kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование Универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития познавательной активности в школе, способствующей формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностьюВ проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития познавательной активности в школе, способствующей формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование Универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы. »

Выступление на педагогическом совете



Формирование Универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы.



В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития познавательной активности в школе, способствующей формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.

Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент её нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.

Перед современной школой стоит задача – формирование личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределенности будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определенной суммы факторов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативной готовности сотрудничать друг с другом.

Начальная школа–фундамент образования каждого человека. Новое поколение–это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному  поведению. Поэтому важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Важнейшей задачей современного начального образования является формирование Универсальных учебных действий – совокупность способов действия обучающихся, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становиться возможным благодаря формированию системы УУД.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Сам факт использования ребенком УУД  в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности



В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока :

1) личностный

2) регулятивный

3) познавательный

4) коммуникативный


Личностные универсальные учебные действия –система ценностных

ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы,

мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).


Личностные универсальные учебные действия подразделяются на :


1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие

отношение к социальным ценностям:

– идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,

государству;

– проявлять понимание и уважение к ценностям культур других

народов;

– проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной

страны;

– различать основные нравственно-этические понятия;

– соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и

чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и

чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой

ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в

конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,

помощь и др.


2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие

отношение к учебной деятельности:

– воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не

обращенную к обучающемуся;

– выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,

самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и

доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику

(соучастнику) деятельности.

Для формирования познавательных интересов каждый учитель использует свои приемы и методы. Наиболее эффективными средствами включения в процесс творчества является игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность.

Поэтому в рамках ФГОС ОО на внеурочной деятельности проводятся занятия по программам: « Твори добро» в 1-ом классе, « Азбука психологии» 2-ом классе.

Данные программы ориентированы на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствуют поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно – игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

Программа « Твори добро».

Первой темой, изучаемой на занятиях, должна быть тема «Я школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения.

Вторая тема - «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния.

И третья тема «Развивайка»- помогает детям развить познавательно- психические процессы. В целом за первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Миру, в котором ему предстоит прожить 11 важнейших (с точки зрения становления личности) лет своей жизни.

Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов. При появлении таких симптомов следует разрешить ребенку не включаться в занятие, а тихонько порисовать.

В данный период происходит создание новой обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной деятельности, но большую ее часть составляет привычная для ребенка игровая деятельность - один из существенных моментов в реализации данной программы. В условиях учебно-игровой деятельности дети под наблюдением учителя начальных классов, который принимает на себя роль помощника и педагога-психолога, становятся социально адаптированными, они сближаются друг с другом и с педагогом посредством событийности происходящего на занятии.


В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По- прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Например, ребенок может думать о себе: «Я плохой, потому что я плохо пишу». Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследования себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинаю развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя опора (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента, и многим детям по-прежнему трудно сохранить сосредоточенность в течение занятий. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и давать им.

В программу второго года обучения включены 3 темы.

  • занятия по теме «Вспомним чувства», активизируют у детей знания об эмоциональной сфере человека; «Чем отличаются люди друг от друга» данная тема поможет ознакомить детей с понятием «качества людей», исследовать свои качества, изучить свои особенности;

  • тема «Какой Я- Какой Ты?» поможет детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств; учит детей находить положительные качества во всех людях;

  • тема «Развивайка» продолжает работу начатую в первом году обучения по развитию у детей познавательных способностей и успешное освоение ими учебной деятельности.

Личностные результаты освоения УУД проявляются:

  • в сформированности иметь свою точку зрения,

  • отстаивать ее при необходимости,

  • сотрудничать с взрослыми,

  • давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.



Развивать личностные универсальные учебные действия нужно последовательно и постоянно, а не стихийно иначе возникнут проблемы в школьном обучении: в разбросе успеваемости, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, различии учебно–познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях школьной адаптации, низком уровне общеобразовательных и логических действий, росте случаев девиантного поведения. Именно по этим причинам необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе. Начальную школу можно считать фундаментом универсальных учебных действий, здесь начинается формирование человека обладающего новым мышлением, способного самостоятельно усваивать новые знания и умения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Формирование Универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы.

Автор: Минайлова Екатерина Петровна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 245132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(112) "proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139324"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417698848"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства