В данной работе представлен практический материал, который может быть полезен учителям, воспитателям, педагогам-психологам и другим педагогическим работникам коррекционных и общеобразовательных школ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 4»
Я - УЧИТЕЛЬ
Составитель: педагог-психолог
Артёмова С. А.
Осинники, 2016 год
В данной работе представлен практический материал, который может быть полезен учителям, воспитателям, педагогам--психологам и другим педагогическим работникам коррекционных и общеобразовательных школ.
Содержание:
Стили профессионально-педагогического общения и оценка его эффективности. Психологические типы преподавателей и оценка эффективности их педагогической деятельности.
Что не имеет право делать учитель!
Советы педагога – психолога классным руководителям. Как работать с «трудными» детьми и их семьями.
Трудный класс.
Типы современных учителей. Найди себя.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика.
Тренинг "Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика"
Профилактика стресса. Управление стрессом.
Стили профессионально-педагогического общения и оценка его эффективности. Психологические типы преподавателей и оценка эффективности их педагогической деятельности
Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:
коммуникативные возможности педагога;
сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
творческая индивидуальность педагога;
особенности учащихся.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на:
авторитарный;
демократический;
попустительский
При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.
Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Альтернативой этим стилям общения является диалогический стиль участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Основная особенность этого стиля:
взаимоприятие;
взаимоориентация.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны:
активно-положительное отношение к учащимся;
адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;
им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения;
умение прогнозировать развитие личности школьника.
По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.
Психологические типы учителейи их влияние на педагогическую деятельность
1. Гипертимный тип
Люди этого типа проявляют обычно большую подвижность, общительность, повышенную разговорчивость (вплоть до болтливости), повышенную самостоятельность, склонность к озорству, недостаточное чувство дистанции. От них много шума, они могут быть окружены компанией, стремятся командовать. Настроение чаще всего хорошее. Учитель с преобладанием акцентуации по гипертимному типу: легко переносит школьный шум, любит, корда ребята толпятся вокруг него, засыпают вопросами, позволяет с ними несколько фамильярное обращение, относятся покровительственно дружески. Неудачи не выбивают его из колеи- он быстро приходит в себя, ищет выход. На состояние здоровья школьные неурядицы обычно не влияют, выйдя из стен школы, он спокойно «выбрасывает» их из головы. В отношении с коллегами не признает обращения с высока по отношению к себе, отстаивает свое мнение, право на самостоятельное решение и поведение. «Слабое место» - склонен к вспышкам гнева или раздражения в ситуациях, когда встречает противодействие или несогласие со своей точкой зрения, непонимание того, что ему кажется элементарным. Не любит долго объяснять, повторять уже сказанное. При ответах учеников не выслушивает до конца, считая, что все и так понятно, проявляет нетерпение, если ученик не может сразу сформулировать свою мысль, часто прерывает рассказ, чтобы высказать пришедшее ему на ум замечание. На уроках любит импровизацию, нередко перечеркивает все, запланированное ранее, и ведет урок «набело». Легко отвлекается на новые сюжетные линии. Ученики любят этим пользоваться и нередко специально «подбрасывают» ему проблемные вопросы. Не имеет четкой системы оценивания, склонен завышать отметки за оригинальность (авансирование творчества).
2. «Застреваемый тип»
«Застреваемые» крайне чувствительны к обидам и огорчениям, долго переживают происшедшее, отличаются мстительностью, копят и долго хранят [«смакуют»] обиды. Учитель такого типа обычно честолюбив, что побуждает его к энергичному отстаиванию своих интересов. Но ни менее активно может вступать и за интересы других, поскольку обладает повышенной чувствительностью к нарушениям нравственных норм и правил. Ему очень трудно адаптироваться к социальному окружению, так как эта обостренная чувствительность на обиды зачастую приводит к реальным страданиям от мнимой несправедливости. Поэтому чувствует себя относительно комфортно только в коллективе, где уверен в полной благожелательности всех его членов. По отношению к коллегам и ученикам может сформироваться настороженность, недоверчивость, постоянное ожидание подвохов и неприятностей. Болезненно мнителен, склонен выискивать проблемы даже в самых обыденных ситуациях, щепетилен в мельчайших ситуациях отношений, склонен больше обвинять окружение, чем самого себя. Обычно стремится к профессиональным достижением, что при столь высокой ранимости делает жизнь «застреваемого» весьма трудной как для него самого, так и для окружающих, ведь малейший непреднамеренный поступок коллеги или ученика расценивается как личный выпад, «провокация» или оскорбление. А поскольку его «обидчики» зачастую даже не подозревают о нанесенной обиде, то неожиданное изменение отношений к себе расценивается как прихоть, каприз. Зависит от ситуации, непредвиденные обстоятельства на уроке выбивают его из колеи, так как он считает их обращенными опять-таки лично против него (« презумпция виновности » или « весь мир против меня »), не готов признать объективною необходимость изменить план работы, прибегнуть к творческой импровизации.
3. Эмотивный тип
Обладает особой чувствительностью на беды и переживания других, способен к сопереживанию до такой степени, что чужие огорчения ощущает как свои собственные. Его положение как учителя иногда бывает очень тяжелым - при конфликтах между коллегами и учениками он «разрывается » от сочувствия и к тем, и к другим, мечется между ними, не зная, как помочь. Не может высказать правду в глаза, так как сознательно не способен причинить другому боль. Его некоторый конформизм, примиренчество - это следствие из начального миролюбия. Обладая мягкосердечием, легко прощая недостатки другим, он часто сам идет на примирение в конфликтах, первым делает шаг к сближению, соглашается на уступки, потому что для него непереносимы ситуации осложнения отношений, психической напряженности. Склонен к колебаниям, сомнениям, борьбе мотивов; ему трудно в ситуациях альтернативного выбора, поскольку каждый вариант кажется ему достаточно значимым. Однако в ситуациях выбора между делом и межличностными отношениями более склонен ориентироваться на эмоциональный аспект взаимодействия с другими участниками. Ему трудно руководить другими людьми; необходимость командовать, отдавать приказ, ограничивать в правах вызывает внутренний протест. Коллеги и руководство часто пользуются его доброжелательностью, нагружают сверх меры, дают бесконечные поручения, просят подменить на уроках. Фраза «Войдите в мое положение» лишает его способности к сопротивлению, поскольку он действительно способен понять положение другого во всей гамме эмоциональных переживаний. Ученики нередко злоупотребляют его добротой и придумывают несуществующие причины, объясняющие их проступки или неготовность к уроку. Однако многочисленные разоблачения и разочарования ничему не учат «эмотивного» учителя: в следующий раз он точно также ловится на своей доверчивости. Любит вести с ребятами поучительные беседы, нередко забывая о плане урока, программе. Если случается кому-то отказать, долго переживает свой отказ, чувствует себя неловко перед этим человеком; старается доказать, что у него в тот момент были уважительные причины для отказа; указывает этому человеку мелкие услуги, чтобы тот не подумал о личной неприязни против него. Может быть излишне суетлив и назойлив, стремясь к сближению из искреннего желания помочь. Завышает отметки, «входя в положения» ученика: необходимость поставить отрицательную отметку причиняет ему почти физическую боль. Ориентация видеть окружающих только в «лучшем свете» приводит к тому, что может не замечать явных недостатков, обманываться в объяснении поступков.
4. Педантичный тип
Нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особою аккуратность. Учитель такого склада чрезмерно любит порядок, сверхпунктуален и аккуратен сам и требует таких же качеств от других. Сильно реагирует на любое отключение от задаваемой им нормы, которая часто отказывается непосильной для учеников, делает его уроки сухими и неинтересными. Предпочитает все распланировать заранее, тщательно составляет планы уроков; методические материалы у него всегда в идеальном порядке. Верует в силу науки и методической четкости, склонен к поиску «идеальных рецептов» способных разрешить любое противоречие. Излишне увлекается внешней стороной, формой, не осознаваемо отдавая ей приоритет перед содержанием. Изучает сам свой предмет до скрупулезности и требует такого же детального знания от остальных. Мучает учащихся проверкам, особенно щепетилен к качеству исполнения; неаккуратность и даже случайные погрешности сильно раздражают его. Может ставить «воспитательные двойки» (за работу, которую отличник выполнил на четыре). Сложность мира, отношений, в которые включен каждый человек, его не интересуют - прежде всего дело. В любом виде работы стремится прежде всего выделить четкие ориентиры, на которые и будет впоследствии ориентироваться, игнорируя все остальные моменты (при этом может ошибаться в значимости факторов); склонен к стереотипизации, любит точные ответы, близкие к тексту учебника; импровизации, как «отсебятину», не признает. Призыв «войти в чужое положение» его не пугает, так как он считает, что из любого положения человек должен выбираться сам, не перекладывая выполнения своих обстоятельств, которые извиняли бы небрежность в роботе, не исполнительность. Могут возникать хронические конфликты с учениками и коллегами гипертимного типа, так как не признает их постоянной оживленности, подвижности, шумливости. Внутренне конфликтен, мучает самопроверками и сверхзаданиями себя и окружающих. Выбрав определенную тактику поведения, может упорно идти до конца, игнорируя тот факт, что изменившееся обстоятельства требуют иного способа реагирования. Ему явно не хватает гибкости как в общении, так и в деятельности.
5. Тревожный тип
Еще с детства представители этого типа отличаются пугливостью и боязливостью. Эта внутренняя робость сохраняется и переносится на профессиональную деятельность. Шумные и бойкие ребята пугают их. Работая с ними, тревожные учителя постоянно напряжены в ожидании непредсказуемого конфликта, поступка, с которым они не могут справиться. Постоянный прогноз неприятностей весьма осложняет жизнь, тем более что в состоянии нервного напряжения (перевозбуждения) «тревожные» обычно снижают качество работы. Очень тяжело переживают всякие формы контроля за своей деятельностью; перед открытыми уроками или иными видами работы «на людях» чрезмерно волнуются, скованы, неестественны. На педсовете или в разговоре с боле уверенными в себе коллегами стесняются высказать свое мнение, так как им кажется, что все, что они говорят, банально, некомпетентно, неуместно. Неудачное разрешение конфликтов (особенно, если под влиянием обстоятельств учитель что-то сделал не так, считает, что выглядел не лучшим образом) вызывает постоянные травмирующие воспоминания, угрызения совести, чувство вины, отчаяния, «комплекс неполноценности». Зависим то чужого мнения, склонен к конформизму, предпочитает уступить, чем отстаивать свой взгляд (правильность которого постоянно подвергает сомнению); охотно подчиняется опеке со стороны более опытного или авторитетного коллеги. Избегает работ, связанных с руководством другими, с высокой персональной ответственностью, не потому, что ленится, как часто про него думают, а из-за боязни не справится, провалить дело. Излишне требователен к себе, слабо защищен от стрессов и фрустрарторов (травмирующих факторов), склонен к самообвинительным реакциям.Рано сформировавшееся чувство долга, повышенной ответственности, высокие моральные и этические требования усугубляют чувство собственной неполноценности, которая вызывается не реальными индивидуальными качествами, а ориентацией на идеальный уровень работы. Пытаясь найти способы самоутверждения, он «уходит» в те виды деятельности, где может более полно раскрыть свои способности; имеет увлечения, хобби (часто кружок по предмету). Через них он старается создать группу «благоприятного микроклимата», ту, где он может создавать те идеальные взаимоотношения с учениками, которые ему так нужны. Особо слабое звено - острая реакция на отношение к нему окружающих, так как комплекс характерологических черт (обидчивость, чувственность, застенчивость) делает его крайне уязвимым. Иногда, пытаясь снять внутренне напряжение, может принимать неадекватные формы поведения - излишняя развязность, бравирование своей независимостью. Не переносит насмешек, иронии, шутки в свой адрес; постоянно подозревает окружающих, что они думают о нем хуже, чем говорят, тяготятся общением с ним. Испытывая острую потребность быть значимо представленным в жизни других, одновременно боится оказаться «в тягость», а отсюда непоследовательность в межличностном взаимодействии (активность в установлении контактов, при малейшей неудаче резко свертывается). При несправедливых обвинениях или непонимании со стороны учеников, коллег не может постоять за себя, отстоять свое мнение, свою правоту, «прячется» в переживаниях.
