Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в процессе психологического сопровождения»
Кургина Марина Владимировна
Ленинградская область, Всеволожский район, п.Агалатово,
МОБУ «Агалатовская СОШ»
Игровые технологии в процессе психологического сопровождения ребенка в школе.
Идея психологического сопровождения лежит в основе школьной психологической службы.
Прежде всего, необходимо понимать лексическое значение слова “сопровождать”? В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова) мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.
Исходя из выше изложенного, необходимо сделать вывод, что психологическое сопровождение рассматривается в первую очередь как процесс, как целостная деятельность практического психолога, в рамках которой могут быть выделены следующие обязательные взаимосвязанные компоненты:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения.
3. Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Необходимо обратить внимание на второй и третий компоненты, именно выполнение их способствует успешной адаптации ребенка при переходе в различные социальные группы, а в дальнейшем, в адаптации и определении социальных ролей по окончании школы. Эта и есть та практическая часть психологического сопровождения ребенка в школе, которую необходимо проводить систематически совместно с педагогами и родителями.
Итак, мы приходим к идее необходимости разработки и проведения специальных игровых занятий с применением тренинговых упражнений.
Почему игровые занятия? Потому что игра имеет большое значение в жизни ребёнка, такое же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Современные западноевропейские философы Й. Хейзинги, Г. Гадамер, Е. Финк относят игру к одному из основных феноменов человеческого существования. «Она охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ее и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человека». (Е. Финка «Основные феномены человеческого бытия»).
Желательно руководить игрой. Нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.
В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли плюс правильно подобранные тренинговые упражнения, и, возможно, решение важных жизненных вопросов.
В данном ракурсе необходимо рассмотреть психологическое сопровождение всех ступеней учебного процесса.
Первая ступень – это проблема адаптации в первом классе, далее с процессом взросления ощущение собственной значимость, и подготовка к переходу в среднее звено. Просто рассказать ребенку о том, что в школе ему будет интересно, у него появится много друзей, конечно, этого мало. Ведь эти слова и действия не внесены еще в практику. А как ребенку объяснить, что значит быть внимательным на уроке. И вот тут нам и необходима игра и тренинговые упражнения.
Это могут быть упражнения и игры: «Чего не хватает?», «Акустики» «Пишущая машинка», « Зеркало» и др.
Мы знаем, что игра определяется как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. И в процессе этой игровой деятельности и формируются важнейшие модели поведения, которые мы видим во взрослой жизни.
Например, вернемся к проблеме «внимательный» или «невнимательный». Это значит постоянно быть включенным в игру, которая помогает ребенку замечать происходящее вокруг него, определять различные мелочи. Например, на этой неделе в школе может быть объявлена игра «Что я видел по дороге в школу», педагогом или родителем ведется определенный учет увиденного каждым ребенком. Через несколько дней игра усложняется, например « Что особенно интересным мне показалось по дороге в школу», опять учет, и так далее до окончания игры с последующим поощрением. И тогда складывается привычка анализировать увиденное, подмечать различные мелочи, что приводит к повышению уровня внимания и на уроках в том числе.
Вот другой пример из моей практики. На первых этапах обучения в существует проблема – дети как будто не слышат друг друга, в результате в классе присутствует постоянный шум. Мы провели ряд игровых занятий, включили тренинговые упражнения, помогающих решить эту проблему. Особенно понравилось ребятам упражнение «Стон королевы», предложенное Клаусом Фопелем. В ходе этого упражнения ребята учатся бесшумно двигаться по классу, другие упражнения («Зеркало») научили ребят понимать мимические движения друг друга, что снизило уровень шума в классе.
И вот ребенок в среднем звене. На первый план выходит проблема адаптации в пятом классе. На мой взгляд, самое важное еще впереди. Это период так называемого подросткового возраста, когда ребенку необходимо научиться не только строить, но и разрушать взаимоотношения, если они вредят ему. В этом возрасте просто необходимо научиться правильно, строить взаимоотношения с противоположным полом, и, конечно, быть толерантным к и своим сверстникам, и к родителям. А как этому всему научиться, если не в игре?
На этом этапе особенно важные тренинговые упражнения, требующие кинестетического контакта участников занятия; упражнения, направленные на регуляцию своих эмоций и чувств. Особенно важны и интересны большие ролевые игры, направленные на поиск компромисса. В этом необходимо обратиться к играм, предлагаемым Игорем Вачковым. Это «Катастрофа в пустыне», «От сумы да от тюрьмы», «Страшноватый суд», «Стул откровений», «Альтернатива».
В ходе предложенных игры с применением тренинговых технологий ребята учатся не бояться делать комплименты друг другу, находить положительные качества в каждом человеке, адекватно воспринимать критику в свой адрес, находиться альтернативную модель поведения, в результате которой не будет причинён вред себе, своему собеседнику и своему конкуренту. Невозможно научиться этим качествам владея лишь теорией, необходимо проигрывать ситуации и учиться действовать.
Еще один пример из практики. При подготовке игры к празднику «День Святого Валентина», мы решили создать игровую ситуацию «Юноша приглашает девушку в кафе». Эта игра была очень важно для ребят. Они «проиграли» ситуацию приглашения, оформления заказа в кафе, оплату счета. Затем совместно с ребятами мы разобрали отдельные моменты игры и сделали очень важные выводы.
Конечно, все этапы взросления важно, но необходимо обратить внимание на старшего школьника – ученика 10 -11 класса.
В этот момент идет активная подготовка к экзаменационным испытаниям в форме ЕГЭ и профессиональное самоопределение. Кроме этого на первый план выступает необходимость эмоциональной разгрузки. Как старший школьник может ее получить? Посещая спортивную секцию, танцевальный кружок, кинотеатр и др. Но не всегда и не всех есть эта возможность. А вот организовать и провести игровую программу, включая тренинговые упражнения и простые детские игры можно и нужно.
Правила поведения при подготовке и проведения ЕГЭ, выбор профессии также необходимо «проигрывать».
Особое внимание хочется обратить на организацию работы с родителями. Проведение родительских собраний в лекционной форме уже давно устарела и не имеет должного эффекта. Поэтому мы используем проведение совместных с детьми деловых и ролевых игр, в ходе которых решаются важные вопросы взаимодействия между родителями и детьми, вопросы обучения очень действенна. При организации работы с родителями используется игровая технология «Вертушка», в ходе которой можно собрать разные группы и обсудить различные вопросы. Принцип работы заключается в следующем: родителям и детям раздаются маршрутные листы, следуя которым они перемещаются из одной группы в другую. Количество групп определяется в зависимости от количества участников, учитывая, что в группе должно быть не менее 4 человек. Для каждой группы определяется один вопрос, который обсуждает в течении определенного времени, далее по сигналу ведущего участники переходят в другие группы. В результате такого перемещения, поставленные вопросы обсуждаются в различных группах. Например, мы обсуждали вопросы «Какие трудности я испытывал при обучении в школе», «Когда я опаздывал на урок, я говорил…», «Мой любимый предмет в школе» и т.п. Когда эти вопросы дети обсуждали совместно со своими родителями, и с родителями своих одноклассников, они понимали, что подобные проблемы существовали и в период обучения их родителей, и дети пути решения подобных проблем. А родители в свою очередь понимали, что трудности, с которыми сталкивается их ребенок, существовали и у них самих, в результате мы совместно искали решение.
Используя в своей работе подобные игровые программы, сделала вывод, что в любом возрасте дети и взрослые хотят играть, только эту игру, игровую ситуацию надо правильно организовать.
Литература.
Организация психологической работы в школе, М.Р. Битянова, Учебное пособие, 1998г: 298с.
Основные феномены человеческого бытия, Е. Финк
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА. М: Издательство "Ось-89", 1999. – 1995. – № 3. – с. 73-84. Вачков И. В.
Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Автор: Самоукина Н. Издательство: ИНТОР Год издания: 1997 Страниц: 192
Программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей (http://school12-geldor.ucoz.ru/publ/17-1-0-32)
Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Автор: К. Фопель. Издательство: Генезис. Год издания: 2006.