Докдад на тему "Проблемы сохранения здоровья школьников в условиях школы"
Докдад на тему "Проблемы сохранения здоровья школьников в условиях школы"
Доклад на тему "Проблемы сохранения здоровья школьников в условиях школы" предназначен для учителей 1-11 классов. Доклад рекомендует учителям использовать знания психологических особенностей детей данного возраста для сохранения здоровья во время учебного процесса. Доклад носит информационный, конкретный характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Докдад на тему "Проблемы сохранения здоровья школьников в условиях школы" »
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХШКОЛЫ.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологических словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (1990), сделана, попытка определить это понятие с точки зрения психологии.
Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребёнка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).
Определяющую роль в патогенезе играет психологический, т.е. внутренний конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения.
Например, Н. М. Неупокоева (1983) обнаружила тесную связь между особенностями общения младших школьников с значимым для них человеком – учителем и развитием у них мотивов учения. В младших классах довольно часто у детей формируется конфликтное отношение к учителю, при котором у учащихся возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности. У этих детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как неудовлетворённая потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому, а, следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях – со страхом перед учителем. Такие дети чаще всего замкнуты, ранимы, или наоборот, равнодушны и невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться.
Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению подчас не понимают её взрослые. Первоклассники из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны учителя.
Лишь в виде исключения деривация может вызываться воздействием всего одного фактора, практически для каждой деривационной ситуации характерно неудовлетворение нескольких важных потребностей ребёнка, которые у разных детей и в разные периоды развития находятся в различных взаимоотношениях.Поэтому так важно установить: какие психические потребности являются в определённый период развития ребёнка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является особенно вредным. При этом следует помнить, что разные дети, испытывающие воздействие одной и той же «депривационной ситуации», будут вести себя различно. Однако, каждый ребёнок для своего здорового развития, нуждается, в первую очередь, в теплоте чувств, в любви. Если он окружён достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов. Основное патогенное значение для нарушений развития и характера имеет недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т.е. аффективная депривация.
Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета Экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчёркивается, что в тоже время следует предоставлять ребёнку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», констатируется в докладе.
Нарушение психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей которые растут в условиях семейного разлада. Нарушение психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьёзные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально или наоборот.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определённой ситуации могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определенны как психические расстройства. Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с
окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
Установленным считается факт, что в основе патогенеза невроза у детей и подростков лежит деформация системы отношений развивающейся личности. Это приводит её к невротическому развитию, понимаемому в рамках концепции неврозов В. Н. Мясищева как нарушение особо значимых отношений личности, образующих целостную систему.
Определённый интерес в плане решения проблемы психологического здоровья имеет концепция»места наименьшего сопротивления», выдвинутая
П.Б. Ганнушкиным (1964) в соответствии с этой концепцией в основе декомпенсацией психопатий и временных дезадаптаций, акцентуации характера лежит неприспособленность лиц с отклонениями характера к определённым типам ситуаций.
Это ситуации, требующие от подростка сдерживать проявление своей бурной энергии (гипертимное отклонение характера), эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц (лабильное отклонение характера), ситуации конфликтных отношений (при эпилептоидном отклонении), недостаток внимания к личности (при истероидном). При не устойчивом отклонении трудности порождаются ситуацией, требующей проявления волевых качеств, при синзитивном – «экзаменом», испытаниями разного рода, при психастеническом – необходимостью делать выбор, принять решение. Во всех случаях, подчёркивает Э.Г. Эйдмиллер и В.В. Юстицкий (1983), причина дезадаптации – встреча подростка со своей типичной трудно разрешаемой ситуацией, а задача психолога, учителя, родителя – помочь подростку повысить способность к её разрешению.
С нашей точки зрения, очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А. Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут» , развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализации, по его мнению, - нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушиваться к голосу «импульса», посколько «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышесчтоящих лиц, власти, традиций и т.д. (1971). Но одного верного представления о себе недостаточно. Человек должен реализовать то, что заложено в нем природой, а перестройка общества должна вестись путем создания для людей возможностей к их самоактуализации. И вторая составляющая психического здоровья – стремление к гуманистским ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующей личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству (1970).
В. Франкл утверждает, что смысл – это всякий раз смысл конкретной ситуации и нет такого человека, для которого жизнь не держала наготове какое – нибудь дело. Надо найти это дело , это смысл, а ребенка надо воспитывать готовность к нахождению смысла жизни(1990). Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношение к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.
Если термин «психическое здоровье» имеет отношение с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» – относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, философского и других аспектов. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Школа вооружает (вернее должна вооружать) ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами самопонимания и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. По существу эту мысль высказывает А.Ф. Лосев, говоря о том, что «личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т.д., но вообще субъектом, который сам себя же соотносит со своим окружением»(1989).
Таким образом мы высказываем предположение, что целью практической психологической работы с детьми может быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием, средством достижения этого здоровья.
ИСТОКИ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ.
В раннем возрасте отношение ребенка к своему здоровью в значительной степени определяется влиянием ближайшего окружения. Примерно до трех лет у ребенка еще не сформировались психологические механизмы, позволяющие самостоятельно выделять и адекватно оценивать особенности организма, психики, состояний. В тоже время он испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и функционированием всех физиологических и психологических систем. Здесь очень важным является процесс смыкания образа и слова. В психике ребенка возникает переплетение образно – словесных ассоциаций, в котором слово «больно» связано с чем – то неприятным, а слово «здоровенький» – с чем – то радостным, с состоянием активности, свободы.
В это время могут возникнуть совершенно неадекватные и необычные связи: слова нейтральные могут вызвать чувство страха, обиды или тревоги. Именно поэтому на данной степени развития ребенка взрослые должны очень тщательно следить за тем, как оно происходит и препятствовать формированию нежелательных для развития психики, личности, образно – словесных ассоциаций. Из личного опыта каждый знает, что ребенок может не испытывать боли при лечении, когда процедура не связана с пугающими образами. Нередко взрослые, пытаясь подготовить ребенка к процедуре, связанной с болью (уколы и т.п.), своей мимикой, жестами, позой так его пугают, что незначительное болевое ощущение усиливается в несколько раз и формируется соответствующий рефлекс, что может стать основой дальнейшего негативного отношения к процедуре, а значит, лечению и, как следствие, своему здоровью.
Другая сторона формирования у ребенка отношения к своему здоровью связана с теми оценками, которые при общении со взрослыми он воспринимает и использует как критерии определения своего собственного мнения, позиций, действий, связанных со здоровьем. Ситуация, когда ребенок вдруг осознает, что он ненавидит свои физические Я, становится личной трагедией и может привести к самым нежелательным последствиям. Хочется обратить внимание на то, что основы этой трагедии могут закладываться в раннем детстве близкими и вроде любящими, доброжелательными, но не знающими и не обращающими серьезного внимания на особенности развития ребенка, взрослыми.
Приведенные выше примеры показывают, что в общении взрослых и детей формируется целостный образ Я, в котором немаловажное значение имеет физическая сторона. В этом контексте отношение ребенка к здоровью включает в себя и отношение к своему физическому облику. Оценки взрослых и сверстников, направленные на отдельные части тела, внешности, существенным образом влияют на формирование самооценки ребенка и, как следствие, - на его психическое самочувствие. Практикующие психологи указывают на тот факт, что ощущение счастья и состояние психологического комфорта у девочек достаточно сильно связано с их физической привлекательностью. У мальчиков такой тесной связи не обнаружено. Естественно, что это существенно влияет на методы воспитания, стратегию и тактику воспитательных отношений в работе с детьми разного пола.
Причиной формирования определенного отношения к здоровью может стать для ребенка сам взрослый как субъект общения и носитель определенных физических и психических качеств. Из опыта каждого человека и из фактов, отмеченных в психологических исследованиях, известно, что привлекательность, рост, вес или физические недостатки родителей, учителей зачастую существенно влияет на характер общения ребенка со взрослым, а значит и на результаты этого общения. Может ли человек, не выглядящий здоровым или демонстративно пренебрегающий своим здоровьем, сформировать противоположное отношение к здоровью у ребенка? Опыт подсказывает, что вряд ли.
В практике достаточно много случаев, когда ухудшение и психического и физического здоровья ребенка связано только с тем, что взрослые таскают ребенка по местам массового скопления людей, где порог стрессогенности обстановки явно выше детской нормы. Другие взрослые, не делая различия между собой и ребенком, подавляют его излишним обилием информации, непосильными для него эмоциональными нагрузками. Все это не проходит бесследно, и у детей появляются такие «взрослые» болезни, как бессоница, язва, колит, мигрень. Ну, а если в семье нелады и ребенок постоянно включен в сферу общения родителей, т.е. активно вовлекается как соучастник в их ссоры и разбирательства, то вряд ли кто будет удивляться появлению у него невротических симптомов и других нарушений психического и физического развития.
Все то, что происходит в общении взрослого и ребенка в дошкольном возрасте, продолжает оказывать влияние на отношение к здоровью в период начала школьной жизни. В то же время появляются новые факторы, которые существенно изменяют отношение ребенка к своему здоровью. Можно назвать ряд факторов:
Появляется новый вид деятельности, предъявляющий ранее неизвестные требования, в том числе и к общению с взрослыми.
Появляются новые взрослые, которые начинают влиять как на изменение характера педагогического общения, так и на развитие всех сторон личности ребенка.
Происходит переоценка той системы ценностей, которая сформировалась в условиях дошкольного детства, т.к. теперь он школьник, т.е. человек, имеющий формальный социальный статус.
В этот период развития становится очень значимым факт осознания ребенком важности здоровья для успешного освоения новой для него деятельности учения. Все требования режима для ребенка, медицинские и гигиенические аспекты организации его учебной деятельности в школе и дома становятся одной из центральных тем содержания общения ребенка и взрослого. В первые месяцы школьной жизни одним из важнейших мотивов поведения ребенка становится желание завоевать статус «настоящего ученика». Педагогическое общение, в котором формируется весь этот эталон, будет неполным, если в своем содержании не имеет такого аспекта, как отношение к здоровью. О недооценке этой стороны подготовки детей к учебной деятельности свидетельствуют данные об ухудшении общего состояния здоровья после поступления ребенка в школу.
Другой, не менее важный аспект проблемы отношения ребенка к своему здоровью связан с изменением роли отдельных взрослых. Для младших школьников статус учителя приближен к статусу родителя. Поэтому учитель должен не только выполнять определенные медицинские, физиологические рекомендации, но и демонстрировать свое личное отношение к ним, объяснять детям, почему он это делает, почему он считает, что ребенок должен так делать. Педагогическое общение должно активно отражать и темы здоровья, отношение к нему, как к необходимому условию освоения новых деятельностей, важных для будущей жизни ребенка.
Наиболее ярким, трудным в развитии ребенка школьного возраста называется подростковый возраст. Если до подросткового детства отношение к здоровью у ребенка было неадекватным, то с прибавлением трудностей переходного от детства к зрелости периода ситуация чаще всего становится критической. Что же отличает этот этап развития?
1. Отношение ребенка к здоровью может измениться только благодаря тем процессам, которые происходят в его организме. Перестройка важнейших систем организма не может пройти незамеченной самим подростком, но не каждый подросток готов к этому. Поэтому педагогическое общение должно выполнять функции психологической подготовки ребенка к новым для него ощущениям и переживаниям.
2. Отношение к здоровью у подростка начинает тесно связываться с формированием нового личностного образования – «чувства взрослости». Стремление быть взрослым в этот период жизни заключается в оказании помощи при освоении действий, помогающих улучшить состояние здоровья, способствующих формированию «нового тела», внешности вообще. Прямые указания перестают действовать, оптимальной формой является нерегламентированное, личностное, доверительное общение.
