kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана в соответствии со стандартами 2 поколения  на основе рабочей тетради Мищенковой " Азбука нравственности"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Азбука нравственности »

2 « А» класса





























1. Пояснительная записка.


Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Азбука нравственности» составлена на основе про­граммы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями.

Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.


В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.


Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на

- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;

- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;

- раскрытие способностей и талантов учащихся,

- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Курс «Азбука нравственности рассчитан на 101 час, из них в 1 классе – 33ч., 2-3 классы – 34 ч.(с нагрузкой 1 раз в неделю плюс 2 часа дополнительно, котрые учитель может использовать по усмотрению: пропустить, заменить) во внеурочное время.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности».


Цель программы:

создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

начать формирование второго уровня воспитательных результатов;


Задачи программы:

- сформировать систему нравственных ценностей;

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;

- формировать экологически воспитанную личность;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;



Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.


Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).




Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»


Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.


Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.






Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».


Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.


Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.


Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.


Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.



Личностные, метапредметные результаты.


Личностные универсальные учебные действия:


У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия:


Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;


Познавательные универсальные учебные действия:


Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


Коммуникативные универсальные учебные действия:


Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».



В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.


Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.

7. Сострадать животным, не обижать их.

8. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

9. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

10. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.


Уметь:

1. Замечать красоту природы.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.


В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.


Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

4. Быть сострадательными к чужому горю.

5. Не обижать животных и птиц.

6. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

7. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

8. Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

9. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

10. Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.



Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».

1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

2. Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);

4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);

7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

9. Туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).



Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности».


1 класс. (33 ч. + 2 ч. дополнительно)


«Я и школа» (2 ч.)

Здравствуй школа! Вот и стали мы учениками…

«Я и окружающие»(19 ч.)

Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!» Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это Я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчёлке. Как у зайчонка зуб болел. Приглашаем гостей.

«Я и семья»(1ч.)

Поезд везёт подарки мамам.

«Я и природа»(5 ч.)

Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.

«Я и книга»(4 ч.)

В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк». К. И. Чуковский и его произведения « Краденое солнце».

«Я и животные»(1 ч.)

Нам нравится гулять по зоопарку…

«Я и здоровье»(3 ч.)

В царстве Мойдодыра. На пороге лета. На рыбалке.



2 класс (34 ч. + 2 ч. дополнительно)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(34 часа)

1. Этика общения (12 часов). В разделе полнее (по сравнению с первым годом обучения) раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения. Доброе слово, что ясный день.«Ежели" вы вежливы».Да здравствует мыло душистое. Когда идешь по улице. Узнай себя. Нам счастья не сулит обида чья-то. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Добро не лихо – ходит тихо. Жизнь дана на добрые дела (праздник).

2. Этикет (9часов). В разделе раскрывается этическая сущность этикета посредством заочных путешествий в мир сказки, где на примере сказочных героев разбираются и анализируются способы поведения детей в различных ситуациях. Простые правила этикета. Повседневный этикет.Весѐлые правила хорошего тона. Первая сказка об этикете. Вторая сказка об этикете. Путешествие в страну этикета. Просим к столу (новогодний праздник).

3. Этика отношений с окружающими (8 часов). В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения. Путешествие в волшебную сказку. Я могу быть волшебником. Маленькое дело лучше большого безделья .Любимый уголок родной Отчизны. У каждого народа свои герои. Мы соберѐм большой хоровод. Я люблю маму милую свою. Поздравляем наших мам (праздник).Люби всѐ живое (экскурсия).

4. Этика отношений в коллективе (5 часов). В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников. Если радость на всех одна. Мой класс – мои друзья.«Самолюб» никому не люб. Поиграем и подумаем. О дружбе мальчиков и девочек. Путешествие в мир мудрых мыслей. Доброта, что солнце (итоговое занятие). Подарок коллективу (праздник)


«Я и школа»(1ч.)

О культуре поведения в школе.

«Я и окружающие»(12 ч.)

Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть? О профессии и трудолюбии.

«Я и семья»(2 ч.)

Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме.

«Я и природа» (8 ч.)

Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.

«Я и книга»(8 ч.)

Узнай меня! Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.

«Я и животные» (2 ч.)

Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.

«Я и здоровье»(3 ч.)

Тише, пожалуйста! Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.



3 класс (34 ч. + 2 ч. дополнительно)


«Я и окружающие»(11ч.)

О себе, о дружбе, о друзьях. О добре и зле. « У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка».

«Я и семья»(1ч.)

Роза для мамы

«Я и природа»(7 ч.)

И снова об осени. Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.

«Я и книга»(10 ч.)

Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино. Знаменитые малыши. Нейзнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.

«Я и животные»(4 ч.)

О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.

«Я и здоровье»(3 ч.)

Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.


4 класс (34 ч. + 2 ч. дополнительно)


«Я и школа» (2 ч.)

С днем знаний!


«Я и окружающие» (17 ч.)

И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе. В который раз о дружбе. Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучат.


«Я и семья» (2 ч.)

Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.


«Я и природа» (5 ч.)

Осенняя сказка. Экологическая карусель. Люди! Берегите природу! Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает.


«Я и книги» (3 ч.)

Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. О Робинзоне Крузо.


«Я и животные» (1ч.)

Кошки.


«Я и здоровье» (5 ч.)

Мы – за здоровый образ жизни. О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения.


Научно – методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».


А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.

Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013г.

Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.

Закон РФ «Об образовании».

Интернет – ресурсы

Мультимедийный фонд

Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.

Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.

Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ( стандарт второго поколения).

В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.


7. Формы контроля и критерии оценки результатов:


Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Итоговый контроль в формах:

• тестирование;

• практические работы;

• творческие работы;

• анкетирование родителей и учащихся;

• моделирование и решение жизненных ситуаций.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;




8. Формы контроля и критерии оценки результатов:


1. Компьтер;

2. медиапроектор;

3. информационная доска;

4. магнитофон;

5. цветные мелки.

Календарно-тематическое планирование «Азбука нравственности». - 2 класс. 2018-2019уч.г


п\п

в

тем е

дата

Тема


УУД


1 четверть-8ч

Этика общения-12ч



1.

1

06.09

О культуре поведения в школе


В разделе раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения. Доброе слово, что ясный день. «Ежели" вы вежливы».Да здравствует мыло душистое. Когда идешь по улице. Узнай себя. Нам счастья не сулит обида чья-то. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Добро не лихо – ходит тихо. Жизнь дана на добрые дела (праздник).


Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;

- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;

Познавательные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;

- составлять сообщения в устной и письменной форме;

- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для


2.

2

13.09

Под крышей дома моего



3.

3

20.09

Времена года



4.

4

27.09

Отправляемся в путешествие



5.

5

04.10

Узнай меня!



6.

6


11.10

Не надо больше ссорится


7.

7

18.10

Учимся дружить



8.

8

25.10

Белый пёс в сиреневый цветочек




2 четверть-8ч


9./1

9

08.11

Учимся обсуждать проблему


В разделе раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения. Доброе слово, что ясный день. «Ежели" вы вежливы».Да здравствует мыло душистое. Когда идешь по улице. Узнай себя. Нам счастья не сулит обида чья-то. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Добро не лихо – ходит тихо. Жизнь дана на добрые дела (праздник).



10./2

10

15.11

Во саду ли в огороде




11/3

11

22.11

Слушаем сказку




12/4

12

29.11

Поговорим о собаках



Этикет- 9ч




13/5

1

06.12

Тише, пожалуйста!..


В разделе раскрывается этическая сущность этикета посредством заочных путешествий в мир сказки, где на примере сказочных героев разбираются и анализируются способы

поведения детей в различных ситуациях. Простые правила этикета. Повседневный этикет. Весѐлые правила хорошего тона. Первая сказка об этикете. Вторая сказка об этикете. Путешествие в страну этикета. Просим к столу (новогодний праздник).

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;

- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;

Познавательные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;

- составлять сообщения в устной и письменной форме;

- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для

решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;

- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

-уметь формировать свою позицию и точку зрения;



14/6

2

13.12

Занимательный журнал «Имена»



15/7

3

20.12

Колечко красоты



16/8

4

27.12

Девочка и разбойники



3 четверть-10ч


17/1

5

17.01

Экскурсия в медицинский кабинет



18/2

6

24.01

Зима в лесу



19/3

7

31.01

По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка»



20/4

8

07.02

Для чего нам нужны глазки



21/5

9

14.02

И снова сказка




Этика отношений с окружающими- 14ч


22/6

1

21.02

Давайте, друзья, поговорим о маме


В разделе раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения. Доброе слово, что ясный день. «Ежели" вы вежливы».Да здравствует мыло душистое. Когда идешь по улице. Узнай себя. Нам счастья не сулит обида чья-то. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Добро не лихо – ходит тихо. Жизнь дана на добрые дела


23/7

2

28.02

Лепим снеговика




24/8

3

07.03

Цветик – семицветик




25/9

4

14.03

Волшебники и волшебные предметы



26/10

5

21.03

Животные с книжных страниц


4 четверть-9ч



27/1

6

04.04

Спешим на помощь к бабке Ёжке


В разделе раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения. Доброе слово, что ясный день. «Ежели" вы вежливы».Да здравствует мыло душистое. Когда идешь по улице. Узнай себя. Нам счастья не сулит обида чья-то. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Добро не лихо – ходит тихо. Жизнь дана на добрые дела (праздник).


Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;

- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;

Познавательные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;

- составлять сообщения в устной и письменной форме;

- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;


28/2

7

11.04

День космонавтики



29/3

8

18.04

Тропинка



30/4

9

25.04

Ох уж этот вечер!..

Сказочные фанты



31/5

10

02.05

И снова сказочные фанты



32/6

11

08.05

Школа насекомых




33/7

12

16.05

Кем быть?



34/8

13

23.05

Лето в загадках




35/9

14

30.05

О профессиях и трудолюбии



























3 класс.


п\п

дата

Тема

Кол-во

часов

Цикл

Воспитание качеств

1.


Путешествие в сказку

1

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

2.


И снова об осени…

1

Я и природа

Умения восхищаться красотой природы

3.


О себе, о дружбе, о друзьях…

1

Я и окружающие

умения понимать особенности переживаний другого

4.


О добре и зле

1

Я и окружающие

Стремления к самосовершенствованию

5.


Посылка от сказочных героев

1

Я и книга

Любви к чтению художественной литературы

6.


Письмо дедушки Морфея

1

Я и здоровье

Стремления к здоровому образу жизни

7.


Эдуард Успенский

1

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

8.


Выглянуло солнышко…

1

Я и природа

Толерантного отношения к осенним невзгодам

9.


О кошках и собаках

1

Я и животные

Доброго отношения и чувства ответственности за домашнего питомца

10.


«У камина»

1

Я и окружающие

Умения обсуждать проблему; доброжелательности, честности, толерантности, понимания, отзывчивости

11.


Клуб «Выручайка»

1

Я и окружающие

Интереса к чтению художественной литературы; стремления приходить на помощь нуждающимся

12.


Слушаем сказку

1

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

13.


О животном не очень приятном

1

Я и животные

Терпимого отношения к лягушкам и жабам

14.


В гости к друзьям из Простоквашино

1

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

15.


Что за праздник без цветов…

1

Я и природа

Умения видеть красоту цветов и восхищаться ею

16.


В мире профессий

1

Я и окружающие

Уважения к труду


17.


Наши страхи

1

Я и здоровье

Умения находить выход из критической ситуации; чувства ответственности за свои поступки

18.


Что такое зима?

1

Я и окружающие

Умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою

19.


Знаменитые малыши. Незнайка.

1

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

20.


Экзотические животные

1

Я и животные

Доброжелательного отношения к представителям фауны

21.


Зимушка-зима

1

Я и природа

Чувства любования красотой русской природы

22.


Зимние забавы

1

Я и здоровье

Стремления к здоровому жизни


23.


Да здравствуют книги!

1

Я и книга

Умения выражать благодарность книгам и людям, создавшим их

24.


Роза для мамы

1

Я и семья

Уважения к матери, чувства доброты, любви, заботы и благодарности

25.


Принцессы Шарля Перро

1

Я и окружающие

Лучших женских качеств


26.


Клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

Любви к чтении. художественной литературы

27.


И снова клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

Любви к чтении. художественной литературы

28.


Бабочек весёлый хоровод

1

Я и природа

Бережного отношения к окружающей среде

29.


Театр кошек Юрия Куклачёва

1

Я и животные

Любви к домашним животным

30.


Учимся работать в микрогруппе

1

Я и окружающие

Доброжелательности, сплочённости, толерантности

31.


Фея Фантаста

1

Я и книга

Стремление к чтению художественной литературы

32.


Хлеб – наше богатство

1

Я и окружающие

Бережного отношения к хлебу, уважения к людям, выращивающим хлеб

33.


Берегите время!

1

Я и окружающие

Бережного отношения ко времени

34.


Цветочная карусель

1

Я и природа

Любви к природе


35.


В гостях у белочки

1

Я и природа

Бережного отношения к природе


36


«Ромашка»

1

Я и окружающие

Умения работать в микрогруппе; чувство коллективизма



ИТОГО

33+3








4 класс.


п\п

Тема

Кол-во

часов

Цикл

Воспитание качеств

1.

С днем знаний!

1

Я и школа


Любовь и уважение к школе

2.

Осенняя сказка

1

Я и природа

Умение восхищаться красотой природы

3.

Семейный калейдоскоп.

1

Я и семья

Развитие этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения; доброе отношение к семье

4.

И это тоже я!

1

Я и окружающие

Понимание чувств других людей


5.

О профессиях и трудолюбии.

1

Я и окружающие

Уважение к людям различных профессий

6.

В который раз о дружбе.

1

Я и окружающие

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

7.

В который раз о дружбе

1

Я и окружающие

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

8.

Мы – за здоровый образ жизни.

1

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни.

9.

Как выбирать друзей.

1

Я и окружающие

Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

10.

О режиме дня.

1

Я и здоровье

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

11.

Экологическая карусель.

1

Я и природа

Бережное отношения к природе


12.

Накануне новогодних праздников.

1

Я и окружающие

Развитие внимания, мышления, воображения, уважение к русским традициям

13.

Берегите книгу.

1

Я и книга

Развитие внимания, мышление, память, бережное отношение к книге.

14.

О рыцарстве.

1

Я и окружающие

Развитие доброжелательного отношения к девочкам.

15.

День рождения старой ели.

1

Я и окружающие

Развитие чувства доброты, отзывчивости

16.

Будь здоров!

1

Я и здоровье

Развитие бережного отношения к своему здоровью

17.

Люди! Берегите природу!

1

Я и природа

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

18.

О совести.

1

Я и окружающие

Умение выходить из неприятных ситуаций с достоинством, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими

19.

Учимся быть щедрыми.

1

Я и окружающие

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, доброты, щедрости

20.

Путешествие капельки.

1

Я и природа

Бережное отношение к воде


21.

Настроение.

1

Я и окружающие

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

22.

На экономической волне.

1

Я и окружающие

Развитие внимания, смысловой памяти, бережливости

23.

Секреты здоровья.

1

Я и здоровье

Развитие стремления к здоровому образу жизни, внимания, мышления, воображения.

24.

Кошки.

1

Я и животные

Чувство ответственности за прирученное живое существо

25.

Приглашение к разговору.

1

Я и окружающие

Развитие чувства доброты, отзывчивости, стремления быть настоящим и прилежным учеником

26.

Полюбуйся, весна наступает.

1

Я и природа

Развитие умения видеть прекрасное в природе, любоваться весенними картинами.

27.

Наши бабушки.

1

Я и семья

Развитие чувства благодарности и уважения к бабушкам.

28.

Игры в самих себя.

1

Я и окружающие

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, воспитание чувства уважения к самому себе.

29.

Сказки Г.-Х. Андерсена

1

Я и книги

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

30.

Учимся шутить.

1

Я и окружающие

Развитие чувства такта по отношению к окружающим, внимания, воображения

31.

Живи, не требуя награды.

1

Я и окружающие

Развитие чувства сострадания и милосердия

32.

Покуда сердца стучатся.

1

Я и окружающие

Развитие чувства гордости за великую Победу и благодарности ветеранами

33.

О Робинзоне Крузо.

1

Я и книги

Развитие настойчивости в достижении цели, способности сохранять мужество, стойкость в сложных жизненных ситуациях.

34.

О вреде курения.

1

Я и здоровье

Стремление к здоровому образу жизни.

35-

36

КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…»

2

Я и окружающие

Умения работать в микрогруппе; чувство коллективизма


ИТОГО

34+2












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Автор: Миронова Ольга Александровна

Дата: 06.10.2019

Номер свидетельства: 521817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"."
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_azbuka_nravstvennosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "590991"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636563732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука православия» (2 год обучения)"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiazbukapravoslaviia2ghodobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "339636"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471412919"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-piervom-klassie-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468558690"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  духовно-нравственного направления  «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ» "
    ["seo_title"] => string(110) "rabochaia-programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dukhovno-nravstviennogho-napravlieniia-azbuka-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "244211"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445884418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Уроки нравственности" (1-4 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_dukhovno_nravstviennogho_napra"
    ["file_id"] => string(6) "356161"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478506593"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства