Просмотр содержимого документа
«Дети "группы риска"»
Категория «трудных детей» - это предмет исследования и изучения многих отраслей научного знания.
Сейчас выделяют несколько факторов риска, из-за которых возрастает вероятность попадания ребенка в критическую ситуацию: социально-экономические, медико-социальные, социально-демографические и социально-психологические факторы;
На сегодняшний день очень актуальна проблема, связанная с поиском модели, которая направлена на выявление типов темперамента у детей «группы риска», для поиска более действенных способов воспитания, основанием для которых будут служить индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Вопросом о трудных детях занимались многие педагоги и психологи, начиная с 1920 года. П. П. Блонский внес свой вклад в изучение этой проблемы, написав в 1930 году работу «Трудные школьники». Так же известен труд В. П. Кащенко и Г. В. Мурашева, написанный в 1929 году «Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание».
Согласно подходу Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульги, И. Ф. Дементьевой, дети «группы риска» - категория детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. По их мнению, существуют следующие категории «трудных детей»: дети с проблемами в развитии в развитии, которые не имеют выраженных патологий, дети, которые остались без попечения родителей, дети из неблагополучных и асоциальных семей, дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и психологической поддержке, дети с психолого-педагогической и социальной дезадаптацией.
Психологическая характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте представляет собой мало оптимистичную картину. У таких «трудных» детей часто наблюдаются акцентуации темперамента и характера, такие как демонстративная, застревающая, возбудимая, тревожная, аффективно-лабильная, аффективно-экзальтированная личность, экстраверты и интроверты. К. Леонгард в своем труде дает подробное описание черт характера и темпераментов.
Темперамент представляет собой врожденные особенности индивидуальности. Он является лишь основой и началом для дальнейшего формирования и построения более совершенных и значимых для человека качеств его личности. Под влиянием среды набор этих качеств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону, приобретать негативный и позитивный оттенок.
Помимо среды, на ребенка может очень сильно влиять кардинальная перестройка организма. У детей часто возникают чувство тревоги, повышенная возбудимость, состояния депрессии и фрустрации. Поэтому, даже у совершенно здоровых детей, которые не испытывают трудности во взаимодействии с окружающей социальной средой могут наблюдаться резкие перемены настроения, постоянные колебания самооценки, неустойчивость поведения и неадекватность реакций. Все эти факторы, безусловно, можно рассматривать как «факторы риска» из-за которых ребенок может попасть в категории «трудных детей».
К. А. Альбуханова-Славская отмечает, что большую роль играют индивидуально-психологические характеристики личности, в число которых входит темперамент.
Е. П. Ильин обращает внимание на то, что И. В. Равич-Щербо в своем исследовании выделил «синдром трудного темперамента». Данный синдром характеризуется такими признаками, как плохое настроение, низкий ритм, плохая и слабая реакция, отсутствие адаптивности к окружающей среде и людям. Часть этих проявлений обуславливается исключительно физиологическими характеристиками, а часть – влиянием окружающей среды.
Однако важно помнить, что различия по темпераменту – это различия только по своеобразному индивидуальному сочетанию и проявлению качеств, которые основывают данный тип темперамента.
Формирование темперамента не заканчивается в детстве. Этот процесс протекает в течение всей жизни человека. Именно темперамент объясняет особенности большего или меньшего проявления характеристик одного типа темперамента у человека.
У детей группы риска особенно ярко выражены индивидуальные черты, присущие для их типа темперамента. Так, для «трудных» детей с преимущественно холерическим типом темперамента характерны повышенная чувствительность и агрессивность, непостоянность, жестокость, чрезмерная импульсивность и сильная неуравновешенность. Они зачастую могут сами провоцировать других людей на конфликты. Для сангвиников характерны неорганизованность, робость, эгоистичность, недисциплинированность, неуравновешенность и слабовольность. Такие дети любят переоценивать себя и хвастаться. Для флегматиков же свойственны нерешительность, закрытость, скупость, пассивность и эгоистичность. Они очень часто не реагируют на как на одобрения, так и на порицания в свой адрес. И, наконец, меланхолик – пессимистичный, мстительный, замкнутый, непрактичной и обидчивый ребенок. При малейшей неудаче и неуспехи он чувствует себя подавленно и разбито.
В зависимости от доминирующего в ребенке типа темперамента нужно прибегать к индивидуальным способам взаимодействия, воздействия и воспитания.
Итак, темперамент обуславливает динамику, специфику и особенности поведения человека, своеобразие протекания психических процессов.
Детям с преимущественно холерическим и сангвиническим типом темперамента, которые отличаются суетливостью, активностью и неорганизованностью, очень сложно удерживать свое внимания на одном виде деятельности долгое время, трудно слушать объяснения педагога и не отвлекаться. Они с охотой и большим интересом включаются в какой-либо вид деятельности, но не способны удерживать свои ситуативные желания. С такими подростками учителям нужно быть более выдержанным и терпимым. Нужно поддерживать их самостоятельность и не подавлять их мотивацию.
Следующая группа детей требует совершенно другой педагогической стратегии и иного стиля общения. Подростки с преимущественно флегматическим типом темперамента могут вовсе не учувствовать в предлагаемой деятельности. Они очень скрытны, необщительны и пассивны. С ними так же нужно быть очень терпеливыми. К каждому такому подростку нужно искать индивидуальный подход, ведь они вообще могут не отреагировать ни на одобрения, ни на порицания в свой адрес. Они могут равнодушно отказаться от совместной работы, поэтому педагог должен стараться заинтересовать их. Но, при этом, им не должны давать указания и заставлять что-либо делать. Так, педагог не сможет требуемого интереса.
Чтобы флегматики стали проявлять мотивацию и решительность, необходимо поощрять их похвалами.
Подростки, у которых доминирует меланхолический тип темперамента, очень пассивны. Они имеют низкий эмоциональный тонус, редко проявляют яркие эмоции. Такие дети могут принимать участие в предложенной деятельность наравне с другими, но у них она не вызывает никакого интереса. Они не будут высказывать свое мнение без надобности и равнодушно принимают любые предложения как взрослых людей, так и сверстников. Именно поэтому педагоги должны пробудить у них интерес к занятиям и окружающему миру в целом. Нужно стараться интересоваться их мнением и точками зрения на ту или иную ситуацию. Их не должны заставлять подчиняться, так как это может быть удобно другим. В таком случае самооценка меланхоликов может быть задавлена вовсе. Выбранным ими видом деятельность можно попробовать раскрыть их самостоятельность и инициативность. Педагогов должна настораживать такая покорность воспитанников и его стремление следовать указаниям, поэтому они должны стараться снять с подростков эту скованность и напряженность, которая мешает им включаться в работу и проявлять самого себя.