Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» стартовые условия. Среди них особое место занимают дети со специальными потребностями и дети с ограниченными возможностями здоровья (называемые ранее «дети-инвалиды»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в школе»
«Если мы не можем покончить с нашими отличиями,
мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом,
безопасным для многообразия»
Джон Фицджеральд Кеннеди
Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» стартовые условия. Среди них особое место занимают дети со специальными потребностями и дети с ограниченными возможностями здоровья (называемые ранее «дети-инвалиды»). Получению качественного образования такими детьми препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Тем не менее, в современных нормативно-правовых документах отмечено, что школы должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивного образования. Инклюзивное, или «включенное», образование – термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и детских садах общего типа.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.
Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями
1948 г. Всеобщая Декларация прав человека
1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка
1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех
1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов
1994 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями
2000 г. Всемирный форум по образованию
2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»
2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов
Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.
В данный момент обсуждение идей инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями сводится к дискуссии по поводу предоставления возможности выбора родителям детей с ограниченными возможностями двух путей социально-реабилитационного сопровождения: через организацию коррекционного пространства в стенах специальной школы или в условиях обычной массовой школы со всеми социально-психологическими рисками для такого ребенка. Социологические исследования показали, что второй маршрут активизирует механизмы взаимодействия ребенка со средой и только потом – коррекцию нарушенных функций и тем самым способствует более эффективному сопровождению не только самого ребенка, но и всей его семьи.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Инклюзивное (включающее) образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Кроме того, учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Инклюзивное образование – это часть большой стратегии по созданию общества, принимающего всех. Это динамичный процесс, находящийся в постоянном развитии и работающий над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей. Инклюзивное образование признает, что все дети могут учиться.
Выделяют три аспекта развития инклюзии:
1. Создание инклюзивной культуры (построение школьного сообщества, принятие инклюзивных ценностей).
2. Разработка инклюзивной политики (развитие школы для всех, организация поддержки разнообразия).
3. Развитие инклюзивной практики (управление процессом обучения, мобилизация ресурсов).
Включающее образование базируется на восьми принципах:
◘ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
◘ Каждый человек способен чувствовать и думать.
◘ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
◘ Все люди нуждаются друг в друге.
◘ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
◘ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
◘ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
◘ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В Казахстане нет запрета на обучение инвалидов в общеобразовательных школах и учреждениях, законодательно закреплены разнообразные формы получения образования инвалидами, но отсутствуют требования и механизмы реализации права на образование инвалидов в общей школе. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми, а большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах. Кроме того, родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. Еще одним барьером является архитектурная недоступность школ и других образовательных учреждений.
Существующие в настоящее время специальные школы и интернаты для детей с ограниченными возможностями являются по сути сегрегационными, а действующая сегодня система образования в РК не соответствует требованиям инклюзии и, в частности, принципам Конвенции ООН о правах инвалидов. Очевидно также, что нельзя в процессе внедрения инклюзивных форм образования «гнаться» за количеством, а необходимо качественно отрабатывать различные модели совместного обучения детей и распространять наиболее эффективные в общеобразовательных школах с учетом региональных особенностей.
Переход к инклюзивному образованию является сложным и многоэтапным процессом. Нельзя ускорить это процесс путем ликвидации коррекционных школ и их объединением с общеобразовательными школами. Требуется поэтапный, системный подход. Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей и доказать превосходство инклюзивного образования. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт). Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
Только при таком системном подходе можно ожидать реального существенного сокращения количества детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях, и увеличения темпов развития инклюзивных школ.
Для внедрения и развития инклюзивного образования в Казахстане необходимо, прежде всего, законодательно закрепить инклюзивное образование в качестве основной формы и выработать план первоочередных мероприятий и стратегию по внедрению инклюзивного образования в стране. При этом нельзя допустить, чтобы потребности и нужды какой-либо группы детей (например, детей с ограниченными возможностями здоровья) или профессиональные стереотипы (например, профессиональные стереотипы дефектологов) доминировали при разработке программ и проектов, направленных на развитие системы инклюзивного образования в нашей стране.
создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях;
подготовку специалистов и методик совместного образования детей-инвалидов в массовой школе;
разработку и апробирование модели инклюзивного образования в нескольких регионах России, включая и сельские школы;
предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах;
обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования
и внедрения моделей
инклюзивного образования;
осуществлять постоянный мониторинг международного опыта инклюзивного образования и его анализ для последующего использования в Казахстане;
предусмотреть меры и формы поддержки семей с детьми-инвалидами;
осуществлять на телевидении, радио и в иных СМИ постоянное разъяснение сути инклюзивного образования с целью формирования позитивного отношения к нему граждан.
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.)
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).
При ратификации «Конвенции о правах инвалидов» России придется внести серьезные изменения в законодательство и практическую политику в отношении инвалидов.
Но фактически речь идет об изменениях в общественных настроениях.
От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.
Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие