Просмотр содержимого документа
«Азбука нравственности»
АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ
Скороспешкина Н.И. педагог-психолог
Почетный работник общего образования РФ
МАОУ СОШ № 30 г. Томска
Мы познаем человека не по тому,
что он знает, а потому, чему он радуется
Рабиндранат Тагор
Гуманизация школьной жизни, где главной фигурой становится ученик, с его чувствами, желаниями, возможностями и способностями, стала насущной задачей современного образования, актуальна она и для моей школы. Как помочь учащимся раскрыться, утвердиться в глазах других, поверить в себя? Как помочь учителю подобрать тот единственный «ключик», который поможет открыть «кладовую» ума и сердца ребенка, выявить его индивидуально-личностные особенности?
Мне помогают в этом занятия во внеурочной деятельности «Азбука нравственности». Я их веду в школе на протяжении пяти лет, для учащихся начальной школы. Использую технологию развивающего обучения, разработанную профессором А.А. Востриковым. На занятиях применяю современные методики и приемы валеологии и практического человекознания.
Работа с учащимися охватывает все стороны психологической активности ребенка. Она нацелена не только на развитие интеллектуальной сферы, но и на воспитание умений общаться, понимать чувства других людей, понимать себя, управлять своим поведением. Самое главное – это становление человека в человеке, то непременное условие, без которого любые педагогические новации в сфере образования и воспитания будут лишь своеобразным камуфляжем старого педагогического мышления.
Очень важный момент для учащихся на моих занятиях – это целостное самопринятие и принятие другого человека. Сегодня в обучении и воспитании эмоции, переживания, чувства детей и педагога столь же значительны, как знания, способности и навыки. Поэтому приоритетной задачей на моих занятиях является формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы детей, что открывает перед ребенком возможность более красочно и всесторонне воспринимать учебный материал.
К сожалению, должного внимания эмоционально-чувственному воспитанию пока мало уделяется ни в работе с родителями, ни с педагогами. И в немалой степени, поэтому год от года ухудшается психическое, нравственное здоровье учащихся. Отсюда – безразличие к неприятностям и трудностям родителей, сверстников и других людей. Мои занятия помогают снять у детей эти проблемы.
Развивать образно-чувственное мышление, эмоциональную культуру мне удаётся с помощью упражнений по эмоциональному перевоплощению, тренировок по развитию воображения и представления. Дети учатся представлять и трансформировать пережитые образы и ощущения, мысленно и телесно их ощущать и озвучивать. Это значительно обогащает палитру эмоций и чувств, даёт мощный психотерапевтический эффект.
Психолого-педагогические средства, которые я использую для развития и коррекции эмоционально-чувственной сферы детей младшего школьного возраста, вполне доступны как педагогам, так и родителям, и с успехом могут быть использованы на уроке и во внеурочной деятельности с детьми. Например, приём игрового перевоплощения в упражнении «Подснежник.
- Мысленно представьте себе лесную поляну. Солнце пригревает, тает снег, а из-под земли появляется росток….
Детям предлагается ощутить себя этим весенним ростком подснежника, представить, как он прорывается сквозь не совсем ещё оттаявшую землю, тянется к солнышку и хочет быстрее распустить листочки и раскрыть бутончики. Далее дети говорят о своих чувствах, ощущениях, насколько им удалось все это почувствовать.
А вот ещё одна игра-упражнение – «Часы», которую очень любят мои ученики.
- Попробуем перевоплотиться в часы, ведь очень интересно стать механическими часами, чтобы ощутить силу заведенной пружины, движение шестеренок и стрелок. Опишите, что необычного при этом вы чувствуете, хочется вам быть часами или нет?
В моём арсенале много других приёмов: разыгрывание различных этюдов, упражнения на развитие воображения, фантазирования. На занятиях я использую сказкотерапию, арттерапию, использую мудрость народную - притчи. С их помощью дети преодолевают трудности, мешающие свободному развитию, обретают «крылья» и в полной мере раскрывают свои способности и дарования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Востриков А.А. Человековедение. О некоторых особенностях технологии прямого развивающего обучения. Материалы региональной научно-практической конференции, 1998. Томск, ТГПУ, стр. 8-18
2. Скороспешкина Н.И. Развитие эмоционально-чувственной сферы младших школьников на уроках практического человекознания. Материалы региональной научно-практической конференции, 1998. Томск, ТГПУ, стр. 207-210
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ ОУ
Иценко И.А. ,зав.кафедрой психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, канд. пед. наук
Скороспешкина Н.И. педагог-психолог
Почетный работник общего образования РФ
МАОУ СОШ № 30 г. Томска
Проблема развития личности стара как мир. Еще великие мудрецы всех времен и народов утверждали, что в совершенствовании человеческой личности – пути всеобщего спасения. Сегодня на первый план выдвигаются идеи успешного человека, обладающего большим творческим потенциалом, который он превращает в свой «рабочий капитал». Почему именно творческая личность, да потому, что творчество – это наиболее широкая сфера проявление способностей личности. Именно в нем глубоко раскрывается индивидуальность каждого человека, а совместное творчество предполагает воспитание терпимости к чужому мнению, уважение человеческого достоинства, развития духа партнерства и сотрудничества, то, что сейчас, так необходимо нашему обществу, то чего порой нам не хватает в наших детях, да и в нас самих, взрослых.
С января 2016 года МАОУ СОШ № 30 г. Томска является муниципальной инновационной площадкой и работает над проектом «Модель внеурочной деятельности как инновационная составляющая ФГОС в 5-11 классах», целью которого является создание психолого-педагогических условий для апробации и описания модели внеурочной деятельности как инновационной составляющей ФГОС 5-11 классов общеобразовательной школы.
Наша школа находится в благоприятных условиях ресурсного взаимодействия: музыкальная школа № 4, центр «Планирования карьеры», детско-юношеские спортивные школы, Афганский центр, библиотеки и др.
В рамках проекта были определены оптимальные организационные и педагогические условия, способствующие развитию личности школьников в пространстве дополнительного образования и внеурочной деятельности, разработаны технологии взаимодействия педагогов школы и учреждений дополнительного образования, детей микросоциума, а также создана и апробирована модель управления инновационным проектом в условиях его реализации.
К данному проекту были созданы и апробированы интегрированные программы творческих объединений, внеурочной деятельности, кружков, секций; технологии воспитания, ориентированные на инновационную деятельность педагогов основного и дополнительного образования в условиях ОУ.
В рамках работы проблемно-творческих групп (ПТГ) разработаны и апробированы диагностические материалы для проведения мониторинга творческого развития личности школьников, социальный запрос родителей на внеурочную деятельность, а также разработана модель психолого-педагогического сопровождения (ППС) участников проекта.
Новым в данном проекте являются следующие положения:
концептуальное определение развития внеурочной деятельности (воспитания) и дополнительного образования в современных условиях, модель внеурочной деятельности как инновационная составляющая ФГОС в 5-11 классах, обеспеченной ресурсами;
создание и апробирование учебно-методического обеспечения внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС;
наличие собственной сетевой модели образования;
апробированные новые механизмы сетевого взаимодействия;
нормативное закрепление вводимых в учреждении новшеств и инноваций;
апробация современных форм и методов совершенствования учительского корпуса;
наличие апробированных инновационных практик, продуктов инновационной деятельности, готовых для массового внедрения в педагогическую практику;
определение оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих созданию развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и используются следующие подходы:
Системный – направлен на рассмотрение личности ребенка как целостного единства со множеством взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов;
Деятельностный – характеризует активное взаимодействие обучающихся (воспитанников) с окружающей действительностью «в деятельности и через деятельность»;
Средовой – способствует удовлетворению «насыщенной» познавательной потребности школьников в социуме.
Исходя из данных подходов, была выстроена организационная модель ППС участников проекта которая включает взаимосвязанные компоненты: педагогический, психологический и технологический, которые выполняют развивающую, диагностическую, интегрирующую, регулирующую, защитную компенсирующую функции.
Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых (К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская и др.), в которых раскрывается личностно-ориентированный подход как основа психолого-педагогического сопровождения, определяющая при построении модели ПП сопровождения приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности учащегося, максимальный учет ее индивидуальных, субъектных и личностных особенностей.
Модель ППС участников инновационного проекта базируется на следующих идеях:
Развития школьника, его творческой индивидуальности в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ, развитие личности педагогов и образовательно-воспитательной системы в целом.
Творчества, которое лежит в основе универсального механизма развития личности, обеспечивает ее вхождение в мир культуры.
Сотрудничества, реализующейся в партнерских отношениях субъектов в пространстве совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивающей творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности.
Выбора и ответственности, позволяющей предоставить ученику и педагогу возможность выбора образовательных маршрутов в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Ее признание означает, что воспитанники и педагоги свободны и ответственны в становлении собственных личностей.
Здоровье –развитие личности школьника немыслимо без сохранения и укрепления здоровья.
Открытости – школа открыта для широких социальных связей: с творческой интеллигенцией, представителями науки, различными творческими объединениями.
Очень важно для нас стало, чтобы не школьник адаптировался к имеющимся условиям, а условия проектировались с адаптацией на особенности ученика.
Исходя из целей и задач ППС в рамках проекта, на основе системно-деятельностного и средового подходов, разработана обогащено-содержательная модель развития творческой личности школьника «Ученик – творческая личность», структура которой задается интеграцией целевого, содержательного, организационного, дополнительного и индивидуального образования.
УЧЕНИК – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
Когнитивный компонент
Мотивационный компонент
Деятельностный компонент, социализация
развитие способностей интеллектуальных и творческих;
развитие творческих успехов:
- активность;
- креативность;
целеустремленность.
потребность в успехе и желание реализовать себя в разных видах творческой деятельности;
познавательный интерес и любознательность:
- самопознание;
- самоопределение;
- саморазвитие;
- самореализация.
способность активно жить в общей для всех окружающей действительности;
нормы, этика, ценности;
удовлетворенность процессом и результатами видов творческой деятельности;
комфортность образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.
2. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
3. Степанов Е.Н., Андреев А.А. Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения // Практика административной работы в школе. - №6, 2002г. – с. 50-53.
4. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. Из-во "Речь" Санкт-Петербург, 2005. – 106 с.
Проблема развития личности стара как мир. Еще великие мудрецы всех времен и народов утверждали, что в совершенствовании человеческой личности – пути всеобщего спасения. Сегодня на первый план выдвигаются идеи успешного человека, обладающего большим творческим потенциалом, который он превращает в свой «рабочий капитал». Почему именно творческая личность, да потому, что творчество – это наиболее широкая сфера проявление способностей личности. Именно в нем глубоко раскрывается индивидуальность каждого человека, а совместное творчество предполагает воспитание терпимости к чужому мнению, уважение человеческого достоинства, развития духа партнерства и сотрудничества, то, что сейчас, так необходимо нашему обществу, то чего порой нам не хватает в наших детях, да и в нас самих, взрослых.
С января 2016 года МАОУ СОШ № 30 г. Томска является муниципальной инновационной площадкой и работает над проектом «Модель внеурочной деятельности как инновационная составляющая ФГОС в 5-11 классах», целью которого является создание психолого-педагогических условий для апробации и описания модели внеурочной деятельности как инновационной составляющей ФГОС 5-11 классов общеобразовательной школы.
Наша школа находится в благоприятных условиях ресурсного взаимодействия: музыкальная школа № 4, центр «Планирования карьеры», детско-юношеские спортивные школы, Афганский центр, библиотеки и др.
В рамках проекта были определены оптимальные организационные и педагогические условия, способствующие развитию личности школьников в пространстве дополнительного образования и внеурочной деятельности, разработаны технологии взаимодействия педагогов школы и учреждений дополнительного образования, детей микросоциума, а также создана и апробирована модель управления инновационным проектом в условиях его реализации.
К данному проекту были созданы и апробированы интегрированные программы творческих объединений, внеурочной деятельности, кружков, секций; технологии воспитания, ориентированные на инновационную деятельность педагогов основного и дополнительного образования в условиях ОУ.
В рамках работы проблемно-творческих групп (ПТГ) разработаны и апробированы диагностические материалы для проведения мониторинга творческого развития личности школьников, социальный запрос родителей на внеурочную деятельность, а также разработана модель психолого-педагогического сопровождения (ППС) участников проекта.
Новым в данном проекте являются следующие положения:
концептуальное определение развития внеурочной деятельности (воспитания) и дополнительного образования в современных условиях, модель внеурочной деятельности как инновационная составляющая ФГОС в 5-11 классах, обеспеченной ресурсами;
создание и апробирование учебно-методического обеспечения внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС;
наличие собственной сетевой модели образования;
апробированные новые механизмы сетевого взаимодействия;
нормативное закрепление вводимых в учреждении новшеств и инноваций;
апробация современных форм и методов совершенствования учительского корпуса;
наличие апробированных инновационных практик, продуктов инновационной деятельности, готовых для массового внедрения в педагогическую практику;
определение оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих созданию развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и используются следующие подходы:
Системный – направлен на рассмотрение личности ребенка как целостного единства со множеством взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов;
Деятельностный – характеризует активное взаимодействие обучающихся (воспитанников) с окружающей действительностью «в деятельности и через деятельность»;
Средовой – способствует удовлетворению «насыщенной» познавательной потребности школьников в социуме.
Исходя из данных подходов, была выстроена организационная модель ППС участников проекта которая включает взаимосвязанные компоненты: педагогический, психологический и технологический, которые выполняют развивающую, диагностическую, интегрирующую, регулирующую, защитную компенсирующую функции.
Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых (К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская и др.), в которых раскрывается личностно-ориентированный подход как основа психолого-педагогического сопровождения, определяющая при построении модели ПП сопровождения приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности учащегося, максимальный учет ее индивидуальных, субъектных и личностных особенностей.
Модель ППС участников инновационного проекта базируется на следующих идеях:
Развития школьника, его творческой индивидуальности в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ, развитие личности педагогов и образовательно-воспитательной системы в целом.
Творчества, которое лежит в основе универсального механизма развития личности, обеспечивает ее вхождение в мир культуры.
Сотрудничества, реализующейся в партнерских отношениях субъектов в пространстве совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивающей творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности.
Выбора и ответственности, позволяющей предоставить ученику и педагогу возможность выбора образовательных маршрутов в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Ее признание означает, что воспитанники и педагоги свободны и ответственны в становлении собственных личностей.
Здоровье –развитие личности школьника немыслимо без сохранения и укрепления здоровья.
Открытости – школа открыта для широких социальных связей: с творческой интеллигенцией, представителями науки, различными творческими объединениями.
Очень важно для нас стало, чтобы не школьник адаптировался к имеющимся условиям, а условия проектировались с адаптацией на особенности ученика.
Исходя из целей и задач ППС в рамках проекта, на основе системно-деятельностного и средового подходов, разработана обогащено-содержательная модель развития творческой личности школьника «Ученик – творческая личность», структура которой задается интеграцией целевого, содержательного, организационного, дополнительного и индивидуального образования.
УЧЕНИК – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
Когнитивный компонент
Мотивационный компонент
Деятельностный компонент, социализация
развитие способностей интеллектуальных и творческих;
развитие творческих успехов:
- активность;
- креативность;
целеустремленность.
потребность в успехе и желание реализовать себя в разных видах творческой деятельности;
познавательный интерес и любознательность:
- самопознание;
- самоопределение;
- саморазвитие;
- самореализация.
способность активно жить в общей для всех окружающей действительности;
нормы, этика, ценности;
удовлетворенность процессом и результатами видов творческой деятельности;
комфортность образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.
2. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
3. Степанов Е.Н., Андреев А.А. Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения // Практика административной работы в школе. - №6, 2002г. – с. 50-53.
4. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. Из-во "Речь" Санкт-Петербург, 2005. – 106 с.