Просмотр содержимого документа
«Давайте познакомимся»
Занятие на тему: «Давайте познакомимся»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составила: педагог-психолог Сафонова Т.А.
Задачи: - Обозначить первоначальное представление о том, для чего и как будут осуществляться занятия с педагогом - психологом, дать общее представление о психологии, о значении психологических знаний для каждого человека. - Формирование позитивной самооценки. Способствовать осознанию собственной индивидуальности, неповторимости «внутреннего мира» каждого ребёнка. - Активизировать эмоционально — экспрессивную сторону личности детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Психолог приветствует детей, приглашает на занятие. Дети располагаются на стульчиках, расставленных в форме круга. 1. Вводная часть.
«Круг общения» Цель: Обучать детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени) и невербальных средств коммуникации (улыбка, контакт глаз, рукопожатие). Создать позитивный эмоциональный настрой на взаимодействие. Способствовать сплочению коллектива.
«Я очень рада видеть каждого из вас. Каждому хочется сказать самые добрые слова. Я посмотрю в глазки, улыбнусь и скажу доброе слово . . . (имя ребёнка), поприветствую рукопожатием, .. . (имя рёбёнка) - скажет доброе слово своему соседу слева (называется имя) и тоже поприветствует его (её) рукопожатием и т.д. по кругу. Итак, (имя ребёнка)- я очень рада тебя видеть! (улыбка, рукопожатие) — Вот и вернулось ко мне доброе слово, согретое вашими улыбками и теплом ваших ладошек. Спасибо».
2. Основная часть. Вступительная беседа Цель: Познакомить детей с понятиями «Психолог», «Психология»; подчеркнуть значение психологических знаний в жизни каждого человека. «Ребята мы с вами уже знакомы. Я — . . . (имя, отчество) - психолог. Как вы думаете, кто такой психолог? (Дети высказывают свои предположения). Вы правы, мы вместе делали разные задания, беседовали, мне хотелось больше узнать вас (имеется в ввиду процесс диагностики). Психолог - это специалист, который помогает детям подготовиться к школе, специалист который знакомит с наукой психологией. Наука психология, помогает каждому лучше узнать себя самого, лучше узнать свой внутренний мир. Все люди разные. Мир, который находится внутри нас -. это наши переживания, настроения, желания, мечты, чувства — тоже неповторим, т.е. совершенно непохож на внутренний мир кого то другого. Сейчас мы в этом убедимся и немного поиграем! Согласны?»
Игра разминка «Ветер дует …» Цель: Способствовать повышению самооценки, развивать внимание детей к собственной индивидуальности. Способствовать снижению мышечного напряжения. «Игра называется «Ветер дует ...». Когда я буду произносить слова задания, все, к кому эти слова относятся, бегом собираются в кружочек. Итак, ветер дует на того, кто любит собак..., а теперь на, того, кто любит кошек..., кому нравится получать подарки..., кому нравится дарить подарки..., кто мечтает стать героем..., на красивых и добрых девочек ..., на весёлых и дружных мальчиков..., на тех, кто хочет поскорей пойти в школу..., кто беспокоится, что скоро в школу..., кто любит книги..., кто любит мультфильмы. . . и т. д. (Дети выполняют задание, затем, проводится краткое обсуждение игры) «Лучше узнать внутренний мир друг друга поможет игра с вот этим весёлым мячиком (предлагается мягкий тряпичный мячик)»
Упражнение «Я люблю.. ., я не люблю...» Цель: Способствовать самопознанию ребёнка, гармонизации притязания на признание. «Тот, у кого в руках окажется мячик продолжит предложение «Я люблю когда...» После прохождения круга: «Теперь тот, у кого в руках окажется мячик продолжит: «Я не люблю когда...» После прохождения круга: «А теперь тот, у кого в руках окажется мячик продолжит: «Я мечтаю о...» «Вот как много мы узнали друг о друге. На каждом занятии мы будем больше узнавать друг друга и больше узнавать себя самого. То есть, все вы будете немного психологами, и вместе мы будем не только играть, но и изучать науку психологию! Психология-наука о внутреннем мире человека.
Психология поможет:
узнать наши сильные стороны и преодолеть слабости;
подготовиться к школе.
На занятиях, мы будем развивать, и совершенствовать наши способности! Хотите ли вы развивать свои способности? А знакомиться с наукой психологией? (Ответы детей) Я очень рада, что мы вместе проведём много времени».
Игра «Цветок — и имя» Цель: Способствовать гармонизации осознания собственного имени, формированию позитивной самооценки. Развивать творческое воображение. «А сейчас мы все вместе отправимся на чудесную полянку. Чтобы лучше представить её, удобно расположитесь на коврике, закройте глаза. (Включается фонограмма («Звуки природы») Почувствуйте запахи летнего дня. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуйте увидеть цветок, который, вы бы могли назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, нежно погладьте лепестки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши пальчики. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. А теперь, расскажите какой ваш цветок - имя, что вы почувствовали?» (дети рассказывают о своих ощущениях)
Упражнение «Рисунок имя» Цель: Формировать позитивное отношение к своему «Я». Развивать творческое воображение. «Пройдите, пожалуйста, за столы. Перед вами чистый лист, зарисуйте свой цветок — имя таким, каким вы его увидели, почувствовали. (По окончании рисования рисунка подписываются, размещаются на стене кабинета). Полюбуйтесь, как прекрасны ваши имена!»
3. Заключительная часть. Цель: Закрепить содержание новых понятий. Рефлексия занятия. «Присядем, отдохнём в нашем волшебном цветникё. Давайте вспомним, как называется наука, которая помогает людям лучше узнать себя, помогает познать наш внутренний мир, узнать наши сильные стороны, которая помогает развить наши способности, подготовиться к школе? (дети отвечают - психология). Теперь, мы вместе изучаем науку психологию! Сегодня мы играли в необычные игры. Какая игра вам понравилась больше? Какое настроение вызвала эта игра?» (Ответы детей)
Ритуал завершения занятия Дети образуют тесный круг. Выстраивают «пирамиду из ладошек, поочерёдно накладывая одну ладошку на другую. Все вместе, покачивают «Пирамиду» вверх— вниз, приговаривая: «Всем, всем — до свидания!» И вскидывают вверх ладошки.