kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал, в котором на основе опыта работы учителя начальных классах рассказывается о проектной деятельности  в сотрудничестве с дошкольным учреждением. Использование проектной деятельности позволяет формировать универсальные учебные действия вне уроков, на дополнительных занятиях. Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта. Такой вид деятельности обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, приносят удовлетворение обучающимся, использующим продукт своего труда, обогащают и развивают дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе »

Лупова Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Торжок Тверская область


Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе


С 1 сентября 2011 г. все российские школы и наша школа МБОУ СОШ №5 перешли на новые Стандарты начального общего образования.

Деятельность школы всегда была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В Стандарте определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Поэтому для нас проект является важным инструментом деятельностной технологии.

Она дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

успешно интегрируется в образовательный процесс;

этот метод обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность;

проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность;

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

• личностно ориентировано;

• использует множество дидактических подходов;

• самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

• позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;

• приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Работу обучающихся над проектами мы осуществляем в рамках внеурочной деятельности.

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Я работаю на кафедре начальных классов по проектной деятельности с 2006 года. С результатами нашей работы мы неоднократно делились с обучающимися и коллегами нашей школы, школ города и региона.

В 1 классе мы работали над проектом «Создаем сказочные образы». В ходе проектной деятельности познакомились с различными театральными профессиями, сами делали декорации, ставили сказки. Мы предложили воспитанникам детского сада участвовать в наших интерактивных занятиях, разработанных на основе проектов обучающихся и побывать в таком театре. Первое наше театральное мероприятие вызвало интерес у детей как в классе, так как они сами не так давно были дошкольниками, так и у ребят детского сада. После мероприятия поступило предложение, чтобы дети подготовительной группы посетили школу, познакомились с учебным кабинетом, правилами школьной жизни. Таким образом, 3 года назад возникла идея тесного сотрудничества с МБДОУ №14 (заведующая Воронцова Е.М.).

В течение всей моей работы в школе, а это 22 года, мы постоянно взаимодействуем с дошкольными учреждениями. В большей степени это работа с родителями: выступление на собраниях для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе», «Психолого-физические особенности будущего первоклассника», «Особенности УМК» и взаимодействие с воспитателями будущих первоклассников.

Вместе с обучающимися мы с радостью стали готовиться к встрече. Проект «Здравствуй, школа!» разрабатывали коллективно в рамках внеурочной деятельности. Такие мероприятия позволяют вовлечь обучающихся в проектную деятельность с большей долей самостоятельности и осознанности. Дети при совместном обсуждении определили цель и задачи будущей работы, спланировали занятие для дошкольников, распределили между собой задания: поиск стихотворений, кроссвордов, загадок, подготовили небольшую сценку, учились работать с программой PowerPoint, приготовили подарки. Работа носила деятельностный характер, сумела заинтересовать, увлечь каждого, а главное имела конечный видимый результат, позволяла каждому проявить себя. Гости – дошкольники с удовольствием активно откликались на каждое задание, почувствовали себя будущими школьниками. Занятие вызвало большой интерес.

Затем было еще несколько встреч и на территории детского сада и на территории школы. Каждая такая встреча носит интерактивный характер. Знакомя с творчеством Н.Носова, обучающиеся подготовили ребусы, пазлы, загадки в рисунках, которые дошкольники должны были разгадать, собрать. Мы показали сценки по произведениям писателя, исполнили вместе песню из мультфильма.

Современные технические средства (ноутбук, проектор, экран) позволяют нам проводить занятия на современном уровне, познакомить дошкольников с новым оборудованием. Компьютером и программами умело управляют сами обучающиеся. Наиболее продуктивным и ярким было наше взаимодействие в 2013- 2014 учебном году. Следующее мероприятие по творчеству С. Михалкова было подготовлено совместно с воспитанниками детского сада. Вместе мы исполняли песни и читали стихотворения. Обучающиеся показали сценки по произведениям писателя, рассказали на доступном для дошкольников уровне о его творчестве. Это был результат индивидуальных и групповых проектов. Уровень подготовки основывался на возрастных особенностях дошкольников и обучающихся школы.

В рамках проекта «Познаем мир в содружестве» в тесном взаимодействии между классом и детским садом была подготовлена и проведена праздничная интерактивная программа, посвященная Олимпийским играм в Сочи 2014 года. Обучающиеся познакомили дошкольников с историей Олимпийских игр, видами спорта, подготовили конкурсную программу, исполнили Гимн Олимпийских игр 2014 года. В свою очередь дошкольники продемонстрировали свои творческие и спортивные способности, прочитали стихотворения, вовлекли школьников в заранее подготовленную инсценированную песню. Спортивные состязания, в ходе которых победила дружба, организовали воспитатели детского сада. Царила замечательная атмосфера праздника. Школьники подарили медали, сделанные своими руками.

В этом учебном году мы выбрали тему для проектной деятельности «70 лет Победы в Великой Отечественной войне». Запланированы совместные мероприятия с детским садом.

Такой вид деятельности обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, приносят удовлетворение обучающимся, использующим продукт своего труда, обогащают и развивают дошкольников.

Совместная деятельность школы и дошкольного образовательного учреждения позволяет создать условия в ДОУ для внедрения современных образовательных технологий, использующихся в процессе реализации ФГОС второго поколения в начальном общем образовании (ИКТ, проектный метод, коллективное творческое дело), создать условия для успешной адаптации выпускников ДОУ к школе.

Такой вид работы имеет, конечно, узкое направление взаимодействия школы и детского сада, строится на основе контакта определенного класса с детским садом. В нашей школе учителями также накоплен определенный опыт по взаимодействию с дошкольными учреждениями.

Однако, в рамках нового ФГОС работа по преемственности должна строиться на основе взаимодействия образовательного учреждения и дошкольного учреждения в системе. Преемственность между дошкольным и школьным образованием рассматривается как один из основных факторов эффективного обучения и воспитания ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания в соответствии с требованиями ФГОС.

Понятие преемственности в системе образования трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть как связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Взаимодействие школы и дошкольного образовательного учреждения на основе проектной деятельности позволяет осуществлять процесс преемственности эффективно и более объемно.

Основной постулат модернизации образования - обеспечение всем равных стартовых возможностей и формирование у них успешности на каждой образовательной ступени. Именно преемственность дает безграничный спектр, как для развития каждого конкретного ребенка, так и для процесса современного образования в целом.

Чтобы быть компетентными в организации работы по преемственности необходимо обозначить основные аспекты преемственности: согласованность целей дошкольного и начального школьного образования, последовательность содержания процесса обучения (организация, методы, приемы), взаимодействие детей и взрослых.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лупова Татьяна Алексеевна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Доклад  "Проектная деятельность в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "105528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402860344"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Презентация "Проектная деятельность как  средство  формирования УУД у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "104976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402775560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Формирование универсальных учебных действий в рамках ДОУ, как условие успешной адаптации и обучения в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-ramkakh-dou-kak-usloviie-uspieshnoi-adaptatsii-i-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106240"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402986216"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Формирование универсальных учебных действий средствами УМК " Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-sriedstvami-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414327880"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства