kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дети группы риска "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дети группы риска "»

ТЕМА: «Трудные дети». 




«Все счастливые дети счастливы одинаково,

каждый несчастный ребенок несчастен по-своему»


Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой, что приводит к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств. Так дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик.


Понятие «дети группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.


К факторам риска относят:

- -медико-биологические – к ним относят тяжелые врожденные и хронические

заболевания, патологии физического и психического развития, серьезные травмы, психическиерасстройства, отягощенная наследственность;

- социально-экономические – включают в себя детей-сирот, из неполных семей,

из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям – дети из семей алкоголиков, наркоманов, криминальных элементов;

- психологические – неврозы, отчужденность, сложности в общении с ровесниками и взрослыми; - педагогические – несоответствие учебного заведения и программы обучения интересам и особенностям ребенка, отсутствие мотивации к учению, педагогическая запущенность.


Привычным становится отклоняющееся поведение, которое делится на две категории:

1) поведение, несоответствующее нормам психического здоровья (то есть патологическое);

2) антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы). Дети, склонные при определѐнных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относятся к «группе риска».

В соответствии с федеральным законом №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» появилось еще одно название данной категории детей - «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

Классификация «детей группы риска».

1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;

2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социальнопсихологической помощи и поддержке;

5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией;

6. дети из неблагополучных семей;

7. педагогически запущенные дети;

8. дети с отклонениями в поведении;

9. дети, попавшие в проблемные ситуации;

10. дети, испытывающие дефицит общения.



Социальный педагог 
В школе он почти, как Бог. 
Нарушители все знают, 
Как порой бывает строг. 
Что случилось, что случится, 
Знает он наверняка. 
И всегда понять стремится 
"трудного" ученика. 
Защитит от хулигана 
И накажет наглеца. 
Не потерпит грубияна, 
Справедлив он до конца. 
Педагоги за советом 
И родители - к нему. 
Дети делятся секретом. 
Не откажет никому. 
Раскрывает преступленья: 
Фору даст инспекторам. 
Вызывает восхищенье. 
Успевает тут и там. 
Без призванья нет уменья. 
Легких в школе нет дорог. 
Он талантлив, без сомненья. 
Социальный педагог!

 

            В последнее десятилетие мы все чаще сталкиваемся с понятием дети «группы риска».  Что же оно означает?

Под «группой риска» мы предполагаем детей, поведение которых отклоняется от общепринятых норм и правил поведения в обществе. Иными словами – это девиантное поведение. Согласно словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм и правил общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.




Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

- взаимоотношения с родителями (пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение; устройство в  квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; жестокое обращение с детьми (побои); побеги из дома), с педагогами, другими взрослыми;

- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

- самоотношение, самопонимание;

- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

- внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- неорганизованность;

- зависимость от других, низкая сила своего «я»;

- трудности в обучении;

- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.


 

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

5. Педагогически запущенные дети.



Выделяют три формы девиантного поведения:

- антисоциальное поведение

- асоциальное поведение

- аутодеструктивное поведение

 


Трудные дети.

Кто-то, когда то должен ответить,

Высветив правду, истину скрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.


Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он.

Словно стена без дверей и без окон,

Вот они эти главные истины эти,

Поздно заметили…..поздно учли…..

Нет, не рождаются трудными дети,

просто им во время не помогли!!! (С. Давидович)



«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.


Мы с вами должны дать ребенку понять, что он нам нужен.




Основные факторы, которые подталкивают детей на отклоняющееся поведение: семья, наследственность, проблемы в подростковом возрасте, отсутствие прочных социальных связей. 

К сожалению, часто, мы – взрослые не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми. Зачастую не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Какова же роль педагогов и родителей в профилактической работе? Профилактика заключается не в избегании конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка.

 

Формы и методы работы с детьми «группы риска». 

1. Оказание учителями  индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

В первую очередь мы используем диагностику, наблюдения, беседы с учителями, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.

2. Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком.

При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий. 

3. Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения: 

Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.

4. Создание комфортных условий ребенку в коллективе: 

Чаще всего совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.

5. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. 

Это может быть включение ребенка в школьное самоуправление, кружки доп. Образования и внеурочную деятельность. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.

6. Кроме того, мы должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно. 

7. Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика. 

«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.

            В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – психологом, соц. педагогом, участковым, инспектором по делам несовершеннолетних.

            Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории. 

         Любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.



Методы, примы и формы работы.

Методы – способы непосредственных и опосредованных влияний на личность. Причем под способом влияния понимаются все педагогические и психологические влияния (личностные качества учителя, коллектива и сверстников, вся инструментовка педагогического процесса и психологическая коррекция). Прием – часть метода, его деталь. Для выбора нужного метода и приема необходимо определить причины поведения и поступков ученика. Формы реализации Программы: психолого-педагогическая диагностика, моделирование ситуаций, ролевое проигрывание, индивидуальная и групповая работа, беседы.


Работа с обучающимися

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью);

Формы работы: групповая работа, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники). Организации досуга Формы работы:

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия). Профилактика правонарушений - Беседы по факту. - Акция «Сообщи, где торгуют смертью». - Лекции специалистов, классные часы. - Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями. - Смотр-конкурс информационных листов «Профилактика асоциальных явлений». - Кинофильмы «Вредные привычки». - Родительские собрания. - Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы. - Выступления с информацией о состоянии преступности. - Собеседования с классными руководителями по работе с детьми «группы риска», семьями. - Профилактика употребления ПАВ. - Организация летнего отдыха. - Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы. - Рейды в семьи. Организация педагогической помощи - Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка. - Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся «группы риска». - Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника". - Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи обучающимся «группы риска» в выполнении общественных поручений. - Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. - Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. - Оказание педагогической помощи родителям обучающихся «группы риска». Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.


Вначале ребенок становится трудным.

Трудный ребенок – это тот, кому трудно.

Именно так надо понимать, что с ним происходит.

Трудный он не только для взрослых,

но в первую очередь для себя.

Трудно самому ребенку.




Дети - это чудо света,
Я его увидел сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе.
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее - дети...
Трудно с ними?
Ну и пусть!
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь прекрасным, как они.













Главные признаки

Человек бывает разный:
средний, маленький, большой,
и не так-то просто сразу
разобраться, кто – какой.
Это – брови, это – уши,
это – рот и две ноздри…
Очень важно, что снаружи,
но важнее – что внутри.
Не любой прямоходящий
человеком может быть.
Ведь и древний звероящер
мог на двух ногах ходить!
Так что дело не в обличье,
Суть совсем не так проста.
Наши главные отличья –
сердце, разум, доброта.
Острый взгляд для сердца нужен,
повнимательней смотри –
очень важно, что снаружи,
но важнее – что внутри!

Н. Голь












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Дети группы риска "

Автор: Кузнецова Лариса Викторовна

Дата: 02.02.2024

Номер свидетельства: 645064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Дети "Группы риска". Что мы понимаем под определением "группа риска" "
    ["seo_title"] => string(71) "dieti-gruppy-riska-chto-my-ponimaiem-pod-opriedielieniiem-ghruppa-riska"
    ["file_id"] => string(6) "135279"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416898253"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Программа  социально педагогического сопровождения  детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammasotsialnopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiadietieighruppyriska"
    ["file_id"] => string(6) "292192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455248795"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Анкета "Определение детей группы риска   перед ЕНТ" "
    ["seo_title"] => string(58) "ankieta-opriedielieniie-dietiei-ghruppy-riska-pieried-ient"
    ["file_id"] => string(6) "132176"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416303373"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Анкета "Определение детей группы риска""
    ["seo_title"] => string(45) "ankieta-opriedielieniie-dietiei-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "298644"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456383994"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Характеристика детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(38) "kharaktieristika_dietiei_ghruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "400049"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489469745"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства