей «группы риска».

  • Увеличение числа студентов ведущих здоровый образ жизни.

  • Уменьшение конфликтных ситуаций между всеми субъектами проекта.

  • Расширение кругозора студентов.

  • Увеличение числа студентов вовлеченных в работу самоуправления колледжа, занимающихся в кружках и секциях.

  • Формирование у студентов ценностных установок жизнеутверждающей направленности.

Схема работы ГБПОУ ВО КМК Киржачский машиностроительный колледж по программе профилактики суицидального поведения и формирования ценностных установок жизнеутверждающей направленности

Проведение тренингов, лекториев, классных часов, направленных формирование ценностных установок жизнеутверждающей направленности



Развитие системы внеурочной занятости











Создание и подготовка агитбригад





Подросток. Реализация программы «Источник жизни».







Командные игры и экскурсии








Конференция для педагогов







Совместная работа с мед. специалистами и кандидатами в мастера спорта



Родительский всеобуч «Язык любви»

Индивидуальная работа с детьми группы риска













Пропаганда здорового образа жизни





п/п

Наименование индикатора

2017

2018

2019

2020


1.

Кол-во студентов «группы риска »

46














2.

Кол-во студентов посещающих кружки и секции

94





3.

Кол-во семей, находящихся в «группе риска»

25










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Источник жизни»

Автор: Агафонова Анна Игоревна

Дата: 09.10.2017

Номер свидетельства: 431484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "разработка урока по познанию мира на тему " Вода- источник жизни" "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-voda-istochnik-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "135924"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417006529"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Вода-  источник жизни» "
    ["seo_title"] => string(23) "voda-istochnik-zhizni-1"
    ["file_id"] => string(6) "210921"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431518803"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Проект и презентация "Вода - источник жизни" "
    ["seo_title"] => string(47) "proiekt-i-priezientatsiia-voda-istochnik-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "115910"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412171060"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Музыка источник жизни. "
    ["seo_title"] => string(23) "muzyka-istochnik-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "206173"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430123621"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Вода-источник жизни""
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt_uroka_voda_istochnik_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "365386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480786149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства