kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дети группы риска "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дети группы риска "»

ТЕМА: «Трудные дети». 




«Все счастливые дети счастливы одинаково,

каждый несчастный ребенок несчастен по-своему»


Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой, что приводит к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств. Так дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик.


Понятие «дети группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.


К факторам риска относят:

- -медико-биологические – к ним относят тяжелые врожденные и хронические

заболевания, патологии физического и психического развития, серьезные травмы, психическиерасстройства, отягощенная наследственность;

- социально-экономические – включают в себя детей-сирот, из неполных семей,

из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям – дети из семей алкоголиков, наркоманов, криминальных элементов;

- психологические – неврозы, отчужденность, сложности в общении с ровесниками и взрослыми; - педагогические – несоответствие учебного заведения и программы обучения интересам и особенностям ребенка, отсутствие мотивации к учению, педагогическая запущенность.


Привычным становится отклоняющееся поведение, которое делится на две категории:

1) поведение, несоответствующее нормам психического здоровья (то есть патологическое);

2) антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы). Дети, склонные при определѐнных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относятся к «группе риска».

В соответствии с федеральным законом №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» появилось еще одно название данной категории детей - «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

Классификация «детей группы риска».

1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;

2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социальнопсихологической помощи и поддержке;

5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией;

6. дети из неблагополучных семей;

7. педагогически запущенные дети;

8. дети с отклонениями в поведении;

9. дети, попавшие в проблемные ситуации;

10. дети, испытывающие дефицит общения.



Социальный педагог 
В школе он почти, как Бог. 
Нарушители все знают, 
Как порой бывает строг. 
Что случилось, что случится, 
Знает он наверняка. 
И всегда понять стремится 
"трудного" ученика. 
Защитит от хулигана 
И накажет наглеца. 
Не потерпит грубияна, 
Справедлив он до конца. 
Педагоги за советом 
И родители - к нему. 
Дети делятся секретом. 
Не откажет никому. 
Раскрывает преступленья: 
Фору даст инспекторам. 
Вызывает восхищенье. 
Успевает тут и там. 
Без призванья нет уменья. 
Легких в школе нет дорог. 
Он талантлив, без сомненья. 
Социальный педагог!

 

            В последнее десятилетие мы все чаще сталкиваемся с понятием дети «группы риска».  Что же оно означает?

Под «группой риска» мы предполагаем детей, поведение которых отклоняется от общепринятых норм и правил поведения в обществе. Иными словами – это девиантное поведение. Согласно словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм и правил общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.




Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

- взаимоотношения с родителями (пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение; устройство в  квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; жестокое обращение с детьми (побои); побеги из дома), с педагогами, другими взрослыми;

- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

- самоотношение, самопонимание;

- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

- внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- неорганизованность;

- зависимость от других, низкая сила своего «я»;

- трудности в обучении;

- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.


 

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

5. Педагогически запущенные дети.



Выделяют три формы девиантного поведения:

- антисоциальное поведение

- асоциальное поведение

- аутодеструктивное поведение

 


Трудные дети.

Кто-то, когда то должен ответить,

Высветив правду, истину скрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.


Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он.

Словно стена без дверей и без окон,

Вот они эти главные истины эти,

Поздно заметили…..поздно учли…..

Нет, не рождаются трудными дети,

просто им во время не помогли!!! (С. Давидович)



«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.


Мы с вами должны дать ребенку понять, что он нам нужен.




Основные факторы, которые подталкивают детей на отклоняющееся поведение: семья, наследственность, проблемы в подростковом возрасте, отсутствие прочных социальных связей. 

К сожалению, часто, мы – взрослые не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми. Зачастую не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Какова же роль педагогов и родителей в профилактической работе? Профилактика заключается не в избегании конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка.

 

Формы и методы работы с детьми «группы риска». 

1. Оказание учителями  индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

В первую очередь мы используем диагностику, наблюдения, беседы с учителями, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.

2. Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком.

При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий. 

3. Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения: 

Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.

4. Создание комфортных условий ребенку в коллективе: 

Чаще всего совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.

5. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. 

Это может быть включение ребенка в школьное самоуправление, кружки доп. Образования и внеурочную деятельность. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.

6. Кроме того, мы должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно. 

7. Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика. 

«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.

            В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – психологом, соц. педагогом, участковым, инспектором по делам несовершеннолетних.

            Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории. 

         Любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.



Методы, примы и формы работы.

Методы – способы непосредственных и опосредованных влияний на личность. Причем под способом влияния понимаются все педагогические и психологические влияния (личностные качества учителя, коллектива и сверстников, вся инструментовка педагогического процесса и психологическая коррекция). Прием – часть метода, его деталь. Для выбора нужного метода и приема необходимо определить причины поведения и поступков ученика. Формы реализации Программы: психолого-педагогическая диагностика, моделирование ситуаций, ролевое проигрывание, индивидуальная и групповая работа, беседы.


Работа с обучающимися

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью);

Формы работы: групповая работа, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники). Организации досуга Формы работы:

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия). Профилактика правонарушений - Беседы по факту. - Акция «Сообщи, где торгуют смертью». - Лекции специалистов, классные часы. - Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями. - Смотр-конкурс информационных листов «Профилактика асоциальных явлений». - Кинофильмы «Вредные привычки». - Родительские собрания. - Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы. - Выступления с информацией о состоянии преступности. - Собеседования с классными руководителями по работе с детьми «группы риска», семьями. - Профилактика употребления ПАВ. - Организация летнего отдыха. - Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы. - Рейды в семьи. Организация педагогической помощи - Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка. - Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся «группы риска». - Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника". - Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи обучающимся «группы риска» в выполнении общественных поручений. - Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. - Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. - Оказание педагогической помощи родителям обучающихся «группы риска». Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.


Вначале ребенок становится трудным.

Трудный ребенок – это тот, кому трудно.

Именно так надо понимать, что с ним происходит.

Трудный он не только для взрослых,

но в первую очередь для себя.

Трудно самому ребенку.




Дети - это чудо света,
Я его увидел сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе.
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее - дети...
Трудно с ними?
Ну и пусть!
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь прекрасным, как они.













Главные признаки

Человек бывает разный:
средний, маленький, большой,
и не так-то просто сразу
разобраться, кто – какой.
Это – брови, это – уши,
это – рот и две ноздри…
Очень важно, что снаружи,
но важнее – что внутри.
Не любой прямоходящий
человеком может быть.
Ведь и древний звероящер
мог на двух ногах ходить!
Так что дело не в обличье,
Суть совсем не так проста.
Наши главные отличья –
сердце, разум, доброта.
Острый взгляд для сердца нужен,
повнимательней смотри –
очень важно, что снаружи,
но важнее – что внутри!

Н. Голь












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Дети группы риска "

Автор: Кузнецова Лариса Викторовна

Дата: 02.02.2024

Номер свидетельства: 645064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Дети "Группы риска". Что мы понимаем под определением "группа риска" "
    ["seo_title"] => string(71) "dieti-gruppy-riska-chto-my-ponimaiem-pod-opriedielieniiem-ghruppa-riska"
    ["file_id"] => string(6) "135279"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416898253"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Программа  социально педагогического сопровождения  детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammasotsialnopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiadietieighruppyriska"
    ["file_id"] => string(6) "292192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455248795"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Анкета "Определение детей группы риска   перед ЕНТ" "
    ["seo_title"] => string(58) "ankieta-opriedielieniie-dietiei-ghruppy-riska-pieried-ient"
    ["file_id"] => string(6) "132176"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416303373"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Анкета "Определение детей группы риска""
    ["seo_title"] => string(45) "ankieta-opriedielieniie-dietiei-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "298644"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456383994"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Характеристика детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(38) "kharaktieristika_dietiei_ghruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "400049"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489469745"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
2220 руб.
3170 руб.
1700 руб.
2430 руб.
1380 руб.
1970 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства