Занятие "Помни о других - ты не один на свете" (курс "Азбука нравственности")
Занятие "Помни о других - ты не один на свете" (курс "Азбука нравственности")
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Как правило, педагоги сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. При этом многие забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. В начальной школе обучающиеся знакомятся с курсом "Азбука нравственности". Это вводная часть нравственного просвещения детей на уровне формирования у них систематических первичных представлений о нравственности. В подготовительном и первом классах у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому методика работы построена на конкретных ситуациях. В последующих классах, с развитием способности к абстрагированию, дети подводятся к обобщению разных ситуаций, отвечающих тем или иным нормам поведения. Программа включает девять взаимосвязанных разделов, в каждом разделе названия тем, материал которых углубляется и расширяется от класса к классу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие "Помни о других - ты не один на свете" (курс "Азбука нравственности")»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида, г. Новокузнецка Кемеровской области
"Азбука нравственности"
в начальных классах
с легкой степенью умственной отсталости
Составители: Золотарева Н.А., Борисова О.Н.
учителя начальных классов МКС(К)ОУ для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78» VIII вида
г. Новокузнецка Кемеровской области
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Как правило, педагоги сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. При этом многие забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.
Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.
В начальной школе обучающиеся знакомятся с курсом "Азбука нравственности". Это вводная часть нравственного просвещения детей на уровне формирования у них систематических первичных представлений о нравственности. В подготовительном и первом классах у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому методика работы построена на конкретных ситуациях. В последующих классах, с развитием способности к абстрагированию, дети подводятся к обобщению разных ситуаций, отвечающих тем или иным нормам поведения.
Программа включает девять взаимосвязанных разделов, в каждом разделе названия тем, материал которых углубляется и расширяется от класса к классу.
Тематическое планирование
по курсу «Азбука нравственности»
подготов. - 4 классы
н/п
Разделы
Количество часов
1
Вводное занятие
1
2
Поведение в школе
1
3
Как быть аккуратным
1
4
Правила вежливости
1
5
Как быть трудолюбивым
1
6
Общение с окружающими
1
7
Этикет
1
8
Культура поведения
1
9
Итоговое занятие
1
Итого
9
Календарно-тематическое планирование
п/п
Подготов. класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
Вводное занятие (диагностическое)
2
Правила поведения на уроке и на перемене
Правила поведения в гардеробе
Правила поведения в столовой
Правила поведения в библиотеке
Правила поведения в школе и на школьном дворе
3
Соблюдай правила гигиены
Каждой вещи своё место
Опрятность и аккуратность в одежде
Как быть бережливым
Умей ценить своё время и чужое (правила аккуратности)
4
Волшебные слова
«Ежели вы вежливы»…
Когда говорят «Извините»
Уважай своё время и время других
Как быть предупредительным
5
Наш труд в классе
Как быть прилежным и старательным
Ученье свет, а не ученье тьма
Учусь правилу «Всё делаю сам»
Культура и дисциплина труда
6
Что такое добро и зло
Ты и ты твои друзья
Всегда держи своё слово
Как оценить поступки других
Помни о других – ты не один на свете
7
Азбука вежливости
Как приветствовать людей
Как вести себя с людьми
Обращение к другу
Обращение с просьбой о новостях
8
Как вести себя дома и на улице
Прозвища давать нельзя
Честность и правдивость
Правила поведения на природе
Правила поведения в театре и кино
9
Итоговое занятие (диагностическое)
Исходя из данного распределения, каждый учитель – с учётом особенностей класса, личных знаний, умений и навыков – составляет конкретный план проведения занятий. При этом он ориентируется на учебное пособие «Азбука нравственности», которая предназначена для творческого использования.
Усвоение детьми системы нравственных знаний сгруппировано во взаимосвязанные содержательные линии, каждая из которых находит своё воплощение в разных формах на соответствующих этапах школьного обучения.
Работа над содержательными линиями курса представляет собой спиралеобразную схему:
В подготов. и 1-м классе дети воспринимают правила поведения со слов учителя
Во 2-м классе ребёнок усваивает правила школьной дисциплины, изучает правила вежливости, учится быть предупредительным.
В 3-м классе дети осознают, что поступки служат основанием для того, чтобы дать характеристику ученику: он добрый, справедливый, старательный или, наоборот, недобрый, несправедливый и т. д.
В 4-м классе процесс нравственного образования предполагает преемственность определённых общих положений, которые проходят единой нитью через все классы, через все занятия.
Важным методом в работе с детьми является процесс анализа в ситуациях нравственного выбора. На занятиях учитель предлагает воображаемые ситуации, в которых дети принимают на себя роль их субъектов, которым предстоит сделать выбор поступка: уступить или не уступить товарищу, помочь или не помочь и т. д. Далее им предлагается объяснить мотивы и основания своего выбора.
Правильный выбор формы проведения занятия в соответствии с целью курса существенно усиливает воспитательный эффект совместной с обучающимися деятельности.
Предлагаем одно из занятий данного курса (раздел «Общение с окружающими»).
Занятие по курсу «Азбука нравственности» для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости
Тема: « Помни о других - ты не один на свете»
«Ты живешь на свете не один, а среди людей,
поэтому твои поступкимогут радовать
или огорчать окружающих и тебя самого».
Цель: объяснение воспитанникам, что подразумевается под понятием «помнить о других»; способствовать развитию у обучающихся критического осмысления своих и чужих поступков.
Задачи:
расширить и дополнить знания обучающихся о правилах общения с окружающими; закрепить понятия: друг, дружба, товарищ, помощь, обида, забота, плохие и хорошие поступки, родители, уважение к родителям;
корригировать внимание, память, речь обучающихся;
воспитывать уважение к окружающим.
Оборудование: Цветные иллюстрации на тему: «Плохие и хорошие поступки», памятка «Основные правила общения с окружающими», раскраски.
Предварительная работа: заучивание стихотворения.
ХОД
Орг. момент: Хором все обучающиеся:
Рады видеть мы гостей,
Говорим всем «Добрый день!»
I Вступительная часть
Учитель: Мы проведём занятие на тему «Помни о других-ты не один на свете» из раздела «Общение с окружающими».
- Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение - от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «невоспитанный человек, некультурный человек». Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе..» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом. (Воспитанники сидят за круглым столом, берутся за руки и закрывают глаза)
II Основная часть
Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие по городам необычной страны «Общение с окружающими».
2.1 Город «Ты и твои друзья» - стих читает Саша С.
В делах и играх мы с вами Должны оставаться друзьями. Да здравствует вежливость и доброта! Да здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злится – стыдится.
Воспитанникам предлагается хлопать в ладоши, если поступок хороший.
Обсуждение товарищеских, дружеских отношений в классе.
- У нас в классе ребята умеют дружить?
- Кого вы хотели бы видеть своим другом и почему?
Вывод: будь сам настоящим другом и у тебя будет много друзей!
Тот, кто хочет дружить, должен этому научиться. И начинать нужно с самого себя.
2.2 Город «Читалочка» - воспитанники читают и обсуждают стих-е Я. Аким «Мой брат Миша»
-Почему когда старший брат видел Мишу, ему становилось весело?
-Почему маленьких нельзя обижать?
-Какие отношения у вас с младшими ребятами?
Вывод:никогда не обижай маленьких!
2.3 Город "Наши поступки" (игра)
Учитель: Предлагаю поиграть в игру: хорошие поступки и плохие
На экране: учить уроки обижать малышей
помогать друзьям мешать кому-либо
говорить правду обзываться
слушать учителя на уроке драться
быть вежливым
уважать родителей быть обидчивым
перебивать говорящего
(предлагается назвать хорошие поступки)
Воспитанники берут сюжетные картинки и объясняют где хорошие, а где плохие поступки и почему?
Вывод: совершая только хорошие поступки мы будем радовать всех окружающих!
2.4 Город « Твоя семья»
Воспитанники читают и обсуждают правила поведения в семье:
1) быть вежливыми, внимательными;
2) стараться помочь по хозяйству;
3) тихо вести себя, когда взрослые отдыхают;
4) выполнять их просьбы;
5) следить за порядком в своей комнате.
Чтение и обсуждение рассказа Е. Благинина «Мой дедушка».
Вывод: уважай своих родителей, помогай им во всём, никогда их не огорчай!
2.5 «Основные правила общения с окружающими»
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, я вам раздам памятки «Основные правила общения с окружающими» для домашнего чтения и обсуждения с родителями.
Будь вежливым в словах, жестах, поступках.
Не причиняй другим неудобств, неприятностей, обид.
Умей управлять своими эмоциями и желаниями.
Будь ласковым и внимательным к родителям и близким, помогай им.
Будь приветливым и доброжелательным к товарищам.
Не ссорься с друзьями, долгой обиды не держи, не жадничай,
не ябедничай, не зазнавайся.
Будь внимательным и предупредительным к пожилым людям и малышам.
Учись переживать горе, радость и заботу окружающих тебя людей.
Со взрослыми говори уважительно, здоровайся первым.
Всегда говори «спасибо» тому, кто в чем-то помог тебе, учись быть благодарным.
Извинись, если кому-то причинил неприятность, обидел.
Никогда не опаздывай, цени свое время и время других.
Если дал обещание, сдержи его.
Содержи в порядке свои вещи и одежду.
Соблюдай личную гигиену.
Соблюдай чистоту дома, в школе, на улице, в общественных местах.
Соблюдай правила поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах.
(памятки раздаются детям для домашнего чтения с родителями)
III Заключительная часть: (учитель предлагает воспитанникам закрыть глаза и вернуться в свой класс)
3.1 Правила общения в классе (воспитанники читают, обсуждают, вспоминают примеры из жизни класса):
уважай мнение товарищей;
поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой;
если хочешь, чтобы у тебя было много друзей никогда не обманывай;
будь сам настоящим другом;
не обижай и не обижайся;
не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
не ябедничай;
будь внимательным.
Вывод: то, что нравится нам, далеко не всегда может понравиться другим, поэтому, прежде чем что-то совершить, необходимо подумать о реакции окружающих
П О М Н И !
Ты живешь на свете не один, а среди людей, поэтому твои поступки
могут радовать или огорчать окружающих и тебя самого.
Приложение:
Я.Аким
Мой брат Миша
Ох, до чего ж он рыжий, Мой младший братик Миша! И волосы рыжие, И ресницы рыжие, Проснусь и сразу весело, Когда его увижу я. Над непослушным Мишей Хлопочет вся семья, Но мой братишка рыжий Все делает, как я. Я прыгаю - он прыгает, Ем кашу - кашу ест, Я съел тарелку мигом - И он в один присест. Я Мишу не обижу, Толкнет меня - терплю: Он маленький, мой братик, И я его люблю.
Вопросы: 1. Почему когда старший брат видел Мишку, ему становилось весело? 2. Почему на маленьких нельзя обижаться? Как нужно поступать, если маленькие не слушаются?
3. Какие отношения у вас с младшими ребятами?
Е.Благинина Наш дедушка
Наш дедушка не любит тени. Он любит солнышко, тепло. Дрожат у старого колени, Ходить бедняге тяжело.
Он ничего почти не видит, Не слышит ничего - глухой… Его и курица обидит. Наш дедушка совсем плохой!
Но без него мы жить не можем, Он нам как будто бы родной. Он выйдет - мы ему поможем Поставить стульчик раскладной.
И хорошенечко усадим, Укроем ноги, а потом Седую бороду разгладим Или в косички заплетем.
А если сказку дед затеет, Сидим до самой темноты. Никто и двинуться не смеет - Все слушают, разинув рты.
Ну есть ли где-нибудь на свете Такая дружба, как у нас? Хотите, мы вас сказки эти Расскажем в следующий раз?
Вопросы: 1. Как внуки помогали своему дедушке? 2. Есть ли у вас дедушка? Как вы ему помогаете? 3. Как нужно помогать пожилым людям?