Здоровье подростка может быть не только предметом внимания взрослых или его собственного внимания, но и предметом повышенного интереса сверстников. В практике известны случаи, когда интерес к ребенку со стороны сверстников пробуждается в связи с его заболеванием. Естественно, что достижение определенного статуса носит ситуативный и временный характер. Однако, довольно часто заболевшие или хронически больные дети осознают, какую власть в отношении с взрослыми они получают благодаря недугу, и это становится регулятором характера их общения и отношений. Особого внимания заслуживают подростки, у которых к этому возрасту некоторые черты характера как – бы заостряются, что влияет на их чувствительность к определенного рода воздействиям. В качестве примера приведем особенности отклонений в развитии характера у нескольких типов подростков.
Первый тип. Подростки в детстве обычно ничем не отличались от сверстников, но с наступлением половой зрелости становятся заметными перепады их поведения: в период подъема – они такие же, как и всегда, но в период спада их не узнать - апатичны, раздражительны, могут много спать. Педагогическое общение с такими детьми должно отличаться в периоды подъемов и спадов. В период подъема такие подростки не переносят монотонности, однообразия, страдают от одиночества. В период спада очень сильно реагируют на малейшие укоры, упреки, обвинения в свой адрес.
Второй тип. Подростки отличаются очень частыми сменами настроения по самым ничтожным поводам: эмоциональная сфера очень подвижна. С другой стороны, они способны на глубокие чувства, на большую привязанность, очень чутки к различным знакам внимания, к похвалам и поощрениям.
Третий тип. Подростки отличаются повышенной утомляемостью, раздражительностью и склонностью к ипохондрии. Они внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, заботятся о своем здоровье. Эти подростки могут активно предъявлять претензии к взрослым.
Четвертый тип. Подростки отличаются ярко выраженным чувством «собственной недостаточности». Они стараются компенсировать свои «плохие» качества очень активным и ответственным отношением к самовоспитанию, предпочитают ровные, спокойные отношения и чаще тяготеют к взрослым, чем к сверстникам.
Если у подростков, принадлежавших к первому типу, взрослому достаточно уловить ритм спадов и подъемов в поведении, чтобы избежать усиления отрицательных тенденций в отношении ребенка к здоровью, то при общении с подростками второго типа надо быть осторожным и опираться на их способность к глубокой и искренней привязанности. Третий тип особых проблем в общении не представляет. Но в общении с ними взрослым бывает трудно, т.к. они отличаются раздражительностью, которая повышается в периоды утомления. Подросток четвертого типа сложен в общении, ибо он постоянно ощущает свою неполноценность. Поэтому любой упрек или замечание относительно его здоровья или состояния могут только усиливать это чувство и блокировать положительную мотивацию заботы о здоровье.
Последний этап школьной жизни отличается направленностью в будущее и связан с развитием такого личностного новообразования, как самоопределение. Тема здоровья и отношения к нему все более связывается с выбором путей профессии и будущей жизни. Если выбранная специальность не предъявляет четких требований к здоровью, то задача педагогического общения – помочь ребенку осознать важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности.
Самоопределение старшеклассников предполагают не только выбор профессии, но и определение своего места в жизни, среди других людей. К этому возрасту многие учащиеся уже догадываются или знают, что от здоровья во многом зависят и успешность деятельности, и положение в коллективе, в обществе, и семейное счастье. В этом смысле педагогическое общение в старшем школьном возрасте включает в свое содержание такие аспекты темы здоровья, как психическое здоровье, сексуальное здоровье, здоровье будущих детей и т.д.
Таким образом, становится очевидным, что отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом педагогического общения с раннего возраста. Формы, содержание и способы общения взрослых и детей прямо связаны с теми возрастными психологическими особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой процесса формирования у него представления о своем здоровье и выработки у него соответствующего отношения к здоровью как к ценности и как условию его личностного роста.