kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад:Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

«Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения»

 

 

Ф.И.О: Бусурманова Сангуль Мирамбаевна

Специальность: Педагогика и методика начального обучения

 Перед каждым творчески работающим преподавателем возникает множество проблем. Ключевые из них:

·  как обеспечить успешность в обучении каждого ученика;

·  каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым студентом социального опыта.

 Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всей группой и одновременно с каждым  учеником?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.

Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого студента, имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным  учащимся, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей студента, делая обучение доступным и посильным.

При реализации этого принципа преподаватель должен знать и учитывать индивидуально – психологические особенности ученика, ту совокупность факторов, которые могут помешать ему успешно учиться. К их числу относится реальный запас знаний, умений и навыков; уровень развития ученика; особенности процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, эмоционально-волевых качеств; темп и особенности познавательной деятельности и многие другие показатели готовности учащегося к обучению по данной специальности, по данной учебной дисциплине.

Определенную роль в учебной деятельности и поведении ученика играют также его темперамент, интересы, склонности, способности, характер отношения к учебной деятельности, взаимоотношения с преподавателем, положение в коллективе группы, состояние здоровья, настроение.

Приходится преподавателю считаться и с некоторыми личностными характерологическими особенностями своих учеников: самолюбием, чувством собственного достоинства, самоуважения, самооценки, уровнем притязаний.

Преподаватель понимающий, какое значение имеют для его деятельности индивидуальные различия учеников, непременно подметит их и найдет возможность использовать.

Преподаватели ЦМК экономических дисциплин используют индивидуальный подход в процессе обучения и контроля знаний учеников. В силу того, что между дисциплинами экономического цикла существуют тесные межпредметные связи и освоение конкретной дисциплины часто опирается на знания по другим экономическим дисциплинам, преподавателям приходится предварительно проверять уровень освоения учеников уже изученных дисциплин. На основе этого и строится дальнейшая индивидуальная работа с учениками.

             Индивидуальный подход применяется на занятиях различных форм: на практических и семинарских занятиях, на контрольных работах, на зачётных занятиях и т.д. Для обобщения пройденного материала проводится урок – конкурс, на котором каждый ученик имеет возможность показать свои знания по изученным темам. Урок проводится в виде соревнования двух команд. В команду объединяются ученики разного уровня знаний. Задания выдаются разной степени сложности и команда самостоятельно распределяет выполнение заданий между членами команды.

При контроле теоретических знаний мы разрабатываем вопросы разного уровня сложности, соответствующие различным оценкам. При этом ученику даётся возможность самому выбрать уровень сложности ответа.

Задания для практических занятий также составляются с учётом уровня сложности. Ученики  на этих уроках выполняют разные объёмы работ в зависимости от личностных качеств.

С учётом индивидуальных особенностей учеников контроль знаний на уроках может быть в устной или письменной формах по индивидуальным карточкам. Задания к контрольным работам также дифференцированы.

С целью реализации индивидуального подхода преподаватели экономических дисциплин проводят дополнительные занятия и консультации.    

Для повышения заинтересованности в изучении дисциплины ученикам предлагаются индивидуальные задания для написания рефератов по изучаемой дисциплине, для подготовки сообщений на уроках.

 На открытом уроке, который проводила преподаватель Истелеева М.Т., очень ярко проявился индивидуально-дифференцированный подход в проведении практического занятия по дисциплине «Математика» . На уроке были использованы различные методы проведения занятия: фронтальный опрос, тестирование, решение задач с объяснением решения на доске и решением задач самостоятельно.

Предлагались разные по уровню тестовые задания, которые разрабатывались с учётом индивидуальных особенностей и способностей  учеников, давая тем самым возможность каждому ученику проработать тему на своём уровне, закрепить полученные знания и получить оценку. ученику на уроке работали очень активно, что говорит об эффективности применения индивидуального подхода.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей;  только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении  компетенциями.

·              Список используемой литературы:

1.               Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988. – 80с.

2.               Еремеева, В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. – 2007. – № 3 (14).

3.               Каткова, Л.В., Сущих, М.М.  Сущностные характеристики основных понятий курса  «Педагогические теории, системы и технологии»: Методические рекомендации к ГЭК Ч.2 / Волгоград: Перемена, 1996г. – 56 с.

4.               Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. – М., 2003. – 432 с.

5.               Фридман, Л.М., Куклагина, И.Ю. Психологический справочник учителя .М.: Издательство «Совершенство», 1998.- 42 с.  

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад:Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения» »

Доклад

«Индивидуальный подход как метод повышения качества и результативности обучения»



Ф.И.О: Бусурманова Сангуль Мирамбаевна

Специальность: Педагогика и методика начального обучения

Перед каждым творчески работающим преподавателем возникает множество проблем. Ключевые из них:

  • как обеспечить успешность в обучении каждого ученика;

  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым студентом социального опыта.

Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всей группой и одновременно с каждым учеником?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.

Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого студента, имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным  учащимся, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей студента, делая обучение доступным и посильным.

При реализации этого принципа преподаватель должен знать и учитывать индивидуально – психологические особенности ученика, ту совокупность факторов, которые могут помешать ему успешно учиться. К их числу относится реальный запас знаний, умений и навыков; уровень развития ученика; особенности процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, эмоционально-волевых качеств; темп и особенности познавательной деятельности и многие другие показатели готовности учащегося к обучению по данной специальности, по данной учебной дисциплине.

Определенную роль в учебной деятельности и поведении ученика играют также его темперамент, интересы, склонности, способности, характер отношения к учебной деятельности, взаимоотношения с преподавателем, положение в коллективе группы, состояние здоровья, настроение.

Приходится преподавателю считаться и с некоторыми личностными характерологическими особенностями своих учеников: самолюбием, чувством собственного достоинства, самоуважения, самооценки, уровнем притязаний.

Преподаватель понимающий, какое значение имеют для его деятельности индивидуальные различия учеников, непременно подметит их и найдет возможность использовать.

Преподаватели ЦМК экономических дисциплин используют индивидуальный подход в процессе обучения и контроля знаний учеников. В силу того, что между дисциплинами экономического цикла существуют тесные межпредметные связи и освоение конкретной дисциплины часто опирается на знания по другим экономическим дисциплинам, преподавателям приходится предварительно проверять уровень освоения учеников уже изученных дисциплин. На основе этого и строится дальнейшая индивидуальная работа с учениками.

Индивидуальный подход применяется на занятиях различных форм: на практических и семинарских занятиях, на контрольных работах, на зачётных занятиях и т.д. Для обобщения пройденного материала проводится урок – конкурс, на котором каждый ученик имеет возможность показать свои знания по изученным темам. Урок проводится в виде соревнования двух команд. В команду объединяются ученики разного уровня знаний. Задания выдаются разной степени сложности и команда самостоятельно распределяет выполнение заданий между членами команды.

При контроле теоретических знаний мы разрабатываем вопросы разного уровня сложности, соответствующие различным оценкам. При этом ученику даётся возможность самому выбрать уровень сложности ответа.

Задания для практических занятий также составляются с учётом уровня сложности. Ученики на этих уроках выполняют разные объёмы работ в зависимости от личностных качеств.

С учётом индивидуальных особенностей учеников контроль знаний на уроках может быть в устной или письменной формах по индивидуальным карточкам. Задания к контрольным работам также дифференцированы.

С целью реализации индивидуального подхода преподаватели экономических дисциплин проводят дополнительные занятия и консультации.    

Для повышения заинтересованности в изучении дисциплины ученикам предлагаются индивидуальные задания для написания рефератов по изучаемой дисциплине, для подготовки сообщений на уроках.

На открытом уроке, который проводила преподаватель Истелеева М.Т., очень ярко проявился индивидуально-дифференцированный подход в проведении практического занятия по дисциплине «Математика» . На уроке были использованы различные методы проведения занятия: фронтальный опрос, тестирование, решение задач с объяснением решения на доске и решением задач самостоятельно.

Предлагались разные по уровню тестовые задания, которые разрабатывались с учётом индивидуальных особенностей и способностей учеников, давая тем самым возможность каждому ученику проработать тему на своём уровне, закрепить полученные знания и получить оценку. ученику на уроке работали очень активно, что говорит об эффективности применения индивидуального подхода.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении компетенциями.

  • Список используемой литературы:

  1. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988. – 80с.

  2. Еремеева, В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. – 2007. – № 3 (14).

  3. Каткова, Л.В., Сущих, М.М.  Сущностные характеристики основных понятий курса  «Педагогические теории, системы и технологии»: Методические рекомендации к ГЭК Ч.2 / Волгоград: Перемена, 1996г. – 56 с.

  4. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. – М., 2003. – 432 с.

  5. Фридман, Л.М., Куклагина, И.Ю. Психологический справочник учителя .М.: Издательство «Совершенство», 1998.- 42 с.  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бусурманова

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства