Буллинг в образовательной среде. Буллинг-это система детского насилия, реализуемого в простарнстве организованного или неорганизованного детского сообщества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Буллинг в образовательной среде"»
Консультация для родителей от педагога - психолога
«Буллинг в образовательной среде. Что это?»
Буллинг – это система детского насилия, реализуемого в пространстве организованного или неорганизованного детского сообщества.
В этой системе определяются роли обидчиков (притеснителей), обижаемых (притесняемых) и наблюдателей – взрослых и детей. Таким образом, каждая ситуация буллинга, может раскрываться одновременно в трех плоскостях: насильственности, жертвенности, пассивного наблюдения.
Соответственно этому ставятся вопросы о том, кто такие юные насильники и их юные жертвы? Какие условия способствуют появлению тех и других? Как дети становятся насильниками и жертвами?
Ответы на вопросы выглядят следующим образом: потенциально жертвой или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно уверенные в себе, склонные к доминированию и подчинению других, морально и физически сильные дети. Кто круче, сильнее, наглее – тот и прав. В противоположность этому жертвы – обычно те дети, которым свойственны крайняя неуверенность в себе, особая чувствительность к жизненным стрессам, неспособность сопротивляться насилию, неумение постоять за себя и склонность к подчинению.
Условия возникновения буллинга предполагают:
✓ Предшествующие обстоятельства. Например, появление в группе проблемного и агрессивного ребёнка.
✓ Запускающие моменты. Например, конфликт между двумя воспитанниками.
✓ Внешние поводы, исполняющие роль формальных провокаторов: особенности детей – потенциальных жертв:
✓ По внешнему виду: полные, худые, высокие, низкие, имеющие веснушки и родимые пятна, аномалии – неправильный прикус, косоглазие, парезы, костные деформации и т.д.
✓ По манере речи и поведению: шепелявость, заикание, косноязычие, эффект речевой каши; гиперактивные, заторможенные, замкнутые, провоцирующие.
✓ По имиджу: нелепо одевающиеся, пользующиеся старыми вещами, запущенные и грязные.
✓ По наличию функциональных недостатков: приступов, истерик, страхов, навязчивостей, затяжных плачей, «глаза на мокром месте», непроизвольное отхождение газов при метеоризме, энурез, слабое зрения («очкарик»).
✓ По результатам достижений: слабый ученик, неумеха, неспособный к занятиям, недисциплинированный, ( в группе детского сада данный пункт во многом зависит от отношения взрослого к ребёнку)
✓ По социальному происхождению: из благополучной семьи или неблагополучной, из полной семьи – от матери-одиночки, семейный ребенок – сирота и т.д.
✓ По этнокультурным особенностям: иной религии, иной расы, иных возможностей в полноценном владении языком и культурой новой родины.
✓ Дополнительные факторы: образовательная, коммуникативная, дисциплинарная и общая неадаптивность в дошкольном учреждении, сложная семейная ситуация, воспитательская неадекватность, обремененность поведенческими нарушениями, психическими расстройствами и соматическими заболеваниями, потребность в особых нуждах.
Что необходимо для окончательного становления буллинга и закрепления ролей насильника и жертвы:
✓ Жертва неспособна к сопротивлению, она полностью беззащитна, она принуждаема
✓ Поддерживающие роль сторонних наблюдателей взрослые не вмешиваются в ситуацию буллинга или по незнанию, или от неумения, или по идейным соображениям. Или плохо вмешиваются, имитируют деятельность.
✓ Дети – пассивные наблюдатели. В душе сочувствуют жертве, но одновременно радуются, что это происходит не с ними...
✓ Мотивация насильника должна сохраняться продолжительное время.
Каждый раз, говоря о процессе буллинга, нужно помнить, что обычно речь не идёт о единственных детях, пострадавших от насилия. Они могут очень быстро перевестись родителями в другие коллективы, и для них этот процесс будет прерван. Однако, на место ушедшей жертвы обязательно, рано или поздно, придет другая. И это будет происходить столько времени, сколько не будут предприниматься реальные меры в отношении буллинга взрослыми.
участников, выработка программы помощи, её реализация и оценка).
3. Отказ от обвинений кого- либо из взрослых в допущении случаев буллинга.
4. Категорический запрет на любое насилие в группе («Скажи насилию нет!»).
5. Комплексность (учет всех аспектов).
6. Междисциплинарный (представители разных профессий) принцип работы.
7. Индивидуальный подход в каждом случае буллинга.
8. Смещение акцента для обидчиков с наказания на их реабилитацию (за исключением опасности для других и нарушителей закона).
Пространство детской жестокости в сообществах обширно. Её проявления различны. Тем не менее, стратегия профилактики предполагает ежедневную, кропотливую работу на всех уровнях жизни общества. А начинается все тогда, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни детский коллектив и пытается выстраивать отношения, подчинять себе вокруг других детей.
Детское образовательное учреждение сегодня - это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, слабовидящие и прикованные к инвалидному креслу, и ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира – норма. Для детей естественно видеть в другом, отличающемся от него человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе.