На приём к психологу часто приходят родители первоклассников с просьбой помочь им решить проблемы, с которыми они сталкиваются, когда их дети идут в первый класс. Многие родители испытывают трудности в организации помощи при выполнении детьми домашних заданий. Зачастую начинающие ученики не могут сосредоточиться на выполнении заданий, постоянно отвлекаясь на посторонние дела; другие отказываются их выполнять, как только возникают какие-либо трудности; третьи могут вообще отказаться делать задания. Как правильно организовать помощь младшему школьнику при выполнении им домашних заданий, какую тактику выработать родителям? Об этом говорится в предлагаемой консультации для родителей.
Данной консультацией могут воспользоваться психологи, родители, учителя начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Домашние уроки с первоклашкой»
Памятка для родителей
«Как помочь ребёнку
научиться делать уроки»
Когда родители вечером приходят усталые с работы и обнаруживают, что их юный школьник ещё и не садился за уроки, их мучает один вопрос: почему, собственно их дитя не приготовило их в течение дня? Ребёнок ответить затрудняется, а раздражённая бабушка сообщает: « Да он просто не хотел за них садиться » или « Я не могла заставить сесть за уроки».
Дети по-разному относятся к выполнению домашнего задания. Некоторые с первых учебных дней без лишних напоминаний садятся за уроки и прилежно выполняют всё что задано. Другие же отвлекаются, стараются сделать всё быстрее и кое-как. Третьих просто невозможно усадить за стол, им необходим непрерывный контроль и подгоняющие замечания.
Вместе, но не вместо…
Родители первоклашек нередко жалуются, что приготовление уроков превращается для них в тяжкое бремя. Ребёнка сложно усадить за стол, он всё время находит предлоги, чтобы отложить неприятное дело на неопределённое время. Если же он всё-таки сел делать домашнее задание, то взрослым приходится сидеть у него над душой, без их контроля ребёнок неспособен довести начатое до конца. Он постоянно отвлекается, не может самостоятельно начать любое задание, письменные упражнения делает небрежно. Нередки случаи, когда первоклассник просто не знает, что задано, или намерено умалчивает о « неважных», по его мнению, заданиях. Например, ответить на вопросы, выучить правило или стихотворение. Родители, наученные горьким опытом, вынуждены контролировать и это – звонить кому-то из одноклассников, спрашивать учителя о задании.
Некоторые мамы и папы, отчаявшись, испытывают большое желание « махнуть на уроки рукой» и пустить всё на самотёк, мол, « повзрослеет и возьмётся за ум». После этого ребёнок окончательно « скатывается». Или же родители по возможности делают за ребёнка его работу ( решают задачи, что-то рисуют), сохраняя таким образом свои нервы и время. При этом они оказывают своему сыну или дочери медвежью услугу, поскольку те всё равно не смогут сделать аналогичное задание в классе.
Как же правильно делать с ребёнком уроки, какую тактику выбрать?
Если ребёнок начал выполнять задание, и вы видите, что он вполне может справиться сам, то лучше не сидите у него над душой. Можно встать, походить по комнате, делая какие-нибудь хозяйственные дела, время от времени подходите к нему, смотрите на какой стадии его работа. Если же маленький ученик всё время отвлекается, то необходимо приучать его работать, не отвлекаясь, сидя рядом с ним. При этом спокойным и доброжелательным тоном интересоваться его успехами. Поощряйте его вопросы к вам, если что-то непонятно, но не «разжёвывайте» ему задания. Ребёнок должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость: пусть он объяснит вам, как они делали подобное задание в классе, - ведь вы учились в школе так давно , что плохо помните, как это делать. Непонятное слово, нужный синоним поищите вместе с ребёнком в словаре – это, с одной стороны послужит сменой деятельности, а с другой, приучит ребёнка пользоваться справочной литературой.
Бороться с частыми отвлечениями поможет составление расписания, то есть плана выполнения уроков, и развитие у ребёнка чувства времени. Для начала понаблюдайте за стилем его работы: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается». Какие задания даются ему легче, какие учебные предметы ему более интересны? Затем, учитывая индивидуальные особенности своего начинающего ученика, составьте вместе с ним план выполнения уроков на каждый день. Если ребёнок хочет посмотреть какую-нибудь передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы всё успеть. Предположите, сколько времени займёт у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, выполненное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечёт ребёнка, и выполнение уроков перестанет восприниматься им как скучная обязанность. Составляя план работы, помните, что 7 -8 летние дети ещё физиологически не способны долго усидеть на месте. Поэтому обязательно обеспечьте ему возможность частой смены деятельности. Например, 20 минут можно заняться письмом, после этого сделать 5-7 минутный перерыв и затем заняться чтением. Если по письму выполнено не всё, то после чтения вернитесь к нему. В целом выполнение домашнего задания не должно превышать часа работы (без учёта перерывов).
Постепенно ребёнок приучится рассчитывать своё время организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить только контроль конечного результата.
Конечно, в первую очередь вам самим необходимо запастись большим терпением и пониманием проблем своего ребёнка. Поэтому желаю вам терпения и успехов в достаточно сложном деле оказания помощи в выполнения домашнего задания.