Вода -источник жизни
Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни, развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.
Опережающее задание к занятию.
Предложить детям запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.
Ход занятия:
1.Орг. момент
2.План занятия. 1.Наблюдать
2.Искать
3.Пробовать
4.Делать выводы
– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:
Что в гору не вкатишь
В решете не удержишь
И в руках не унесешь. (Вода)
– Действительно мы будем говорить о воде.
3. Практическое задание. Создание кластера
Работа в группах. Распаковка слова.(Заранее раздать картинки)
Вода .
-Где вы можете обнаружить воду?
-Найдите на картинках и докажите свой выбор.
4.Практическое задание.Создание постера.
Работа в группах.(Раздать картинки.)
-Как и кто используют воду ? Докажите свой выбор.
-Докажите,что «Вода -источник жизни»
-Сделайте вывод.
Вывод: Люди, растения и животные не могут прожить без воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
5.Лабораторные опыты.
-Проведем лабораторные опыты.
Опыт №1: “У пресной воды нет вкуса”
-Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?
-. Попробуйте воду в стакане на вкус. Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: пресная вода не имеет вкуса. Такая вода в родниках, реках и озерах.
Опыт №2: “Морская вода -соленая”
-Как сделать воду морской? Смешайте.
-Попробуйте воду в стакане на вкус. Сравните с пресной водой.
Вывод: морская вода соленая на вкус. Такая вода в океанах,морях.
– Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли.
– Какого цвета на глобусе больше?
– Покажите все что выделено этим цветом?
На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом.
- Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.
Морская вода Пресная вода
Океаны Реки
Моря Озера
Родники
Облака
Работа в группах.
Найдите на карте и отметьте постиками нахождения морской и пресной воды.
-Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)
-Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.
– Найдите на глобусе участки желтого цвета.Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь. О том, как это делать, мы поговорим на следующих занятиях.
Выводы: мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.
Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.
Посмотрите на эти экологические знаки:
-Что они обозначают?
-Давайте придумаем свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой.
Молодцы! Хорошо поработали.
А теперь сделаем вывод:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –
ВОДА!