Готовность к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, которые во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Готовность ребенка к условиям новой деятельности»
Готовность ребенка к условиям новой деятельности
Готовность к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, которые во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.
Специальная готовность
Психологическая готовность
Физическая готовность
Личностная и социально-психологическая
Интеллектуальная
Эмоционально-волевая
Умение читать
Умение считать
Умение писать
Принятие позиции школьника. Отношение: к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Умение общаться: со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных им в системе.
Желание узнавать новое.
Любознательность.
Сенсорное развитие.
Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышления.
Способность: соподчинять мотивы, управлять своим поведением.
Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем.
Положительное отношение к целям деятельности, принятие их.
Стремление преодолевать трудности.
Стремление к достижению результата своей деятельности.
Состояние здоровья. Физическое развитие.
Развитие анализаторных систем.
Развитие мелких групп мышц.
Развитие основных движений.
Преемственность: учет детским садом требований школы к ученику,
Учет школой достижений и возможностей ребенка.
Так, дети, имеющие завышенную самооценку, с трудом понимают критерии педагогических оценок.
Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др.
Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности является личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности и включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками. Ребенку важно войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Хотя детям 6-летнего возраста и доступны логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Исходя из этого, взрослый должен:
Ставить перед ребенком такую цель, которую он не только не понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь;
Направлять, помогать в достижении цели;
Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные способности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, недоступных для понимания детей. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически же ни за одним из этих трудных слов у детей даже нет представлений о тех вещах, о которых они говорят.
Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.
В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируясь в тетради. Ошибки при написании букв Р, Я, Ь. не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо. Читают справа налево.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входят звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе вместо, например, слова рыба произносит лыба. Будут возникать ошибки на письме. Ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будет читать стихи.
У ребенка должна быть развита и разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике. Ребенок должен выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Важно чтобы ребенок желал узнавать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Все психические процессы (внимание, мышление, память, воображение) должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе, например, написании элементов буквы. Развитие восприятия, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает:
Радостное ожидание начала обучения в школе;
Достаточно тонко развитые высшие чувства;
Сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать).
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен управлять своим поведением, умственной деятельностью.
К 6 годам происходит формирование основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов.
У ребенка должна быть сформирована организованность. Он должен уметь организовать рабочее место, своевременно начинать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что подготовка к школе должна быть комплексной и осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста.