Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Дети группы риска "»
ТЕМА: «Трудные дети».
«Все счастливые дети счастливы одинаково,
каждый несчастный ребенок несчастен по-своему»
Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой, что приводит к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств. Так дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик.
Понятие «дети группы риска».
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
К факторам риска относят:
- -медико-биологические – к ним относят тяжелые врожденные и хронические
- социально-экономические – включают в себя детей-сирот, из неполных семей,
из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям – дети из семей алкоголиков, наркоманов, криминальных элементов;
- психологические – неврозы, отчужденность, сложности в общении с ровесниками и взрослыми; - педагогические – несоответствие учебного заведения и программы обучения интересам и особенностям ребенка, отсутствие мотивации к учению, педагогическая запущенность.
Привычным становится отклоняющееся поведение, которое делится на две категории:
1) поведение, несоответствующее нормам психического здоровья (то есть патологическое);
2) антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы). Дети, склонные при определѐнных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относятся к «группе риска».
В соответствии с федеральным законом №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» появилось еще одно название данной категории детей - «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».
Классификация «детей группы риска».
1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;
2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социальнопсихологической помощи и поддержке;
5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией;
6. дети из неблагополучных семей;
7. педагогически запущенные дети;
8. дети с отклонениями в поведении;
9. дети, попавшие в проблемные ситуации;
10. дети, испытывающие дефицит общения.
Социальный педагог В школе он почти, как Бог. Нарушители все знают, Как порой бывает строг. Что случилось, что случится, Знает он наверняка. И всегда понять стремится "трудного" ученика. Защитит от хулигана И накажет наглеца. Не потерпит грубияна, Справедлив он до конца. Педагоги за советом И родители - к нему. Дети делятся секретом. Не откажет никому. Раскрывает преступленья: Фору даст инспекторам. Вызывает восхищенье. Успевает тут и там. Без призванья нет уменья. Легких в школе нет дорог. Он талантлив, без сомненья. Социальный педагог!
В последнее десятилетие мы все чаще сталкиваемся с понятием дети «группы риска». Что же оно означает?
Под «группой риска» мы предполагаем детей, поведение которых отклоняется от общепринятых норм и правил поведения в обществе. Иными словами – это девиантное поведение. Согласно словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм и правил общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития.
К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:
- взаимоотношения с родителями (пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение; устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; жестокое обращение с детьми (побои); побеги из дома), с педагогами, другими взрослыми;
- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- самоотношение, самопонимание;
- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;
- внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;
- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.
Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.
В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.
1. Одаренные дети.
2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
5. Педагогически запущенные дети.
Выделяют три формы девиантного поведения:
- антисоциальное поведение
- асоциальное поведение
- аутодеструктивное поведение
Трудные дети.
Кто-то, когда то должен ответить,
Высветив правду, истину скрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он.
Словно стена без дверей и без окон,
Вот они эти главные истины эти,
Поздно заметили…..поздно учли…..
Нет, не рождаются трудными дети,
просто им во время не помогли!!! (С. Давидович)
«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.
Мы с вами должны дать ребенку понять, что он нам нужен.
Основные факторы, которые подталкивают детей на отклоняющееся поведение: семья, наследственность, проблемы в подростковом возрасте, отсутствие прочных социальных связей.
К сожалению, часто, мы – взрослые не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми. Зачастую не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.
Какова же роль педагогов и родителей в профилактической работе? Профилактика заключается не в избегании конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка.
Формы и методы работы с детьми «группы риска».
1.Оказание учителями индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь мы используем диагностику, наблюдения, беседы с учителями, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.
2. Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком.
При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.
3. Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения:
Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.
4. Создание комфортных условий ребенку в коллективе:
Чаще всего совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.
5. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха.
Это может быть включение ребенка в школьное самоуправление, кружки доп. Образования и внеурочную деятельность. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.
6. Кроме того, мы должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.
7. Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.
В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.
«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.
В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – психологом, соц. педагогом, участковым, инспектором по делам несовершеннолетних.
Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории.
Любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.
Методы, примы и формы работы.
Методы – способы непосредственных и опосредованных влияний на личность. Причем под способом влияния понимаются все педагогические и психологические влияния (личностные качества учителя, коллектива и сверстников, вся инструментовка педагогического процесса и психологическая коррекция). Прием – часть метода, его деталь. Для выбора нужного метода и приема необходимо определить причины поведения и поступков ученика. Формы реализации Программы: психолого-педагогическая диагностика, моделирование ситуаций, ролевое проигрывание, индивидуальная и групповая работа, беседы.
Работа с обучающимися
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью);
Формы работы: групповая работа, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники). Организации досуга Формы работы:
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия). Профилактика правонарушений - Беседы по факту. - Акция «Сообщи, где торгуют смертью». - Лекции специалистов, классные часы. - Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями. - Смотр-конкурс информационных листов «Профилактика асоциальных явлений». - Кинофильмы «Вредные привычки». - Родительские собрания. - Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы. - Выступления с информацией о состоянии преступности. - Собеседования с классными руководителями по работе с детьми «группы риска», семьями. - Профилактика употребления ПАВ. - Организация летнего отдыха. - Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы. - Рейды в семьи. Организация педагогической помощи - Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка. - Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся «группы риска». - Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника". - Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи обучающимся «группы риска» в выполнении общественных поручений. - Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. - Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. - Оказание педагогической помощи родителям обучающихся «группы риска». Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Вначале ребенок становится трудным.
Трудный ребенок – это тот, кому трудно.
Именно так надо понимать, что с ним происходит.
Трудный он не только для взрослых,
но в первую очередь для себя.
Трудно самому ребенку.
Дети - это чудо света, Я его увидел сам И причислил чудо это К самым чудным чудесам. Мы пред будущим в ответе. Наша радость, боль и грусть, Наше будущее - дети... Трудно с ними? Ну и пусть! В наших детях наша сила, Внеземных миров огни, Лишь бы будущее было Столь прекрасным, как они.
Главные признаки
Человек бывает разный: средний, маленький, большой, и не так-то просто сразу разобраться, кто – какой. Это – брови, это – уши, это – рот и две ноздри… Очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри. Не любой прямоходящий человеком может быть. Ведь и древний звероящер мог на двух ногах ходить! Так что дело не в обличье, Суть совсем не так проста. Наши главные отличья – сердце, разум, доброта. Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри – очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри!