kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема буллинга в современной образовательной среде и жизнестойкости личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  на  педагогическую школьную  конференцию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема буллинга в современной образовательной среде и жизнестойкости личности.»















Доклад

Тема: «Проблема буллинга в современной образовательной среде и жизнестойкости личности».









Подготовила

учитель русского языка и литературы

Огаркина А.Б.



СОШ №51

2019г.

Своё выступление я бы хотела начать со стихотворения, случайно попавшегося мне на просторах интернета. Актуальное и до боли печальное….

Дети жестоки

 

 Дети жестоки по сути своей,

Иль от изъяна природы?

Девочку били и класс кричал: «Бе-е-й!!!».

Что это? Дети – уроды?

 

С виду приличными кажутся все:

Юбочки, брючки, причёски,

Модные платья, есть бантик в косе,

Но почему же так жёстки?

 

Нет бы сказал хоть один: «Хватит. Всё.»,

Но гоготали, как в цирке.

Кто-то жестоко, со смехом в неё

Кинул её же ботинки!

 

Что-же творится под небом седым,

Если со злом нету сладу?

Кто так позволил вести себя им?

Или толпа сродни стаду?

 

Грустно от мысли, что труден ответ,

Или не сыщешь вовеки.

Кто эти ржущие: скопище бед,

Или «недочеловеки»?

 

Трудно свободным от общества быть,

Но и другого не светит.

Даже больного, и как же в нём жить,

Если жестоки так дети?



Если посмотреть новости за последние два года, а то даже и год, то можно увидеть, что в каждой третьей передаче обязательно транслируется жестокое отношение детей по отношению друг к другу в образовательной среде. Везде и всюду мы видим ролики, где подростки демонстрируют жестокость.

Действительно, ли дети так жестоки дети? Кто стоит за этим? И что мы с вами можем сделать, чтобы не провоцировать на жестокость детй? Что мы можем сделать, чтобы искоренить жестокость среди детей? А самое главное, что сделать, чтобы не порождать жестокость и зло среди детей? Эти и ещё много вопросов диктует до боли кричащая тема. Попробуем сегодня разобраться в этой теме и ответить на вопросы, которые я озвучила.

Много лет изучается проблема насилия и агрессии. Распространенность  данных явлений не прекращает изумлять. На эту проблему все чаще и чаще стали обращать внимание учителя в школе. Буллинг среди школьников активно обсуждается как психологами, так и педагогами, родителями на форумах и блогах в сети Интернет, на которых участники предлагают описания своего опыта по предупреждению данного явления. Результаты опроса 1200 детей Интернет-сайта KidsPoll удивили, ведь буллингу подвергались 48% , в том числе 15% – неоднократно, а сами занимались им 42%, в том числе 20% – многократно. Жестокость, которую проявляют дети в школе, принимает различный характер и во многом может быть сравнима с такой проблемой, как, к примеру, «дедовщина» в армии. «Дедовщину» в школе принято называть травлей. В США же применяется определенный термин – буллинг.    Школьный буллинг – явление, масштаб которого начинает пугать. Явление буллинга мало изучено, хотя назвать его новым невозможно. О буллинге в мире стали говорить и писать в начале XX века. Только в 2005 году в России появились первые публикации на тему буллинга.

Как правило, в ситуациях насилия в образовательной среде участвуют постоянные персонажи: «жертвы», «обидчики», «свидетели». Практически в каждом классе есть ученики, относящиеся к той или иной группе.«Мама пятиклассника Миши заметила, что сын стал неохотно вставать в школу и максимально оттягивать момент выхода из дома под любым предлогом. Оценки его ухудшились, а на любые вопросы о происходящем мальчик лишь замолкал, опускал голову и замирал. Классный руководитель не заметила никаких особых тревожных сигналов. Помогла социометрия, проведенная школьным психологом, по результатам которой Миша оказался единственным «изгоем» коллектива. В последующих беседах выяснилось, что открытой травли и правда, не велось – дети попросту предпочитали игнорировать мальчика, финансовое положение семьи которого не позволяло ученику щеголять новомодными гаджетами. Если стычки и происходили, то за пределами класса или школы. Самым активным обидчиком оказался признанный лидер класса Денис, а многие дети молчали страха оказаться на месте Миши или же потерять расположение лидера, некоторым это казалось даже забавным, а кто-то предпочитал не вмешиваться и игнорировать происходящее». Такие ситуации нередки в школьной среде, а по мере взросления подростков подобное обращение может приобретать более жестокие формы, вплоть до избиения «непохожих сверстников».«Лена, ученица восьмого класса, однажды вернулась домой в ссадинах и с несколькими синяками. Оказалось, что одноклассницы устроили «расправу над выпендрежницей и заучкой» за то, что девочка в очередной раз победила в нескольких олимпиадах и тем самым удостоилась похвал от самых строгих учителей. Нападали и высказывали недовольство посредственные в учебе и внешкольной деятельности Саша и Марина, нескольких девочек они поставили следить, что б никто не зашел в класс».Попробуем разобраться в мотивах сторон. Преследователями или обидчиками, по данным исследований норвежского психолога Дана Ольвеуса, чаще всего становятся следующие категории детей:

1) Дети, уверенные в том, что подчиняя, гораздо легче будет добиваться

своих целей;

2) Обладающие низко развитой эмпатией(чуткостью), неспособные сочувствовать своим жертвам;

3)Легко возбудимые и очень импульсивные,с преобладанием агрессивного поведения.

Инициаторами травли также могут быть дети, мечтающие быть лидерами

в классе; желающие быть в центре внимания; обладающие высоким уровнем

притязания; уверенные в своём превосходстве над жертвой. Так же это могут

быть дети, не признающие компромиссов; агрессивные, самоутверждающиеся за счет жертвы; интуитивно чувствующие какие одноклассники не окажут сопротивление.

В школьном буллинге часто участвует целая группа детей. Помимо

лидера-агрессора есть так же наблюдатели или свидетели. «Союзники»

обидчика чаще всего дети, боящиеся оказаться на месте жертвы; принимающие травлю за развлечение; дети жестоких родителей; озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения; не желающие выделяться из толпы одноклассников; дорожащие своими отношениями с лидером; поддающиеся влиянию лидера-обидчика. Помимо этого могут быть дети без собственной инициативы; из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания. Говоряо наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия. Чаще всего жертвами буллинга становятся дети тревожные, с низкой самооценкой, неуверенные в себе; склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве; мальчики, физически слабее, чем ровесники; не имеющие близких друзей в коллективе; пугливые, чувствительные, замкнутые или же застенчивые.

«Жду не дождусь окончания учебы, пережить бы выпускной и поступить

в университет где-нибудь подальше отсюда, чтобы никогда больше не

встречать своих одноклассников. Со мной почти никто не разговаривает, а если уж и говорят, то передразнивают в основном. Дело в том, что я заикаюсь, а когда нервничаю – особенно. Выход к доске для меня всегда сопряжен с подколками, про любые выступления я уже давно забыл и даже не пытаюсь.Учителя никак не реагируют, некоторые раздражаются, когда я долго выговариваю ответ. Это были ужасные годы и мне страшно, что в университете это повторится». А также жертвами буллинга могут стать дети, которые верят, что заслуживают роли жертвы, страдающие от одиночества, имеющие негативный опыт жизни, из социально-неблагополучных семей, страдающие комплексом неполноценности, не верящие в защиту их педагогами. Это могут быть дети предпочитающие умалчивать о насилии и травле, которые не считают себя значимой частью классного коллектива.

Это могут быть дети «белые вороны» в плане внешности: заячья губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки, пирсинг или неформальные атрибуты. А также дети одарённые, интроверты с затруднённой коммуникацией, часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе. Жертвы буллинга чаще всего скрывают свои проблемы от взрослых.Только во время кризисных и экстремальных ситуаций, суицидальных попытках, родственники узнают правду.В связи с тем,что насилие способно разрушить безопасность образовательной среды и негативным образом сказываться на построении межличностных отношений между субъектами образовательного процесса, необходимо исследовать сам феномен насилия, его истоки, формы и причины. Особенно актуально исследование влияния насилия на личность в раннем юношеском возрасте, когда образ Я, как продукт самосознания, проходит важный этап развития. Следовательно, в этот возрастной период воздействие любого вида насилия накладывает на личность свой отпечаток.

Какие вообще бывают формы насилия.(потому что то, что одни считают насилием, другие думают, что это шутка)

Ученые выделяют несколько форм насилия.

1)Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки,

побои нанесение иных телесных повреждений. Он так же включает в себя

сексуальный буллинг (действия сексуального характера).

2) Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием

на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений

или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется

эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:

3) Вербальный буллинг (обидное имя (клички), с которым постоянно

обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов,

и т.д.);

− обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её

направлении);

− запугивание (использование агрессивной интонации голоса и языка

тела, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

− изоляция(жертва умышленно изолируется,выгоняется игнорируется частью учеников или всем классом);

− вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо

украсть);− повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж,

прятанье личных вещей жертвы);

И последнее время стали выделять

школьный кибербуллинг –унижение с помощью мобильных телефонов,

Интернета, иных электронных устройств(пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение

слухов и др.).

Буллинг – в основном латентный (скрытый)для окружающих процесс, но дети,которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть

до самоубийства. Так же травму получают и другие участники травли, о чем

нельзя забывать. Не имеет значения, имел место физический буллинг, или же

психологический. Предотвращение случаев школьного насилия является

важнейшей задачей государства, поскольку жестокое отношение к ребёнку

неминуемо приводит к негативным последствиям.

И здесь возникает следующий вопрос «Что мы, взрослые, а именно: педагоги можем предпринять?»


Воспитание жизнестойкости.

В ситуации буллинга личностным ресурсом, позволяющим

совладать с трудной ситуацией, может стать воспитание жизнестойкости.

Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное. 




Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания:
Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили. Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений. Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства. Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви. Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.
Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность. Поощрение активности ребенка. Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода. Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные. Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
Конечно, мы с вами не сможем всё реализовать. Детей много, и уделить внимание каждому просто нереально. Здесь необходимо вовлекать родителей и непосредственно с ними решать проблему(если она возникла). И я могу предложить несколько практических советов, рекомендаций по формированию жизнестойкости,которые я себе взяла также на вооружение.

Проведение бесед с родителями об их непосредственном участии в программе формирования жизнестойкости детей.

(Родительские  собрания, лектории, круглые столы)

беседа

2

Проведение бесед со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха

3

Диагностика волевых качеств


Диагностика самочувствия, активности, настроения, депрессивности.


Диагностика коммуникативной и социальной компетентности


Обработка и анализ результатов диагностики компонентной жизнестойкости


Встреча с родителями по результатам диагностики


Встреча с подростками

4.

Классный час «Основные жизненные ценности»

5

Классный час «Общение в моей жизни»

6

Классный час по обучению навыкам поведения в экстремальной ситуации.

7

Классный час: «Будущий социальный статус.

 Зачем быть социально-компетентным человеком?»

8

Классный час:

«Как успешно преодолевать трудности?» Готовность к трудным жизненным ситуациям.

9

Классный час «Жизнестойкий человек и как им стать?»

10

Диспут «Мои представления и жизнестойкой личности»

11

Встреча с человеком ярким примером успешного преодоления жизненных трудностей

12

Тренинг развития временной перспективы и способности к целеполаганию для старшеклассников

13

Тренинг развития способности к самопознанию и уверенности в себе

14

Тренинг коммуникативных умений

15

Повторная диагностика уровня развития жизнестойкости учащихся

16

Обсуждение результатов повторной диагностики с родителями и учащимися






Спасибо за внимание! В заключении я хотела бы предложить видеоролик, который и применим и к нашим непосредственно детям. Ведь подобное может случиться и с ними( ввиду недостатка внимания) и можно предложить посмотреть нашим родителям на родительском собрании.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблема буллинга в современной образовательной среде и жизнестойкости личности.

Автор: Огаркина Алёна Борисовна

Дата: 03.02.2019

Номер свидетельства: 498211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства