Час общения психолога с родителями "Семья. Семейные ценности"
Час общения психолога с родителями "Семья. Семейные ценности"
Цель встречи: развитие психологической культуры семейных отношений у родительского сообщества школы.
Задачи:
Актуализация собственного опыта отношений.
Развитие сознания и самосознания.
Развитие умения вести диалог: высказывать свое мнение, выслушивать собеседника.
Развитие рефлексии учащихся.
Материал встречи с психологом разработан для родителей учащихся. Рассчитана встреча на 30-40 минут. Методы, используемые на данном занятии, - беседа, мини-лекция, тестирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Час общения психолога с родителями "Семья. Семейные ценности"»
Час общения с родителями
ТЕМА: «СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Составитель:
педагог-психолог МБО(С)ОШ № 48
Юсупова Т.М.
Орел
2019
ЧАС ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
ТЕМА: «СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Цель встречи: развитие психологической культуры семейных отношений у родительского сообщества школы.
Задачи:
Актуализация собственного опыта отношений.
Развитие сознания и самосознания.
Развитие умения вести диалог: высказывать свое мнение, выслушивать собеседника.
Развитие рефлексии учащихся.
Материал встречи с психологом разработан для родителей учащихся. Рассчитана встреча на 30-40 минут. Методы, используемые на данном занятии, - беседа, мини-лекция, тестирование.
Содержание встречи:
В 2017 году ЗАГСы России отметили свое 100-летие. Именно 100 лет назад, в 1917 году началось формирование нового ведомства государства – отделов записи актов гражданского состояния. В дореволюционной России для этих целей не существовало специальных органов. В то время большую роль в общественной жизни государства играла церковь, которая имела свое делопроизводство. В ведении Русской православной церкви находились: регистрация рождения, бракосочетания и смерти посредством совершения религиозных обрядов. Записи вносились в церковно-приходские книги. После принятия декретов о введении ЗАГСов церковь была отстранена от регистрации актов гражданского состояния. С декабря 1917 года на территории Российской Республики стали признаваться лишь гражданские браки. Однако в примечании к документу было указано, что церковный брак наряду с обязательным гражданским является частным делом каждого.
Из моего вступления вы, конечно, поняли, что разговор сегодня у нас пойдет о семье и семейных ценностях.
Что такое «семья» для вас?
Семья – это важное и личное, но очень ответственное дело для каждого человека. Семья приносит человеку чувство полноты жизни, счастье. Семья имеет также и большое государственное значение. Государство поддерживает институт семьи: молодые семьи, многодетные семьи, детей, оставшихся без попечения родителей.
Семья воспитывает человека, здесь ребенок делает первые шаги по пути морально-этического становления и развития личности.
Что регулирует семейные отношения в России? Регулирует семейные отношения, как вам, конечно, известно, Семейный кодекс Российской Федерации.
Что такое семейные ценности?
Семейные ценности – это принципы взаимоотношений между членами семьи, семейные реликвии и традиции. Семейные ценности бывают:
Духовные (семейное творчество, дружба, взаимопонимание и т.д.).
Семейные ценности, такие как любовь, забота, взаимопонимание, терпение, верность, уважение, уступчивость, сострадание, взаимоподдержка, честность, искренность, доверие, - важная составляющая любой благополучной семьи.
Каковы мотивы создания семьи?
Любовь;
Уважение, симпатия;
Преодоление одиночества;
Вынужденное решение (вероятность скорого появления ребенка);
Расчет (имущественное и социальное положение супруга, наличие у супруга жилплощади);
Случайность, стечение обстоятельств;
Чувство сострадания к партнеру.
Законы сохранения счастья
Закон 1. Поддержание любви, влечения друг к другу.
Нельзя терзать ни себя, ни партнера подозрениями в неверности и измене, придирками. Нужно сдерживать себя в ревности, заглушать возникающее чувство подозрительности. Важно также всегда быть «в форме», внешней и внутренней.
Закон 2. Психологическая совместимость и психологическая грамотность.
Главное качество, необходимое для семейной жизни, - это терпимость к особенностям, недостаткам, привычкам другого. Нужно уметь сдерживать свое недовольство и раздражение, уметь остановиться в гневе.
Сравнивая супруга с другими, ищите плюсы, умейте прощать недостатки. Часто мы забываем, что никто не демонстрирует свои недостатки, беды, ссоры на людях, и нам кажется, что у нас все хуже, чем у других.
Не надо пытаться переделать супруга прямыми требованиями. Тем более нельзя допускать никаких замечаний при посторонних, это сильно задевает самолюбие супруга. Если захотите что-то изменить в супруге, сделайте так, чтобы он этого захотел.
Важно уметь защищать супруга в столкновении с друзьями или родственниками. Поддерживайте личное достоинство мужа или жены.
Не выясняйте семейные отношения при посторонних. Не акцентируйте внимание на ошибках или просчетах своего партнера. Постоянно демонстрируйте взаимное уважение и почтение.
При обострении отношений выясняйте все до конца. Помните: развитие конфликта идет так: несогласие – недовольство – противодействие – спор – ссора – разрыв.
Не делайте обобщений и преувеличений, не «пилите».
Не упрекайте в прошлом вообще и в прошлых ошибках в частности.
Не накапливайте обиды, не допускайте осложнения конфликтов. Необходимо постоянно сообщать друг другу о своих чувствах, приятных и отрицательных, даже если для этого вам потребуется усилие.
Умейте уступать. Не бойтесь признаться в своей неправоте, недостатках.
Умейте пользоваться шуткой, юмором, любым отвлекающим приемом, чтобы снять или приостановить нарастающее психологическое напряжение.
Проявляйте интерес и внимание друг к другу.
Умейте быть благодарными даже в мелочах, делайте чаще подарки друг другу.
Закон 3. Принятие семейно-бытовых обязанностей
и согласие в их распределении.
Какие роли в семье играет мужчина? (материальное обеспечение, организатор развлечений, активный помощник в уходе за ребенком).
Какие роли в семье играет женщина? (хозяйка дома, мама, поддержание родственных связей, семейной культуры, психотерапевт).
Проблемы, которые нужно будет при этом преодолеть:
Перегрузка домашними ролями одного из партнеров;
Неоправданность ожиданий – он ждет, что она как настоящая хозяйка все возьмет на себя, она думает, что он, как рыцарь, будет во всем помогать;
Стереотипы, предрассудки, закрепление ролей, например, что ухаживать за ребенком должна только мать.
Неумение создать уют в доме, организовать быт и досуг;
Вызывающее поведение – нарушение норм и правил, принятых в обществе (противозаконная деятельность, алкоголизм, наркомания, измена, отказ содержать семью).
Семейная азбука начинается с местоимения «мы». Каждый из супругов должен «приглушить свое «я» и все воспринимать, делать и строить жизнь с позиции «мы». Соблюдение этого правила наполнит семейную жизнь счастьем, взаимопониманием, радостью.
Закон 4. Минимум материального благополучия.
Для счастливого брака нужно достаточное количество денег и разумное их использование. Несогласие по поводу денег может испортить прекрасные в остальном отношения. Следует выяснить отношение будущего супруга к деньгам еще во время ухаживания, понаблюдать за его (ее) практическим обращением с ними, достичь согласия по поводу разумных и неразумных трат, расходов. Заранее оговорить семейный бюджет, откуда будут поступать деньги.
При объединении доходов супруги должны поделиться своими соображениями и создать гибкий рабочий бюджет. Крупные покупки необходимо делать совместно.
Количество «личных денег» обязательно должно быть равным, и супруги не обязаны отчитываться за них друг перед другом. Эти личные деньги можно тратить на что угодно, что позволит сохранить свободу, индивидуальность каждого.
Если один из супругов будет больше зарабатывать, он не должен становиться диктатором, тираном и стараться сделать из своего партнера марионетку. Нельзя заставлять его вымаливать себе положенную часть денег. В этом следует быть особенно осторожным, легко умалить достоинство партнера, скажем, скупо отсчитывая ему деньги на людях.
Закон 5. Сохранение благоприятных отношений с родственниками.
В отношениях с родственниками важно, как это ни сложно, сохранять независимость. Родители постоянно видят нас в свете прошлого, не считая взрослыми людьми. Вы должны вежливо, но твердо провести границу и не позволять им вмешиваться в детали вашей семейной жизни. Это не означает того, что вы никогда не попросите у них совета по личному или деловому вопросу. Лучше всего навещать их и проводить с ними время, выбирая деятельность, приятную и интересную для вас и для них, проводить одинаковое количество времени с его (ее) и своими родителями.
Закон 6. Культурно-духовная совместимость.
Если вы проводите свой досуг вместе, интересно и разнообразно, - вы счастливая семья. Но вовсе не обязательно иметь только общих друзей и заниматься всем только вместе. Пусть будет некоторая свобода и независимость. Важнее совпадение культурных запросов, общность взглядов, жизненных позиций, нравственных принципов супругов.
Тест «Какие вы родители?»
Инструкция: из трех ответов на каждый вопрос выберете один, подходящий вам и запишите его букву на листе.
1. Двух-четырехмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы:
А) дадите пустышку;
Б) возьмете на руки и успокоите;
В) оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет»?
2. Ребенок – дошкольник капризничает, не ест, хотя всегда хорошо ел:
А) вы дадите ему другое блюдо;
Б) разрешите выйти ему из-за стола;
В) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все;
3. Ваш ребенок во дворе поссорился со сверстниками:
А) вы идете во двор и «разбираетесь» с детьми;
Б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
В) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.
4. Вы увидели, что ребенок-школьник читает художественную литературу вместо того, чтобы делать уроки:
А) начнете его ругать, кричать;
Б) сядете рядом и разберетесь вместе в домашних заданиях;
В) без слов заберете книгу и унесете в другую комнату.
5. Ваш ребенок скрыл от вас полученные двойки:
А) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
Б) попытаетесь помочь исправить положение;
В) физически или как-нибудь иначе наказываете ребенка.
6. Ваш сын (дочь) десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой:
А) запретите гулять вообще;
Б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
В) накажете.
Подсчитайте, каких ответов больше всего – а, б или в.
Если а) – вы будете авторитарным родителем, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Если б) – вы будете родителем, понимающим, признающим право ребенка на личный опыт, даже ошибки и пытающимся научить его отвечать за себя и свои поступки.
Если в) – вы будете родителем, не пытающимся понять ребенка, главным вашим методом воспитания станет порицание и наказание.