6. Циклотимический тип
Учителя такого типа склонны к скачкообразным сменам настроения, работоспособности, активности. В положительной фазе они похожи на гипертимиков: такие же шумные, бойкие, компанейские. Они чувствуют прилив сил, особое состояние удачливости, намечают трудные цели и стремятся к их выполнению. Самооценка повышается вплоть до неадекватно завышенной, все проблемы кажутся легко преодолимыми, работа вызывает интерес, успехи радуют, а неудачи расцениваются как временные, случайные и элементарно исправимые. В этот период учитель испытывает жажду деятельности, общения, окружает себя учениками, не жалея времени на школьные дела, строит грандиозные планы, в выполнимости которых вполне уверен. Но вот наступает отрицательная фаза - и учителя будто подменили. Общий жизненный тонус снижается настолько, что затрагивает даже физиологические функции (падает аппетит, ночью бессонница, а днем сонливость). Появляется повышенная раздражительность, вплоть до грубости и резких вспышек гнева. Внутренне циклотимик в этот период впадает в глубокую депрессию, в работе все идет кое-как, много упущений, занятия приносят в основном негативные эмоции; учитель начинает подумывать либо о собственной профессиональной неполноценности, либо о том, что выбранная профессия состоит из одних недостатков. Единственное желание - отгородиться от всех, побыть в одиночестве. Самооценка неадекватно занижается. Намеченные планы рушатся, ребята не узнают своего учителя, который вдруг «остывает» к ним, постоянно находится в плохом настроении, уроки проводит вяло, неинтересно, не интересуется их делами, забывает о своих обещаниях и отмахивается от напоминаний. Но проходит некоторое время - и наступает положительная фаза, а с ней и новый приток сил. У типичных циклоидов фазы изменения состояния обычно длятся три недели. У лабильных циклоидов период смены фаз обычно короче и составляет лишь несколько дней.
7. Экзальтированный тип
Несколько похож на циклотимический тип наличием двух фраз - подъема и спада. Однако отличается следующим:а) нет такой строгой цикличности; положительная и отрицательная фаза не равнозначны, более развита первая;б) если у циклотимика возникновение фаз относительно самостоятельно, не зависит от внешних причин, то у экзальтированной личности они возникают, как реакция на внешние обстоятельства.В положительной фазе учителя как бы пронизывает высокая способность восторгаться. Даже незначительные успехи ученика, класса приводят его в умиление, он развертывает грандиозные планы, перспективы. Его переполняет чувство радости от жизни, от работы, от таких замечательных детей, наслаждение процессом взаимодействия с ними. Он не понимает, почему другие не разделяют его подъема и оптимизма, высказывают скептические замечания, недоверчиво улыбаются его восторгам и планам. Однако небольшая заминка, незначительное препятствие и восторг экзальтации сменяется отчаянием, разочарованием. Жизнь кажется безвыходной, все планы разбиваются вдребезги, учитель остывает к достижениям учеников, которыми еще вчера шумно восторгался, а на их попытки напомнить о намеченных планах и перспективах реагирует безразлично или раздраженно. Но немного времени -опять апатия сменяется большой радостью, приливом восторга, энтузиазмом ,видением мира в «розовых тонах»
8. Демонстративный тип
Люди этого типа эгоцентричны по натуре, на первом месте «Я—сам»,и лишь затем -все остальные. Они сами могут этого не замечать и реализовывать предпочтительный для себя характер отношений (самоутверждение за счет других), «замаскировав» его необходимость более высокого порядка. Так, учитель может требовать к себе абсолютного уважения, расценивать малейшее несогласие с собой как подрыв педагогического авторитета ,хотя на самом деле в основе такой обостренной.Реакции лежит его собственная потребность в доминировании. «Слабое место»—жажда постоянного внимания, почитания, удивления, восхищения им.Этот учитель любит блеснуть своей эрудицией, показать свое превосходство в знаниях, начитанности культуре. Особенно тяготит перспектива оказаться «незамеченным» в коллективе, не блеснуть своими талантами. Предпочитает «казаться», «чем быть». Склонен к своеобразному «авантюризму» может гарантировать больше, чем в состоянии исполнить (раздавать обещания, не думая, как будет выполнять).
Способен приукрашивать действительность, произвольно обращаться с фактами или даже придумывать им своеобразную интерпретацию, если не знает, как ответить на вопрос ученика. Не любит признаваться в ошибках. Ученик, заметивший неточность, ошибки, противоречие в словах или действиях учителя; коллега, «развенчавший»ореол непогрешимости, могут стать его «личным врагом».Любит приводить себя, свою жизнь, свои успехи в качестве положительных примеров. Учителя демонстративного типа испытывают особую склонность к манипулированию, так как их внутренняя предосторожность к рисовке и позерству, театральности в этих ситуациях находит наибольшее выражение. Любит играть роли героев, «выигрышные» в глазах окружающих.
С трудом терпит, чтобы его присутствии хвалили других, это вызывает особо неприятные эмоции; по этому если в разговоре говорят о чьих—то достижениях начинает критиковать обесценивать их. Стремления к лидерству получает подкрепление в сущности педагогической деятельности (Учитель изначально поставлен над учеником),а потому представитель данного типа не допускает даже мысли ,что его поступки могут быть неправильными или даже предосудительными (дал обещание - не). Особенность Этого типа—сильная способность к вытеснению: может полностью «забыть» то, чего желает знать (события ,где бил не на высоте, поступок, требующий осуждения),поэтому склонен периодически повторять свои ошибки. Критики не терпит, но если вынужден с ней соглашаться (например, справедливое замечание со стороны завуча, директора), то внутренне не принимает ее, обесценивает источник замечания («сам нечего не понимает, а критикует »). Если не удается занять высокое место в формальной системы отношений, стремится к неформальному лидерству ради которого может стать в резкую оппозицию к начальству. Не склонен обращать особого внимания на беды и проблемы окружающих, а из своих собственных не применить сделать новое средство «демонстрации».
9. Возбудимый тип
Представители этого типа часто еще в детстве отличались непослушанием, трудностью регулирования своего поведения, не показывали особых успехов в учебе. Обычно сильно выраженные черты возбудимости демонстрируют люди с преимущественным развитием первой сигнальной системы, низкой способностью к рациональной само- регуляции, в том числе и в учебной деятельности. Нуждаются в постоянном контроле со стороны; нехотя подчинятся, они все—таки учатся. Не способны сами занять себя, плохо переносят одиночество недостаточная инициативность не позволяет им занять место лидера. Но могут быть властными, выбирая для самоутверждения самых слабых и беспомощных. Учебы и вообще все виды занятий, требующие настойчивости, усидчивости, быстро забрасываются. Труд не может их увлечь, работают лишь по мере крайней необходимости. Равнодушных к будущему, целиком живут настоящим, извлекая из него развлечения. Реакция Возбуждения гасится с трудом, может быть опасна для окружающих.Лица этого типа не так уж часто получают высшее образование, дающее право на педагогическую деятельность. Тем не менее, некоторая акцентуация возбудимых черт характера и среди учителей встречаются не редко. Такой учитель обладает не терпимым характером, способен к резким вспышкам гнева, во время которых теряет над собой контроль. Оправдывает эти вспышки, считая, что дети сами вынуждают его к ним. Причиной может стать любой, даже самый незначительный повод, так как на лицо склонность к суммации отдельных раздражителей. На ребенка, попавшего "под горячую руку", выплескивается вся лавина собственных неприятностей учителя.
10. Дистимный тип
Отличается серьезностью, или даже некоторой угрюмостью. Сторонится общества, шумных компаний. В беседе обычно немногословен, или даже молчалив. Учитель этого типа ограничивает взаимодействие с ребятами рамками делового общения: избегает учебный материал, выслушивает ответы, без комментариев проставляет отметки и задает домашнее задание. Необходимость что-то подробнее объяснить, разъяснить, приводить дополнительный факты и примеры, менять форму обучения тяготит. Склонен недооценивать специфику детского возраста, игнорировать потребности ребенка. Обладает гипертрофированным чувством долга, хотя обычно склонен суживать границы последнего. Сохраняет дистанцию обособленность как с детьми, так и с коллегами. Особенно осуждает коллег, способных испытывать беспечно-веселое настроение, считает, что это несовместимо с профессией учителя. Его постоянная сухость, даже некоторая мрачность, удерживают от контакта с ним; его считают "сухарем", не способным на проявление человеческих чувств. Настроение обычно подавленное, проявляется преимущественно пессимистическое отношение к будущему.
Наряду с так называемыми "типами" присутствуют определенные их комбинации. Собственно, "чистых" акцентуации никогда не бывает, они всегда проявляются как соотношения нескольких более или менее выраженных черт. При умеренном соотношение человек регулирует, компенсирует проявления нежелательных качеств относительно легко; однако, сильно выраженные акцентуированные черты, особенно усиливающиеся под влиянием неожиданных комбинаций (так, злопамятство "застреваемого" в сочетании со вспыльчивостью "возбудимого" и мелочностью "педантичного") могут сильно влиять на поведение человека, делая его бессильным против собственных "слабостей". Особенно опасно подобное проявление в педагогической деятельности, где постоянная конфликтогенная обстановка в сочетании с высоким нервным напряжением и высокими интеллектуальными нагрузками может провоцировать систематическое их обострение.
Поэтому учителю так важно следить за тем, чтобы нежелательные черты характера "не закостеневали", не становились привычной формой поведения. Чем раньше выявлены свои типологические особенности, тем отчетливее видит человек свои "слабые места"; тем больше внимания уделяет он самоконтролю, повышению способности к само регуляции; тем в меньшей степени подвержено его поведение влиянию как неблагоприятной внешней обстановки, так и собственных нежелательных черт характера. Поэтому, определив тип акцентуации и тенденции его развития в профессиональной деятельности, необходимо серьезно задуматься над тем, каким образом можно "смягчить" его проявление в текущей деятельности и как предупредить однобокое формирование характера на будущее.
Что не имеет право делать учитель! Не выгоняйте нерадивого ученика из класса - этим вы нарушаете Закон «Об образовании» и право ученика на получение образования. Выход один - или подключить к воспитанию ребенка семью и в контакте с ней решать все проблемы, или находить собственный путь к душе ученика.
Не исключайте ребенка из школы решением педсовета. Если ребенок был принят в данную школу, то без решения комиссии по делам несовершеннолетних или без заявления родителей никто не имеет права отчислить ребенка из этой школы. Иное отчисление - противозаконно.
Не отправляйте ученика домой, если он пришел в школу не в форме. Сегодня нет законных причин, которые бы давали право директору или учителю не допускать ребенка до учебных занятий. Даже если он не принес физкультурную форму, справку о болезни, пришел без формы, то все равно должен быть допущен к занятиям, иначе нарушаются его права на получение образования. Нынче совет школы, общее собрание школы или конференция могут принять документ, который называется «Режим работы школы», или «Правила внутреннего распорядка». Если нарушаются правила внутреннего распорядка, то это тоже не причина для того, чтобы не допустить ребенка на занятия. Но это причина, чтобы провести определенную воспитательную работу и принять те меры дисциплинарного взыскания, которые прописаны в Уставе школы. Сами дети и сами родители должны решать: быть или не быть школьной форме. Педагогический коллектив и директор не имеют права самостоятельно решать вопрос о том, вводить школьную форму или не вводить. Решение о введении формы может принять только школьный орган самоуправления. Но при этом то, насколько обязательно выполнение решения органа самоуправления для конкретного ученика - члена коллектива, для конкретного родителя, - проблема довольно сложная. В статье 35 Закона РФ «Об образовании» говорится о тех формах самоуправления, которые создаются в любом образовательном учреждении согласно его уставу. Предположим, попечительский совет решил, что форма обязательна. Директор в этой ситуации никакого приказа не издает, он на это не имеет права. А у родителей есть право купить форму или не покупать ее, если материальное положение семьи им этого не позволяет. Попечительскому совету при этом нужно позаботиться об оказании материальной помощи тем, кто не может купить форму, если он настаивает на выполнении своего решения. Само по себе решение органа самоуправления не имеет юридической, законодательной базы, делающей обязательным выполнение этого решения.
Нельзя кричать на ребенка или разговаривать с ним на повышенных тонах. Учитель должен общаться с ребенком так, как хотел бы, чтобы ребенок разговаривал с ним.
Не упрекайте семью в том, что она не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку, если он может услышать ваши слова. Это не поможет вам установить хорошие отношения ни с ребенком, ни с семьей.
ТРУДНЫЙ КЛАСС
Что это такое «трудный класс»: штамп, приговор, симптом? На самом деле это большая головная боль учителей, родителей и школьных психологов. Разумеется, класс не становится трудным в одну секунду. Это как-то накапливается со временем! Учились, ленились, ссорились-мирились – хлоп… «трудный класс». Раз долго копилось, следовательно, быстро и не поправишь. И напрасно ждать от психолога, что он, как волшебник, скажет правильные слова и на месте «трудного» появится… «супер-класс». И все же практика работы показывает, что «трудным» можно вполне эффективно помогать, – особенно если рассматривать эту «трудность» как симптом нарушений в процессе школьной адаптации класса как целого организма. Оказывается, многое психологами уже изучено, классифицировано, объяснено, и даже, можно сказать, найдены способы «борьбы».
Уникальность учебных групп Класс в жизни человека за одиннадцать-то лет играет далеко не последнюю роль. Вопрос: «В каком ты классе?» – это не просто вопрос про возраст. За ним стоит еще масса других смыслов: что ты знаешь и умеешь? чего можно от тебя ожидать? и т.д. Сейчас в классах ученики подобраны по одному возрасту и уровню, а предметы расположены по степени трудности. А вот вплоть до эпохи Возрождения вообще не существовало строго градуированной системы обучения. Для средневековой школы вполне естественной была ситуация, в которой семилетние дети сидели за одной партой с пятнадцатилетними, причем ученики постоянно менялись.
Так вот, любая учебная группа обладает своим уникальным корпоративным духом. Именно с этим самым «духом» и приходится иметь дело учителю. Согласитесь, довольно трудно быть с каждым из двадцати, а то и тридцати учеников! Именно этим самым духом заражается (или нет) новичок, побыв в классе две-три недели. Кроме «духа», очень важны: численность класса и возраст учеников, среда, из которой пришли дети, и их уровень подготовки. А со временем и другие характеристики приобретают большое значение: основные занятия коллектива, форма его организации, характеристики «вожаков» и степень их влияния, группировки, возникновение которых неизбежно, а также кто из детей и почему оказался вне коллектива, и как коллектив на них влияет и т.д. Все это и надо учесть, начиная «восстановительные работы» с трудным классом.
Основные категории «трудных» классов Но, перед тем как к этому приступать, неплохо бы понимать: а что же это такое – «трудный класс»? Когда класс называют «трудным», прежде всего, речь идет о низкой успеваемости, и о неблагоприятном психологическом климате. Рассматривается класс, как правило, с позиции учителя. Поэтому возникает вопрос: в чем скрывается реальная трудность – в классе или в самом учителе? В поисках ответа стоит рассмотреть условную классификацию трудных классов. Они бывают: объективно и субъективно трудными, а также ситуативно и устойчиво трудными. Объективно трудный класс характеризуется либо низкой успеваемостью, либо низкой эффективностью совместной деятельности, или отрицательной мотивацией совместной деятельности. Еще одна из особенностей такого класса – неблагополучный психологический климат. Определение «трудный» класс не означает, что в нем плохо все. Довольно часто бывает, что отлично успевающий класс, например, крайне тяжело и негативно контактирует с представителями параллельных классов, с педагогами и родителями. Нередки случаи, когда тот или иной класс оценивается как трудный только одним учителем, у которого нет с ним контакта. Тогда речь идет о субъективно трудном классе. Акцент в работе с объективно трудным классом делается на социально-психологическую работу с ним самим и со средой, в которой он функционирует. А в случае субъективного трудного класса психологическая работа должна проводиться именно с учителем. Если речь идет об объективно трудном классе, необходимо выяснить: его «трудность» – устойчивая характеристика или временная, спровоцированная какими-либо событиями? Тогда мы говорим о подразделении трудных классов на ситуативно и устойчиво трудные. Есть много причин, по которым класс может стать трудным на время. Например, переживание классом травмирующих событий, или эмоционально насыщенные конфликты класса со школой в целом, а скорее – с отдельными ее представителями в лице педагогов или администрации. Ситуативно трудный класс хорош тем, что по мере разрешения конфликтов, лежащих в основе «трудности», он самостоятельно возвращается в нормальное состояние.
Характеристика проблем в «трудных» классах Но есть и другие типы «трудных» классов – в зависимости от характера проблем, с которыми они столкнулись. Встречаются: • Необучаемые классы, где на первом месте стоят трудности с освоением учебной программы. Состав класса, вероятно, неоднородный по уровню психического развития. В общеобразовательные школы попадают слишком разные дети. Не все из них способны усваивать программу хотя бы на «три». В таких классах необучаемость – явление весьма относительное, поскольку надо учитывать реальные возможности учеников и предъявляемые к ним требования. • Немотивированный класс – это класс, в котором дети вполне могут учиться, но категорически не хотят. Немалую роль здесь могут играть родители – их уровень образования, профессиональный и социальный статусы. Дети из немотивированных классов нередко демонстрируют проблемы неврологического свойства. И то, что со стороны напоминает лень, на самом деле может оказаться страхом неудачи, выученной беспомощностью или школьной тревожностью.
Эмоциональная «закрытость» может быть проявлением тревожности, страха самовыражения или несформированных навыков общения.
Мотивация – характеристика, слишком тесно связанная с социально-психологическими параметрами любой группы. И особую роль здесь будет играть доминирующая в группе система ценностей. Если уровень образования, интеллект занимают в иерархии последние места, трудно ожидать стремления к обучению. • Неуправляемые классы – классы, где на первом месте стоят трудности с дисциплиной. Главное для учеников из таких классов – занять определенное место среди сверстников. Постоянные нарушения дисциплины могут быть весьма эффективны для достижения подобных целей. Здесь также высока роль родителей: вероятно, в таких семьях дисциплина и статус педагога не являются значимыми. • Внутренне конфликтный класс – класс, где, например, может происходить травля отдельных учеников или создаются враждующие коалиции. • Существуют так называемые «закрытые» классы – классы, где у ребят нет эмоционального отклика, с ними нет контакта. Они усваивают программу, у них порядок с дисциплиной, но «невозможно достучаться» до их эмоций, заинтересовать их. Среди причин такого поведения – сформированные стереотипы собственной деятельности и восприятия школы. Эмоциональная «закрытость» также может быть проявлением тревожности, страха самовыражения или несформированных навыков общения. И, наконец, еще один непростой вариант – это «звездные» классы. Ребята, учащиеся в «А», считаются (а обычно – сами себя считают) «круче» тех, кто в «Б» или «В». Основные признаки учеников такого класса – завышенная самооценка и высокий уровень притязаний, приводящие к неадекватной оценке своих возможностей. Им трудно подчиняться школьным правилам и нормам, признавать авторитет педагогов. Они слишком чувствительны к критике и не могут извлекать из нее пользу. Подобные классы обычно крайне нелюбимы остальными учениками в школе. При работе с ними важно обратить особое внимание на их включение в общешкольную жизнь.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ. КАК РАБОТАТЬ С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ.
1. Любому родителю неприятно слушать плохое об их детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте увидеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» ребенке хорошие стороны. 2. Окажитесь от намерения ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок семьи должны быть всегда анонимными, без адреса. 3. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения, Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.). 4. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. 5. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме». Знайте, если это предсказание сбудется, вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением. 6. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время. 7. Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните: Чтобы воспитывать других, надо самому быть грамотным и счастливым человеком.
Типы современных учителей. Найди себя
Учитель «Все и ни о чем» Этот тип учителя отличается вдохновенностью и увлеченностью. Он знает море всего и ничего определенного. На уроке может рассказывать о чем угодно, а после уроков дети должны либо с репетитором, либо с родителями, либо сами до ночи делать уроки. Ученики любят его. Он бесшабашен, а оценки многим ставит просто так. Его ученики шумны и любознательны. У них есть вкус к знаниям, но при этом они напрочь лишены системности в обучении.
«Учитель-педант» Всё раз и навсегда разобрано по полочкам. Кого спросить — записано, с кем поговорить — помечено, что задать — продумано и изложено. Строг и справедлив. К новым веяниям относится спокойно. Всё новое всегда конспектирует. Пользуется авторитетом, спокоен, деловит, ответственен.
«Учитель-творец» Такой учитель хорошо знает детей. Он умеет оценивать способности каждого из учеников, готовит из них участников конкурсов по предмету, вместе с ними допоздна задерживается в школе, привлекая к своему предмету. Если на урок к учителю приходят проверяющие, ребята всей душой болеют за любимого учителя и стараются быть на высоте. Готов к экспериментам и внедрению в процесс обучения множества нововведений. Пытается меняться и развиваться. Каждый год составляет новый конспект урока, организовывает для детей экскурсии и походы.
«Учитель-мученик» Уже сегодня вечером он страдает, думая о предстоящих на завтра задачах, грядущих пяти уроках, от этого его усталость лишь усиливается. Жизнь проходит, пролетает, и ничего никогда не будет, и, сомкнув очи, он засыпает. Наутро идёт в школу, пытаясь что-то вспомнить и мучительно боясь, что придут проверять, а урок будет сырой и тягучий, а он где-то в глубине мозга будет молча пришёптывать себе, что вот, мол, возьмусь, подготовлюсь, потрясу всех, стану сильным, новым, и всё будет хорошо. И найду, наконец, другую работу и начну получать не пособие по безработице, а настоящую зарплату.
«Учитель-Мэтр» Настоящий виртуоз своего дела, имеющий не только опыт, но и настоящий талант. Для каждой параллели составляет авторскую образовательную программу, тесты, терминологический диктант, обучающие игры; разрабатывает систему технических средств, средств наглядности: готовит презентации уроков, предметно-значимые проекты, создаёт собственную систему мотивации к его предмету даже те, кто не хочет учиться, относятся с почтением. Хорошей оценкой у него гордятся. Выпускники запоминают его на всю жизнь.
«Учитель-нигилист» Образная речь, организация учебного процесса в основном через самостоятельный поиск информации учащимися. Его не всегда и не все любят, ведь учить он задает много, школьным учебником пользуется, по отношению к неуспевающим ученикам достаточно категоричен. Часто предлагает на педсоветах наказать или отчислить слабых учеников, потому что имеет свое видение идеальной школы. Вряд ли когда-либо такой учитель согласится на должность классного руководителя. Несмотря на то, что такой учитель может откровенно говорить родителям о недостатках, при этом скупо упоминая достоинства, родители уважают его мнение. Ведь после его уроков дети часто становятся дисциплинированнее, начинают вести себя сдержаннее, у них вырабатывается систематичность в достижении целей.
«Учитель-нарцисс» К сожалению, такого учителя заботит и интересует не столько сам образовательный процесс, сколько его место в этом процессе. Именно поэтому на уроках он так артистично, выбирая тон и позу, рассказывает о чем-то. Он любит объяснять новый материал, потому что видит в этом возможность показать себя. При этом, нередко такой учитель игнорирует или забывает о необходимости выставлять оценки, контролировать знания учащихся.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессии педагога и психолога являются еще более сложными, поскольку и тот и другой в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, болезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Синдром профессионального выгорания - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории.
В.В. Макаров (2000), анализируя профессиональную деятельность психотерапевта, отмечает, что формированию данного синдрома способствуют как личностные особенности индивида (интровертированность, повышенный уровень тревожности, эмпатичности, чувствительности), так и его профессиональная подготовленность (владение техниками и приемами), и организация труда (условия работы).
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.
Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. (2003) доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя. Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Так, низкий уровень оплаты труда вынуждает многих учителей и психологов брать на себя лишнюю учебную нагрузку в школе (огромное количество учебных часов), в детском саду (работа в две смены), а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.
Конечно, неудовлетворенность работой может быть вызвана низкой оплатой труда, однако, по мнению Д. Гринберга (2002), высокая оплата и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы. К ним относятся степень сложности заданий, объем работы, которая будет положительно оценена по окончании, и др.
Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов и психологов в образовании подавляющее большинство - женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь — с детьми. Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться и на его деятельности в школе и в детском саду, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная учителем или воспитателем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу. Д. Гринберг приводит советы эксперта, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими. Так, он предлагает сделать следующее: 1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы. 2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз. 3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками — это ваша «группа поддержки». 4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками. 5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности и др. 6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скамейке, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри.
Специалисты (Гозилек Э., Бойко В.В., 1996) обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы. Поскольку синдром выгорания зачастую возникает вследствие появления стрессовых состояний, педагогов необходимо обучать навыкам отреагирования негативных эмоций (гнева, раздражения и др.), умения справляться с критикой. Для этого рекомендуется делать специальные упражнения по саморегуляции. По мнению Л.Г. Федоренко (2003), педагогу чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.
Тренинг "Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика"
Актуальность.В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками), приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального “выгорания” могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь с собственными детьми.
Следовательно, профессиональное “выгорание” - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное “выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.
Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и коллегами по работе.
По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.
Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми, и требует навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Все развиваемые в тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности, как педагогам, так и руководителям образовательных учреждений.
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи:
Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
Число участников тренинга может быть различным от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 12-16 человек.
Тренинг проводится в течение 3-4 часов в довольно просторном помещении.
Тренинг состоит их трех частей:
Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
Вторая (основная) - это диагностический компонент и освоение навыков эмоциональной саморегуляции.
Третья (заключительная) направлена на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.
Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:
Достаточно простое и хорошо проветриваемое помещение
Наличие стульев по числу участников
Материалы и оборудование:
Бумага А4 белая
Ручки, цветные карандаши
Пособие в виде отдельных листочков
Буклет каждому участнику тренинга
Интерактивная доска, проектор, компьютер
Презентация опорная к тренингу, презентация “Дельфинотерапия”
I часть
Цель: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятие.
1. Введение. Актуальность проблемы .
2. Упражнение “Снежный ком”.
Цель:Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.
Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.
Инструкция:Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина - спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.
3. Упражнение “Самоанализ”(раздать листы А4, ручки и цветные карандаши).
Инструкция:В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (слайд № 3)и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Обсуждение:Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру.
4. Упражнение “Пустое место”
Цель: Снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе - свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу.
Инструкция:Рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит - “пустое место”. Его задача - переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с “пустым местом” переманивает другого, если нет, то теперь у него задача - переманить к себе кого-нибудь (также глазами), то есть снова приобрести партнера.
Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел – садится.
Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях
5. Упражнение “Карусель”
Цель: Показать факторы, помогающие и затрудняющие вступление в контакт.
Инструкция:Рассчитайтесь на яблоко, груша. Груши образуют внешний круг и стоят на месте, яблоки - внутренний круг они делают шаг вперед. Образует два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. По хлопку вы начинаете со стоящими напротив обсуждение заявленной темы, и снова по хлопку начинаете двигаться в противоположном направлении к другому партнеру. И вновь начинаете устанавливать контакт.
Темы обсуждения могут быть разными, например:
- Где я родился…….
- Как я, или мои родители стали жителями нашего города …..
Обсуждение:
- С кем было легче устанавливать контакт и почему?
- С кем было труднее всего устанавливать контакт и почему?
- Каковы полученные впечатления?
6. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”
Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу.
Инструкция:Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.
Примерный перечень:
- Часто чувствует усталость.
- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.
Обсуждение: Давайте подведем итоги первой части нашего тренинга, которая была направлена на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения.
- Что же вы ждете от этого тренинга? Запишите свои ожидания в правой колонке листа.
- А теперь давайте зачитаем, что же вы ожидаете от тренинга.
То, что вы записали, безусловно, может измениться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое так же будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
2. Мини-лекция “Профессиональное “выгорание”
Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.
Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.
Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.
Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).
- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
невозможность влиять на принятие важных решений
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психоподобным поведением)
отсутствие каких – либо интересов вне работы
переживание несправедливости
неудовлетворенность работой
1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска .
2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.
3. Диагностическая процедура “Симптомы профессионального “выгорания”
Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”(слайд № 8, 9,10)
Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье. - Теперь остановитесь и проведите проверку своего состояния. Прочитайте еще раз те симптомы, которые вы нашли у себя (распечатка листов для каждого участника с симптомами “выгорания”)
- Нахмурены ли вы, читая эти строки?
- Чувствуете ли вы напряжение в глазах?
- Как вы сидите сейчас на стуле, расслабившись или сгорбившись?
- Напряжены ли мышцы вашего лица?
Если ваше тело неподатливо и не расслабленно, то вы в этот самый момент вызываете у себя нервное напряжение и нервную усталость.
- Что делать?
Ведь эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания” дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.
Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.
Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.
Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.
Так гласит древняя восточная мудрость.
“Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов”.
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием .
Упражнение “Улыбка”
Инструкция:Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка.
Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.
Упражнение “Мышечная энергия»
Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:
Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Инструкция:Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисти руки? А дальше идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука напрягается. Проверьте.
Постарайтесь убрать лишнее напряжение. Держите палец напряжённым, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец- напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного…. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
Упражнение “Маска гнева”
Алгоритм релаксации мышц может быть следующим.
Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
Упражнение “Отдых”
Инструкция:Стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение “Мобилизующие силы”
Инструкция:Стоя или сидя. Выдохнуть из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох- такой же продолжительный как вдох. Затем постепенно увеличиваем фазу вдоха. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, а в скобках заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха.
Упражнение “Звуковая гимнастика”
Инструкция:Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки
Упражнение “Похвалилки”
Инструкция:Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:
“В моей жизни случается только хорошее”
III часть
Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.
Упражнение: “Телеграмма”
Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух .
Упражнение “Самоанализ”
Инструкция:В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими .
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?
Анкетирование “Обратная связь”
И в подарок каждый участник тренинга получает буклет “Психотехнические приемы саморегуляции.
Профилактика стресса. Управление стрессом
Что такое стресс?
Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс (FontanaD., 1995).
Так что же такое стресс? Г. Селье (1979) определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Как правило, стресс - это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь (1998, с. 371) дает такое определение данного понятия: "Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах". Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить (ColmanA.M., 2001).
По мнению Д. Гринберга (2004), причиной стресса является стрессор, или стимул, который может "запустить" в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум). Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности (Сергаев С. И., 2002).
Г. Деслер (1997) выделяет два основных источника производственного стресса: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности (Съедин С.И., 2002; SutherlanolS., 1995) могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни и др. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей.
Стрессогенность различных событий определяется их предсказуемостью (непредсказуемостью) и возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию. Однако важны не сами события, а то, насколько они тронули нас (Глейтман, 2001).
По шкале стрессогенности событий (Holmesand Rahe, 1967) наибольший стресс вызывают такие жизненные события, как смерть супруга(и), развод, тяжелая травма или болезнь, вступление в брак, увольнение с работы и др. А шкала повседневных проблем (Lazarandand Folkman), вызывающих стресс, представляет собой перечень таких событий, как ухудшение здоровья одного из членов семьи, повышение цен на товары, домашние хлопоты и др.
Специалисты (Г. Глейтман) считают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.
А лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен или одинок. Учителя, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу (FontanaD., 1995). Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы - это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.
Профилактика стресса. Управление стрессом
Психолог, работающий в детском саду или в школе, часто вынужден называть педагогам помощь в ситуациях, вызвавших у них стресс. Причем первоочередной задачей психолога является осуществление профилактической работы. Так, для профилактики стрессовых ситуаций С.И. Сергаев предлагает следующие способы:
1. Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, "не откусывать больше, чем можно съесть", и др.
2. Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.
3. Меры по совершенствованию управления организацией (создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабочем месте): исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда и др.
Исследования Д. Фонтана и К. Абоусерие выявили положительную связь между высоким уровнем предрасположенности к стрессу и нейротизмом и интроверсией у учителей начальных классов и среднего звена. Оказалось, что чем выше интроверсия и нейротизм, тем в большей степени педагоги подвержены стрессу. Стресс также часто встречается у учителей, которые в своей профессиональной деятельности стремятся всегда и во всем быть безупречными.
Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом.
Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.
Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: "6 „а“" класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев... Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения..."
Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 "а" или Иванов Петя "запускают" гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 "а" действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.
Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 "а" ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.
Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не "застревать" на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.
Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.
А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий): 1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника). 2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане). 3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве. 4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом. 5. Позвольте себе полдня провести за "ничегонеделанием". 6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. 7. В выходной позвольте себе подольше поспать. 8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями. 9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.
Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).
Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила: 1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы. 2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст. 3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе. Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:
вдох - медленное напряжение мышц;
небольшая задержка дыхания - максимальный уровень напряжения;
выдох - расслабление мышцы или группы мышц.
Маски релаксации для мышц лица.
1. Маска удивления.И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови. 2. Маска гнева.И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови. 3. Маска поцелуя.И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы ("куриная гузка" или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта. 4. Маска смеха.И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой. И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта - маска смеха, с выдохом - расслабить напряженные мышцы. 5. Маска недовольства.И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом - энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта - с выдохом - расслабить мышцы лица.
Упражнение для круговых мышц глаз.
И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания - секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука "т", "д"). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.
Каждое упражнение выполняется по нескольку раз. Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации: 1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты. 2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: "Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра". 3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше. 4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит. 5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно! 6. Алкоголь - не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).
Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое "лекарство". Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.